ВВС 9-й армии. Хроника 30.11.39-11.01.40. Часть 4.

Jan 06, 2012 17:58




01 января 1940 года

Финская 9 пехотная дивизия начала операцию против советской 44-й стрелковой дивизии, переданной в состав 47-го стрелкового корпуса. К вечеру финнам удалось продвинуться к дороге Раате и за ночь создать на ней несколько завалов в тылу основной группировки 44-й дивизии, заблокировав подвоз для неё.

ВВС армии

В первый день нового 1940 года ВВС 9 армии, наконец, смогли приступить к выполнению поставленной Ставкой еще 10 декабря задачи по разрушению ж/д узла Оулу. Для удара по цели вылетело в общей сложности 34 СБ, однако задачу выполнила только половина из них. На маршруте в районе Киантаярви самолеты поджидала низкая облачность, помешавшая выполнению задания. Две эскадрильи 41 сбап, насчитывающие 17 СБ, ведомые командиром 2 аэ капитаном Низолиным, встретив на пути облачность, повернули назад и сели в Ухте с бомбами. Экипажи двух эскадрилий 80 сап, ведомые лично командиром полка майором Плешивцевым, проявили большее упорство в достижении цели. Плешивцев принял решение идти к ней над облаками и в 12.30 достиг Оулу. С высоты 4500 метров бомбардировщики сбросили на город и порт 6 ФАБ-100, 8 ЗАБ-50 и 120 ФАБ-50. По утверждению экипажей, по самолетам велся зенитный огонь, в результате которого прямым попаданием был сбит СБ лейтенанта А.А. Изюмченко из 2 аэ. Вместе с Изюмченко погибли штурман младший лейтенант В.С. Блохин и стрелок-радист старшина Н.Г. Бычев. Остальные бомбардировщики благополучно вернулись в Ухту, один из них имел пробоину от неразорвавшегося снаряда. За этот рейд Военный Совет армии объявил всему личному составу 80 сап, участвовавшему в вылете, благодарность и «потребовал представить участников операции к высшей награде».

Еще одна эскадрилья, 4 аэ 41 сбап, должна была нанести удар по Рованиеми, однако, встретив облачность командир эскадрильи решил нанести удар по запасной цели, станции Тайвалкоски, полет к которой самолеты продолжили под облаками на высоте 200 метров. В 11.26 экипажи сбросили на станцию 26 ФАБ-100, 6 ФАБ-50 и 8 ЗАБ-50, однако за это пришлось заплатить двумя экипажами, не вернувшимися на свой аэродром. Как предполагали в штабе ВВС армии, самолеты упали в результате обледенения. По наблюдениям вернувшихся летчиков, один из самолетов упал на лед озера у Тайвалкоски. Из членов экипажей известно о гибели стрелка-радиста Д.М. Королева, судьба остальных автору не известна. Второй СБ разбился при вынужденной посадке на своей территории, экипаж остался жив.  Кроме того, еще один СБ, получивший пробоину маслобака, вынужденно сел на аэродроме в Войнице. Посадка прошла благополучно, на следующий день самолет перелетел в Ухту.



Финны осматривают один из разбившихся на территории Финляндии СБ ВВС 9-й армии. Фото LIFE

В районе Ухты патрулировала пара И-15бис. К вечеру туда с Подужемья перелетели еще 10 И-16 20 иап. Вообще «ишачков» должно было быть одиннадцать, но один из летчиков попытался взлететь с недостаточно прогретым мотором, в результате двигатель на взлете потерял мощность и истребитель рухнул на взлетную полосу, сломав обе плоскости и фюзеляж. Самолет пришлось списать, но по крайней мере пилот не пострадал. Так же в Ухту с Витозера перелетели семь И-15бис.

АГ Симоненко

Авиагруппа боевых вылетов по метеоусловиям не производила, однако понесла потерю. При перевозке из Юнтусранты в Войницу из-за неровной дороги фюзеляж И-15бис, мотор которого заклинило в результате попадания пули в маслобак 28 декабря, выпал из кузова грузовика и был сильно поврежден. Отремонтировать его можно было только в заводских условиях.

АГ Филина

Из-за плохой погоды боевых вылетов не производилось.

