Псков, 26/10, 1943. Советская пропаганда на всех перекрестках проповедовала презрение к Западу. Отгородив Советский Союз китайской стеной от остального мира, большевики везде и всюду заверяли советских граждан, что Европа представляет лишь мрачную картину капиталистической эксплуатации, нищеты рабочих и крестьян, безработицы, морального разложения. На этом искусственно созданном черном фоне вовсю расписывались пресловутые достижения сталинской системы во всех областях государственной, хозяйственной и культурной жизни..
Сталинская конституция, представлявшая наглый обман трудящихся, провозглашалась большевиками самой демократической конституцией в мире. Рабское и нищенское существование советских рабочих и колхозников рисовалось как счастливая, зажиточная и свободная жизнь по сравнению с положением угнетенных капиталистами пролетариев и крестьян "гниющего Запада". Таким образом, советская пропаганда непрерывно занималась клеветой на положение народов других стран. Ее лейтмотив уловил советский горе-поэт Лебедев-Кумач, всерьез писавший о Советской Союзе: "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек".
Но недаром советские люди предпочитают заменять эти слова более выразительными "где так вольно дохнет человек". Советский застенок давал материал для такого печального юмора в гораздо большей мере, чем для гордости перед всем светом большевицкими достижениями. Да и сами большевики, на словах забрасывая Европу грязью и кичась своими мнимыми достижениями, на деле смотрели на другие страны снизу вверх. Не секрет, что советская дипломатия вовсю заискивала перед плутократами, и партийные держиморды, бесчеловечно расправляясь с подвластным народом, ходили на задних лапах перед представителями ненавистного им капиталистического мира.
Впрочем, это еще можно пытаться объяснить дипломатической хитростью и двойной игрой красной Москвы. Но как объяснить, что даже в недрах самой советской жизни у большевиков на каждом шагу проявлялось лакейское преклонение перед господами из заграницы. Для массы трудящихся буржуазный мир изображался как мир упадка и разложения - а партийные вельможи и их прихвостни только норовили поскорее погрузиться в омут этого разложении. Командировка заграницу давалась в награду за преданность Сталину и ретивое выполнение его директив. Этих командировок в буржуазный мир твердокаменные большевики добивались как манны небесной.
Когда большевики захватили Западную Украину и Белоруссию, когда они ворвались в Прибалтику, то их агенты и ставленники начали тащить оттуда, что только возможно, начиная от модных костюмов вплоть до подтяжек и одеколона. Любая мелочь, доступная прежде каждому латвийскому или эстонскому рабочему, расценивалась в палатах московских опричников чуть ли не как предмет роскоши.
Что касается рядовых советских граждан, то и для них партийные пастыри предлагали имитацию заграничных мод и изделий, видя в этом единственную возможность оправдать сталинские слова "жить стало лучше, жить стало веселее".
Советские пошивные предприятия изготовляли пальто с невероятно широкими плечами только потому, что нечто подобное можно было усмотреть из зарубежных кинокартин. В советских парикмахерских бедных машинисток и счетоводчиц начинали причесывать по картинам из парижских журналов. Конечно, все это было на скорую руку, по дешевке, глубоко провинциально, но важно, что даже в мелочах быта намечалось обезьянничанье с того самого Запада, который большевики провозглашали прогнившим и разложившимся. Тон здесь задавали те самые партийные и околопартийные мещане, которые, взыскуя шикарной жизни, трескались от зависти, глядя на зарубежных плутократов и плутократиков.
Война между СССР и Германией показала, какими жалкими были разговоры большевиков об их превосходстве над Европой. Китайская стена, четверть века отделявшая наш народ от жизни других народов, рухнула. Результатом этой войны явится разгром большевизма и приобщение людей к европейской жизни. На место показного презрения к "буржуазному Западу" и обезьяньему подражанию "шикарной жизни" европейских мещан придет подлинное овладение достижениями европейской культуры. Только при таком условии наш народ сможет вновь занять свое место среди других европейских народов.
А. Бестужев
Газета "За Родину", Псков № 251(346), среда, 27 октября 1943 года
* * *
P.S. Со сказанным в заметке преимущественно соглашусь, но "подлинное овладение достижениями европейской культуры" никоим образом не могу считать единственным условием для "занятия своего места среди других европейских народов". Речь, убежден, должна прежде всего идти о возрождении наших собственных устоев и национальной культуры. А все лучшее - будь то на Западе или на Востоке - Россия охотно брала на вооружение всегда. И уж никаких комплексов на сей счет у нас не было ("немцы" ведь...) - пока их не начал насаждать Петр I и окончательно не закрепили в сознании большевики. Но теперь глаза, мне кажется (скорее - верится), постепенно "протираются" и пелена обаяния Западом спадает… Поживем (если доживем) - увидим.