Продолжаем потихоньку...
Формирование отдельных рот имело такой же механизм, как формирование отдельных батарей или рот береговой обороны. Основой их послужили организованные национальной гвардией пункты и филиалы, которые, в системе мобилизации до 30-х годов имели помимо мирной организации в виде филиалов, еще и военную. Первичные организации формировали :
SAKO - Suojeluskuntien Ase- ja Konepaja Osakeyhtiö, Национально-гвардейская рота оружия и пулеметов. (Не уверен наверняка (надеюсь автор прокомментирует), но по-моему, тут какая-то жесткая терминологическая ошибка. Поскольку приведенный термин означает "Оружейное и машиностроительное акционерное общество Шюцкора (национальной гвардии)". Причем "оружейное" (asepaja) - это тоже производство. Вообще, насколько мне известно,
SAKO - это финская марка, производящая огнестрельное оружие. - Slon-76). Эти роты, некоторые из них были базами тренировки пулеметных команд, а другие - базой для тренировок групп тяжелых и сложных вооружений (орудий, минометов, химзащиты), основой для формирования. (Опять-таки, надеюсь автор в комментариях закончит свою мысль - Slon-76)
SKOHA - Suojeluskuntien Kauppaosakeyhtiö, национально-гвардейская рота обучения и хранения. Это то формирование, что образовывало типовой филиал (не оружейно-пулметный). Филиал - база для стрелковых и спортивных состязаний, являлся базой и для формирования SKOHA.
(И это опять-таки это не рота никакая, а еще одно финское акционерное общество под патронатом шюцкора, судя по названию, занимающееся торговлей - Slon-76)
Соответственно при переходе от мобилизации к военной службе, филиалы SAKO, те что остались после изъятия тяжелых вооружений в пользу армии, стали основой для отдельных батарей (и поэтому с такой легкостью сформировали 5ю батарею, пускай и из старых орудий ибо были на учет кадры, а орудия 1987 года - армия пренебрегла) или отдельных пулеметных рот (которые были сформированы для береговой обороны). SKOHA - стали базой для формирования «сверх-лимитных именных рот национальной гвардии», которые столь активно использовались в боях на Севере.
(С учетом вышесказанного, я не знаю как это комментировать. - Slon-76)
Теперь собственно формирования территориальной системы.
В 30-е годы территория страны была поделена на военные округа и провинции. В дальнейшем эта система развивалась, совершенствовалась. Изменялась. Военные провинции и региональные бюро (Aluetoimisto, так сейчас называется низшее территориальное военное деление) существуют и сейчас.
К 1939 году существовало 28 военных округов (sotilaspiiri) объединенных в девять военных провинций(Sotilaslääni), по числу планируемых территориальных дивизий.
Финское территориальное деление в 30-е годы.
Округ в финском понимании, это по-нашему военный район, а не наш военный округ (стратегически важное территориальное пространство очень большой протяженности).
Военное территориальное деление на округа и провинции складывалось исходя из целей военной обороны. С делением национальной гвардии оно не совпадало. Точно так же не совпадало военное деление с гражданским делением на провинции. Военные округа, правда, не разбивали низшее деление гражданской администрации - волости (вольный перевод широкого слова Kunta, типа общество, общественная формация). (Вообще слово kunta имеет вполне конкретный перевод - община, административный район, муниципалитет. Но в принципе перевод на "старорежимный" манер ("волость") наверное тоже допустим. - Slon-76)
Однако в 1939-м из-за недостатка ресурсов (средств на оборудование полностью инфраструктуры, времени на реорганизацию) несколько военных округов на севере страны (Кеми, Оулу) и на северо-востоке (Лапландия, Кайнуу) (Что уж может быть севернее Лапландии - я не знаю... Я бы казал "четыре самых северных округа" - Slon-76) имели территориальную структуру с опорой на национальную гвардию и ее филиалы, а не на военную администрацию. Т.е. в роли военных комендантов и начальников служили активисты национальной гвардии. Как правило, офицеры запаса, а в приграничной территории - действующие пограничные офицеры. Финны не имели много средств на военные нужды до конца 30-х, и поэтому свои реформы делали постепенно и целенаправленно, предварительно тщательно подготовившись. При недостатке же ресурсов -возложили на певрое время часть военных обязанностей на национальную гвардию, частично оставив за ними функции формирования и мобилизации, как это было в 20-е годы.