02 января 1940 года

44-я дивизия попыталась очистить дорогу Раате от противника, но безуспешно.

ВВС армии

Приказом командующего ВВС 9 армии Рычагова авиагруппы центрального и северного направления поступали в оперативное подчинение командиров 47-го и Особого стрелковых корпусов[1]. На авиагруппы возлагалась «прикрытие войск с воздуха от авиации противника, разведка и поддержка пехоты в бою». Штаб ВВС армии ставил лишь общие задачи авиагруппам на определенный период времени, постановка задач на каждый день осуществлялась непосредственно командирами корпусов. Эта мера, по мнению Военного Совета армии, должна была сделать более эффективным взаимодействием авиации с наземными войсками.

Штаб ВВС армии пообещал командиру 44-й дивизии помощь авиации, но из-за испортившейся погоды и переноса начала атаки дивизии на вторую половину дня авиация в ней не участвовала.

АГ Симоненко

Р-5 группы летал на разведку войск противника, но потерял ориентировку и после продолжительного полета сел на озеро Нюк в 80 километрах южнее Ухты.

АГ Филина

Несмотря на плохую погоду, звено И-15бис под командованием старшего лейтенанта Савченко вылетело на разведку противника перед фронтом 273 гсп. В 18 километрах северо-западнее Салла летчики обнаружили сначала группу лыжников численностью 20 человек, а потом колонну из 25 повозок и лодочек-волокуш. Финны явно не ожидали увидеть советские самолеты в такую погоду и начали укрываться слишком поздно. Савченко и его ведомые сначала сбросили бомбы, а потом начали методично обстреливать противника из пулеметов. Каждый из пилотов выпустил от 700 до 1000 патронов, истребители сбросили 10 осколочных бомб. Согласно донесениям пилотов, ими было уничтожено до 40-50% замеченных солдат противника.

03 января 1940 года.

44-я дивизия продолжает безуспешные попытки очистить дорогу Раате от противника. На севере противник нанес удар во фланг частям 122-й дивизии в районе Йоутсиярви и вышел на дорогу, отрезав два передовых полка дивизии от тыла.

ВВС армии

Бомбардировщики 80 и 41 полков продолжили наносить удары по Оулу, частью сил переключившись на поддержку 44-й дивизии. С этой целью семь СБ 41 сбап в 13.15 с высоты 1000 метров нанесли удар по южному берегу озера Вуоккиярви, где финны накапливали силы для удара во фланг 44-й дивизии. На цели было сброшено 144 АО-15 и шесть ФАБ-100. Кроме того, четверка СБ разведотряда штаба армии провела разведку глубокого тыла финских войск на центральном направлении, т.е. районов Контиомяки, Пуоланка и Каяни. В районе Каяни экипажи сбросили на склады 12 ФАБ-100. По результатам разведки на уничтожение замеченной на пути к Пуоланке автоколонны в 14.05 вылетела пара СБ, в итоге не вернувшаяся на свой аэродром.

Однако главной целью для ВВС армии было все же разрушение железнодорожного узла и порта Оулу. Для удара по нему вылетели пятнадцать СБ 80 сап и одиннадцать СБ 41 сбап. На сей раз, удар обернулся полным фиаско. Опасаясь потерь от зенитного огня, бомбардировщики забрались на «звенящие высоты». При наборе высоты из 11 СБ 41 сбап пять отстали и потеряли ориентировку. В результате два из них отбомбились по станциям на перегоне между Оулу и Утаярви. Что делали остальные три отставших экипажа не известно, поскольку все они на свой аэродром в этот день так и не вернулись. Шесть бомбардировщиков эскадрильи все же добрались до Оулу, на который с высоты 7500 метров в 13.25 сбросили 26 ФАБ-100 и 6 ЗАБ-50.

Почти час спустя, в 14.30, над Оулу появилась вторая партия советских бомбардировщиков - полтора десятка СБ 80 сап. Их налет иначе как досадным конфузом назвать нельзя. Бомбардировщики зашли на цель на высоте 6800 метров, но на ведущем самолете штурман так и не смог открыть бомболюк. Как выяснили на земле, замок просто замерз на высоте при температуре - 65о С. Однако сбитые с толку ведомые экипажи, привыкшее бомбить «по ведущему», бомбы также сбрасывать не стали. В довершение всего на обратном пути восемь бомбардировщиков отстали и заблудились.

