Кухмо-1940. Третий подход Хьялмара Сииласвуо. (Часть II)

Feb 12, 2017 02:50

Начало

Когда командующий 9-й армией комкор М.П. Духанов в конце ноября составлял свои соображения по проведению операции 9-й армией, он исходил из того, что противник, имея недостаток сил и средств (главные силы финской армии должны были быть скованны в полосе 7-й и 8-й армий), в крайнем случае будет пытаться ударами с флангов в стык между 9-й и соседними армиями замедлить движение армии, а также вести диверсионную работу в тылу. Между тем, финское командование на сей счет придерживалось совершенно другого мнения.

В 1927 году в Финляндии был разработан очередной план на случай войны с СССР, VK 27, подразумевавший весьма активную оборону. На Карельском перешейке подразумевалось не только отбросить напавшие советские войска обратно к границам, но вторгнуться на советскую территорию на востоке перешейке до Лембаловского озера. Еще более масштабную «оборону» с выходом на линию Тулокса - Поросозеро - Реболы (а при удачном раскладе и дальнейшее наступление к Олонецкому перешейку и Петрозаводску) план предусматривал севернее Ладоги. Однако к середине 1930-х финский Генштаб пришел к выводу, что в войне с СССР финны не обязательно будут побеждать и решил подстраховаться, разработав новый план. Собственно, планов было два, на случай если все пойдет хорошо, и если все пойдет не очень хорошо. Первый вариант, названный VK 1, по сути повторял замысел, изложенный ранее в плане VK 27, второй, получивший название VK 2, подразумевал жесткую оборону на Карельском перешейке и в Приладожье с опорой на долговременные оборонительные линии. Версии VK 2b и VK 2c от основного плана отличались только рассмотрением более пессимистичного варианта развития событий в Приладожье с переносом линии обороны все дальше вглубь Финляндии.

А вот в отношении северной Финляндии оба варианта плана были удивительно единодушны - наступать! Главные силы финской армии здесь должны были перейти границу и овладеть районами поселков Ухта (Калевала), Вокнаволок, а на южном фланге вторгнуться в пределы СССР более чем на 100 км, нанеся удар через Реболы на Ругозеро. Кроме того, финны планировали вести активную диверсионную войну вплоть до Мурманской железной дороги.

Схема наступления Северо-Финляндской группы согласно плану VK 1.



Если читатель узнает, что в распоряжении Северо-Финляндской группы, которой предстояло свершить все эти грандиозные планы, было всего несколько отдельных батальонов, то он вполне может решить, что «в ставке Маннергейма все малахольные». Однако на самом деле финны имели вполне резонное объяснение подобной дерзости. Они были прекрасно осведомлены о том, что дорог на советской стороне границы в нормальном понимании этого слова фактически нет, а потому исходили из мысли, что Советский Союз по причине отсутствия коммуникаций просто не сможет развернуть в приграничной полосе сколько-нибудь серьезные силы. Финским батальонам, после того, как они разгромят советские отряды вторжения, придется иметь дело в худшем случае с получившими некоторое усиление от «армейцев» пограничными отрядами. Уверенность в этом была настолько сильной, что в первые дни командование Северо-Финляндской группы иногда просто отказывалось верить донесениям о перешедших границу советских полках и дивизиях.

Итак, что же из себя представляла Северо-Финляндская группа финской армии? До начала октября 1939 года в северной Финляндии регулярных армейских частей просто не было, здесь располагались только силы пограничной охраны. 6 октября, после приглашения в Москву на переговоры, финны начали мобилизацию войск прикрытия, задачей которых была оборона границы до развертывания главных сил армии. На севере Финляндии военные округа «Йоэнсу», «Лиека» и «Кайну» получили приказ немедленно начать призыв резервистов и закончить развертывание частей прикрытия к 11 октября.

Боевой состав Сееро-Финляндской группы к началу войны.


Командующим Северо-Финляндской группой был назначен генерал-майор В. Туомпо, Лапландской группы - подполковник О. Вилламо, Северо-Карельской - подполковник Э. Рааппана. Все трое были достаточно опытными офицерами-пограничниками, а Туомпо до войны возглавлял финскую пограничную охрану. Основной штатной единицей группы были отдельные пехотные батальоны, фактически представлявшие собой обычный батальон пехотного полка, но со своими тыловыми службами и собственной минометной командой, имевшей на вооружении шесть 81-мм минометов. В остальном это были те же штаб, три пехотные и одна пулеметная роты. Общая численность отдельного батальона составляла 1037 человек.