Финское деление, отражающее формирование территориальных дивизий.
6 округов из 28 не формировали дивизии. Это две территории на Карельском перешейке - Виипури и Кякисальми. Здесь формировались силы прикрытия и доукомплектовывались части мирного времени. Так же два приграничных округа - Сальми и Лиекса, были исключены из территориальной дивизионной системы, образовывая силы прикрытия (так как людей здесь проживало меньше, чем на Карельском перешейке, то и силы прикрытия выходили пожиже).
Два округа на бедном людьми северо-востоке, Лапландия и Кайнуу, как уже упоминалось были в мобилизационном плане замкнуты на пограничную охрану, которая в военное время формировала части обороны и сама становилась Северо-Финляндской боевой группой. Несколько наособь стояли Аландские острова, из-за которых были определённые терки со шведами в 20-е годы, и которые ввиду удаленности не могли был полноценно задействованы в обороне страны.
Остальные 22 округа формировали 9 дивизий. На каждую дивизию выходило по 2 или 3 военных округа. Каждый военный округ формировал 1 полк и 1 дивизион, иногда, при двух округах на дивизию, базой для полковой системы становились или кадры полков мирного времени, или же третий полк формировался из двух военных округов.
Как уже писалось ранее, финская военная мысль не позволяла применять формирования раздельно, только как боевые группы - в системе групп. Поэтому территориальная система разделения по округам подразделений - как пехоты (полка), так и артиллерии (дивизион) и тыловых частей дивизии (саперов, тыла и т.д.) позволяла формировать тактические боевые группы, «Осасто», максимально быстро, сразу по приходу из окрестностей мобилизационных ресурсов, на лету формируя полковые боевые группы, теоритически сразу же готовые встретить врага или поспешить к месту сбора в боеготовом состоянии.
Во главе провинции стоял начальник, как правило опытный офицер - полковник, реже подполковник, или генерал-майор, с опытом вождения войск (полк, дивизия или работа в штабе соединения/объединения). У начальника провинции был «офис» с набором офицеров, которые в мирное время занимались мобилизационной работой, а в военное время формировали штаб соединения.
Во главе округа становился так же опытный офицер (подполквник, полковник, реже майор). Будущий командир полка, он так же имел под рукой будущий кадр штаба, полка и управлений батальонов. Штаб полка артиллерии и тыловых подразделений (разведбатальона, саперов, тылов) также был «закадрирован» в том военном округе, с волостей которого формировались эти подразделения.
Усиленно готовя с самого начала организации армии военные кадры (набор в высшую академию генштаба маленькой Финляндии был меньше чем в 4 раза в сравнении с СССР, а разница по численности страны и армии наверное раз в 40-50) в распоряжении которой к 1939 году более 400 офицеров закончивших высшую академию, финское военное руководство располагало обширным пулом опытных кадров для организации небольшого но интеллектуально развитого Генерального Штаба, управления ВВС и Флота, 4-х корпусных управления (2, 3, 4 АК) и двух армейских (Карельского перешейка и Северо-финляндской группы),а так же штабов и полков для 10 дивизий военного времени (одной из числа кадровой армии, девяти территориальных) и отдельной кавалерийской бригады.
В рамах территориальной системы было сформировано:
9 управлений дивизий
22 управления пехотных полков
9 управлений артиллерийских полков
Кадр 87 пехотных батальонов
Кадр 26 артиллерийских дивизионов.
Кадр 4 отдельных артбатарей.
Вместе с выделенными для территориальной системы (помимо войск прикрытия первой очереди -пехотных бригад и кавалерии) кадрами армии мирного времени (управления шести полков и восемнадцати батальонов) организационная мощь финской территориальной системы составила 9 пехотных дивизий (27 полков) и 24 отдельных батальона, а так же одно управление отдельного полка.