Результаты дневной активности ВВС были просто шокирующими. Обратно в Ухту не вернулись сразу 13 СБ, тем самым серьезно подорвав ударную мощь ВВС армии. На следующий день выяснилось, что 11 из них произвели посадку в радиусе 100 километров от Ухты. При этом два СБ 80 сап были разбиты: один потерпел аварию при посадке в сумерках, второй по причине плохой видимости на скорости 220 км/ч врезался в лед озера в 20 километрах юго-восточнее Шомбы. К счастью, все члены экипажей остались живы, хотя штурман с разбившегося на озере СБ получил тяжелые ранения, а пилот - ушибы. Девять бомбардировщиков сели вполне благополучно, из них два уже 4 января перелетел в Ухту. Сведений о еще двух не было, причем среди них был экипаж флаг-штурмана ВВС армии Героя Советского Союза полковника Душкина, участника боев в Испании и на Халхин-Голе.

В районе Ухты патрулировало звено И-15бис, в тот же день туда из Подужемья перелетели еще шесть собранных И-16.

АГ Симоненко

С утра 3 января новоиспеченная авиагруппа 47-го корпуса приступила к боевой работе. Для ударов по противнику в районе озера Вуоккиярви и оказания помощи оказавшейся в окружении в районе озера 9-й роте 146-го полка 44-й дивизии вылетели пять «бисов» и три Р-5, однако по метеоусловиям задачу смогли выполнить только два истребителя, сбросившие по четыре АО-10 и АО-15. Еще десять И-15бис и два Р-5 должны были вести разведку рокадной дороги от Пистоярви до Суомуссалми, но и в данном случае решить поставленную задачу сумели лишь два «биса» и один Р-5. Второй самолет-разведчик, вылетевший в 13.00, назад не вернулся, открыв счет потерям авиагруппы в новом году. По финским данным самолет был подбит огнем с земли. Р-5 совершил вынужденную посадку на территории противника, а его экипаж, лейтенанты А.М. Светиков и В.И. Порывкин, попал в плен к финнам.

АГ Филина

Истребителям авиагруппы задача была поставлена только в полдень, а вылеты начались только около половины второго. При этом о переходе финнов в наступление штаб группы видимо не знал, поскольку отдавая приказ исходил из того, что финны перешли к обороне. Филин лично хотел принять участие в вылетах, но погода испортила все его планы. К боевым вылетам подготовили только два звена. Первое, под командованием лейтенанта Ткаченко, должно было вести разведку дорог на запад вплоть до Рованиеми. Истребители от Кемиярви повернули вдоль шоссе на юго-запад к Пеккала, где заметили довольно интенсивное движение войск, передвигавшихся небольшими группами пешком и на повозках. Здесь истребители израсходовали всею имевшиеся у них дюжину АО-15, а также обстреляли цели из пулеметов. Финны отстреливались винтовочным огнем, не нанесшим никакого вреда. После этого звено вернулось в Мяркяярви, до Рованиеми все равно из-за плохой погоды истребители добраться не могли.

Второе звено под командованием лейтенанта Крючкова начало взлет в 14 часов, имея задачей разведать левый фланг дивизии вплоть до Кусамо. Один из ведомых, младший лейтенант Араховский, при разбеге почему-то не дал мотору максимальные обороты. Почувствовав, что самолет не успеет набрать нужную скорость до конца взлетной полосы, Араховский все же начал взлет и оторвал истребитель ото льда, но тут же допустил еще одну ошибку, начав резко набирать высоту. В итоге самолет, потеряв скорость, рухнул в лес и загорелся. Араховский успел выбраться из обломков. Два оставшихся истребителя прошли по назначенному маршруту, но не обнаружили ничего примечательного, за исключением автобуса, который и обстреляли из пулеметов.

04 января 1940 года.

Финны глубоко охватили растянутую вдоль дороги Раате 44-ю дивизию с южного фланга, готовясь к решительному наступлению против неё. Советским войскам по-прежнему не удавалось ликвидировать завалы на дороге, главные силы дивизии начали голодать. Командир дивизии комбриг Виноградов запросил Военный Совет армии о выброске авиацией продовольствия и боеприпасов для дивизии. Зато 122-й дивизии удалось ударом с востока очистить дорогу в своем тылу от финских войск.