Помимо сил прикрытия, в октябре в полосе Северо-Финляндской группы началось развертывание других частей и соединений финской армии. В первую очередь это была 9-я пехотная дивизия полковника Х. Сииласвуо, дислоцированная в районе Кеми - Оулу. Дивизию сложно было назвать полнокровной, поскольку буквально сразу же по завершении формирования у неё изъяли 26-й пехотный полк и перебросили на Карельский перешеек, на юг уехал и единственный сформированный в дивизии артиллерийский дивизион. К началу войны в составе из боевых частей были только 25-й и 27-й пехотные полки, 9-й легкий отряд и 9-й полк полевой артиллерии без одного дивизиона, не имевший в наличии ни одного орудия. В том же районе полных ходом шло формирование 2-й запасной дивизии, оснащение которой было еще хуже, чем у 9-й пехотной. В районе Каяни к началу войны был сформирован IV батальон бригады полевого пополнения. Все эти части не подчинялись командующему Северо-Финляндской группы, являясь резервом Главного командования финской армии.

Вопреки расхожему стереотипу, непосредственно на Ребольском направлении общее преимущество советских войск в живой силе было не очень впечатляющим. Если под Суомуссалми 12-тысячной советской 163-й дивизии в первые дни противостояло около 1600 человек, то на ребольском направлении ситуация была менее плачевной даже к началу войны. Всего Северо-Карельская группа насчитывала в своем составе 6654 человека против 11 с небольшим тысяч в 54-й дивизии, однако, как и силы 54-й дивизии, силы Северо-Карельской группы были разделены на две неравноценные группировки.

Основная часть войск была развернута в районе Лиексы, т.е. против 529-го стрелкового полка, выполнявшего по сути вспомогательную задачу. И если 529-й полк даже со средствами усиления едва перетягивал цифру в 3500 человек, то в распоряжении подполковника Рааппана здесь было 4916 человек, в том числе штаб группы, 12-й и 13-й отдельные батальоны, 1-й резервный батальон Северо-Карельской группы, 4-я отдельная батарея, имевшая на вооружении четыре бывших российских 76-мм горных пушки образца 1913 года, различные подразделения обеспечения. Сюда же включен персонал и курсанты учебного центра в Кухмо. Фактически же силы обеих сторон на данном участке фронта были почти равными. Финны имели некоторое преимущество в пехоте (финская пехотная рота по численности несколько больше советской), а 529-й полк - в артиллерии.

Вторая группировка под командованием подполковника Ф. Иломяки, до мобилизации занимавшего должность начальника шюцкоровского округа «Кайну», располагалась примерно в 90 километрах к северу, в районе Кухмо, и насчитывала в своем составе 1738 человек. Собственно, помимо 14-го отдельного батальона самого Иломяки, тут располагалась отдельная рота лейтенанта Каасила, состоящая из пограничников, и некоторое число вспомогательных подразделений. Именно группе Иломяки предстояло принять на себя главный удар 54-й дивизии, имевшей на этом участке более 7 тысяч человек. Формально, если учесть, что оба полка дивизии были горнострелковыми, т.е. представляли собой фактически усиленный батальон, то и тут соотношение в т.н. активных штыках для финнов было не таким уж фатальным: четыре финские пехотные роты противостояли восьми советским и одному отдельному кавэскадрону. Однако весьма внушительная артиллерийская группировка дивизии - полсотни стволов от минометов до 122-мм гаубиц, а также ожидающееся прибытие на этот участок фронта 97-го танкового батальона делало положение группы Иломяки весьма незавидным. К несчастью для Иломяки, 54-я дивизия была тем редким на данном ТВД случаем, когда красноармейцы умели пользоваться лыжами.

Согласно планам финского командования, с началом войны Северо-Карельская группа должна была сразу перейти к активным действиям. Главный удар наносила южная группировка в составе 12-го и 13-го батальонов (13-й без одной роты) при поддержке 4-й батареи непосредственно на Реболы через Туливары. 1-я рота 13-го батальона выдвигалась к границе в районе Инари и далее атаковала в направлении деревни Лендеры, обеспечивая прикрытие правого фланга главной ударной группировки. Левее в направлении Ребол наносил удар и 14-й отдельный батальон без своей 2-й роты, обеспечив свой собственный левый фланг патрулями. Оба финских отряда должны были соединиться примерно в 15-18 километрах западнее Ребол и уже оттуда наносить удар непосредственно на деревню. Реализуй финны свой замысел, в полосе 54-й дивизии мы могли бы в первые же дни войны наблюдать встречное сражение между пусть и горнострелковой, но дивизией и тремя финскими батальонами. Но финское командование в последний момент решило все же не торопиться с наступлением сразу после начала войны, а подождать развития событий. Надо полагать, это решение спасло жизни не одному десятку финских солдат и офицеров.

Вооруженные Силы Финляндии, Зимняя война, Кухмо

Previous post Next post
Up