Для того, чтобы территориальные дивизии и полки были боеспособны, с ними занимались. И занимались хорошо.
Для округов 9-й пехотной дивизии, которая была не до конца сколочена в плане артиллерии - недостающие кадры дивизионов, которых должно было быть не 276, а 27 (не очень понял, о чем тут речь - Slon-76) пришлись на ее долю, а так же не хватало матчасти, было организовано дооубчение. Ее окружные командиры, не офицеры армии, а активисты национальной гвардии, прошли курсы военной академии, а некоторые, как например упоминаемый командир 25 пп, Аксель Вуокко, даже служили в конец 30-х в кадровой армии, вернувшись в нее из запаса, на должности командира батальона.
Так же командные кадры территориальной системы и регулярной армии, т.е. командиров округов и провинций и командиров полков и батальонов, относительно регулярно меняли между собою.
Низшие уровни территориальной системы, а так же резервисты, так же не остались без внимания.
Всего, после формирования территориальной военной системы, на военные сборы и учения было призвано за неполных пять лет (1934-39) порядка 200 тысяч резервистов. В том числе порядка 180 тысяч, именно в армейскую среду территориальной военной системы. Здесь не учтены дополнительные учения осени 1939 года, произведенные в эпоху мировых обстрений, как некая подготовка к войне. Дополнительно до 150-180 тысяч «тренировок» (т.е. призыв одного члена на сборы, причём один тот же человек мог два раз побывать на сборах, например, в разные годы) было произведено в системе подготовки национальной гвардии.
Это очень много для такого размера вооруженных сил.
Ведь вся армии Финляндии насчитывала порядка 36 тысяч человек, в том числе 8,8 тыс на флоте (8893 кадровых перед войною), 4.5 тысячи в ВВС, 23 тысячи в сухопутных силах. Еще около 2 тыс. было в пограничной охране.
При развертывании осенью 1939 года, численность составила:
Сухопутные силы, включая и гражданский фронт и влившихся пограничников: 294 тысячи человек
Флот и береговая оборона(включая и переданные из сухопутных сил 8650 человек пехотных подразделений): 33,2 тысячи человек
ВВС и ПВО: 10 тысяч человек.
Итого 337 тысяч человек в сухопутных силах, ВВС, Флоте, береговой обороне, гражданской обороне, вооруженной местной охране и запасных формированиях.
При этом в составе армии военного времени насчитывалось примерно 16,6 тысяч офицеров, 3 тысячи из которых были офицерами мирного времени (т.е. больше чем 1/10 вооруженных сил была офицерской, и это при сильном унтер-офицерском ядре по образцу западных армий), а 13,6 тысяч (13 643) были офицерами резерва, прошедшими подготовку по программе офицерского резерва, либо когда-то кадровые офицеры уволенные в запас (как, например, известный полковник Талвела, офицер оперативного управления Генерального Штаба, с конца 20-х находившийся в запасе).
Из этих 13,6 тысяч офицеров примерно 6,8-7 тысяч были активистами национальной гвардии, регулярно участвующими в занятиях национальной гвардии. Всего в вооруженных силах было примерно 61-65 тысяч активистов национальной гвардии, каждый 8-й или 9-й из которых был офицером. Как правило, офицеры Национальной гвардии назначались на должности командиров рот или офицеров в разворачиваемых управлениях кадра батальонов-дивизионов. На высшие должности старались назначать, хоть на примере 9-й дивизии и не всегда выходило, кадровых офицеров (для чего сформировали кадр в военных округах), а на низшие - офицеров не принадлежащих к Национальной гвардии, меньше мотивированных и менее подготовленных (которые не участвовали в регулярных сборах и состязаниях). Как видно - пропорции использования мобилизационных ресурсов для подготовки территориальной системы были очень высоки. Т.е. практически 70% будущих резервистов мобилизационного ядра сухопутных войск были задействованы в военном обучении и тренировках во второй половине 30-х годов. И практически все запасники-резервисты были охвачены либо обучением в национальной гвардии, либо военными сборами. Абсолютно все вновь формируемые полки, батальоны, дивизионы территориальных соединений прошли через боевое сколачивание, причем неоднократное, на практически отрабатываемых учениях с отмобилизованнием.
Вновь развёртываемые территориальные части помимо сколачивания на низшем уровне, так же были задействованы в совместных манёврах с регулярными частями мирного времени.
Полк мирного времени кадровой финской армии был очень небольшим, до 1000 человек в пехотном полку. При этом 500-700 человек были солдатами призывниками (срок службы год), а остальные - офицеры и унтер-офицеры, на плечи которых возлагался груз отвесности подготовки и обучения специалистов, напомним, что в составе полка было всего два батальона - «пехотный» и «тяжелого вооружения».
Например, Выборгский полк в своем солдатском составе целиком помещался в новой, постройки 1927-28 года, казарме, вмещавшей 500 человек. Остальные, семейные офицеры и унтеры, жили на квартирах.
Однако полки регулярной армии очень интенсивно занимались с резервистами, призванными на короткий срок или прибывающими на учебную базу полка (учебное поле и полигон). Например, Выборгский полк Виипури или Карельский Гвардейский полк в 30-е годы перед Зимней войной, т.е. 9 лет, «прокачали» через себя 30 тысяч и 35 тысяч резервистов соответственно. Это, и собственно призываемые в полки запасники, и призываемые на манёвры из своих округов, территориальные отмобилизованные части. Из-за недостатка ресрусов и средств, финны нечасто проводили крупные учения и манеры, которые были бы зрелищные и величественные. Однако рутинные мелкие занятия и тактические выходы в поля, как регулярных войск, так и территориального резерва, как видно из вышеуказанных цифр, были очень интенсивны.
Это давало следующие плюсы:
• Органы управления и кадры мирного времени получили неоценимый и многократный опыт отмобилизования: что в каком порядке и в каком приоритете делать, как решать сложные попутные вопросы и т.п.;
• Все планы мобилизации военных структур были уточены, неоднократно и повторно, а так же приведены в реально возможный вид;
• Запасы для мобилизации, средства и силы, регулярно проверялись, учитывались, уточнялись и ремонтировались;
• Списки приписных листов (какой человек где находится и куда будет поставлен на укомплектование) так же ежегодно уточнялись, вычёркивались «мертвые души», уточнялись нормы годности и категории здоровья, место жительства и т.п.
• Кадр штабов полков, батальонов, дивизионов, дивизий, составленный из офицеров офисов военных округов и провинций, был сколочен на практических учениях, и помимо участия в командных играх, получил реальный опыт руководства войсками в наличном составе.
Однако, помимо указанных плюсов, было бы нечестно указать и на минусы:
• Несмотря ни на что, на заранее подготовленную базу и тренировки, личный состав территориальных дивизий часто в первых боях терялся. Например, передовой батальон 16-го полка 6-й дивизии в боях у Толвоярви, будучи атакован сильными силами советских войск, бросил позиции на лесистой высотке и в панике бежал. В боях в тайге на севере, отдельные батальоны часто теряли управление своими ротами, которые отступали при признаках обхвата и обхода.
• Управление на уровне батальон/дивизион и иногда полк так же хромало. Штабы батальонов терялись в сложной обстановке, не могли проверить и уточнить сведения на линии фронта, терялась без воздействия технически врага связь. Или наоборот, имея очень мотивированный личный состав, финские командиры, в первые дни войны, использовали людей «нахрапом» и необудманно, как например 6-й батальон в битве на плацдарме Кельаа.
(Тут несколько непонятно, указанные минусы автор относит к недостаткам системы или просто перечисляет некоторые вскрывшиеся в ходе боевых действий недочеты. Потому что не видно, чтобы перечисленные недостатки как-то вытекали из организационной системы - Slon-76)
К чести финского офицерского состава, они свои войска прекрасно знали, смотрели на вещи, в большинстве своем с самого начала (а потом и всегда) очень трезво и старались действия своих войск получше обеспечить и заранее, до войны, привести войска к оптимальной структуре, исходя из наличных сил.