ВВС армии

Бомбардировщики вновь практически целиком переключились на удары по коммуникациям противника в тылу финских войск на центральном и южном направлениях. Примерно в 11 утра в общей сложности 14 СБ 41 сбап атаковали сразу несколько целей. Пара бомбардировщиков в 10.47 нанесла удар с высоты 1200 метров по Суомуссалми, сбросив 12 ФАБ-50 и 2 ЗАБ-50. Шестерка бомбардировщиков в 11.00 бомбила деревню Кухмониеми, а так же расположенную восточнее Якко. На цели было сброшено 24 ФАБ-100, 8 ЗАБ-50, 168 ЗАБ-1э и 24 АО-15. По наблюдениям экипажей бомбы накрыли центр деревни. Спустя еще три минуты другая шестерка нанесла удар по станции и городу Каяни, израсходовав 18 ФАБ-100, 21 ФАБ-50, 9 ЗАБ-50. В городе возникли пожары, до девяти разрывов экипажи отметили в районе станции.

Уцелевшая девятка СБ 80 сап в 11.57 совершила налет на станцию и населенный пункт Контиомяки. На цели было сброшено по 18 ФАБ-100 и ЗАБ-50, а так же 36 ФАБ-50. По утверждению экипажей станция была разрушена.

Разведотряд армии четырьмя одиночными СБ вел разведку в районах Кусамо, Посио, Хаутоярви, Юнтила, Суомуссалми, Ристиярви, попутно атакуя отдельные пункты зажигательными и осколочными бомбами. Например, на Хюрюнсалми было сброшено 168 ЗАБ-1э и 36 АО-15. Из разведывательного вылета не вернулся экипаж старшего лейтенанта Цыганова. Самолет был найден на следующий день на месте вынужденной посадки. Как выяснилось, СБ получил повреждения от огня с земли, при этом погиб стрелок-радист старшина И.А. Коновалов.

Пара У-2 авиационного звена связи 44-й дивизии совершила по два вылета для доставки продуктов окруженым. В район обороны 25-го стрелкового полка было переброшено в общей сложности 250 килограммов сухарей и галет.

АГ Симоненко

4 января авиагруппа 47-го корпуса развила интенсивную деятельность, выполнив с 10.15 до 15.20 тридцать один самолетовылет (восемь Р-5 и 23 И-15бис). Основное внимание летчики группы уделили коммуникациям финнов, не оставляя без внимания дороги Суомуссалми - Хюрюнсалми - Кюре - Суомуссалми и Суомуссалми - Пуоланка. Одни и те же пары летчиков-истребителей дважды прошлись по своим маршрутам, отмечая изменения в обстановке.  Увиденное ими вряд ли понравилось командованию корпуса и армии, поскольку свидетельствовало о каких-то масштабных (конечно в формате данного театра боевых действий) приготовлениях противника. В боевом донесении авиагруппы указывалось: «В районе Суомуссалми, Кюре, Хюрюнсалми, оз. Вуоккиярви большое движение автомашин и автобусов в разном направлении. Замечено и обстреляно по району 56 автомашин и до роты войск, в районе Суомуссалми, оз. Пистоярви по рокаде движение на север с поворотом на Ахолу до 40-50 автомашин и повозок, транспорт и людской состав противника». В ходе вылетов истребители и Р-5 израсходовали 11805 патронов, 27 ФАБ-50, четыре десятка АО-10 и такое же число АО-15.

АГ Филина

Из-за плохой погоды авиагруппа боевых вылетов не производила.

05 января 1940 года.

Финская 9-я пехотная дивизия начала наступление на дорогу Раате, пытаясь перерезать её сразу в нескольких местах. На дороге развернулись ожесточенные бои.

ВВС армии

Военный Совет армии задействовал авиацию для уточнения положения в районе 44-й дивизии, в 10.45 направив по дороге Раате два СБ. Спустя 15 минут в воздух поднялась 9 СБ 80 сап, вылетевшие для повторного удара по Каяни. Но все дело испортил неожиданно появившийся туман. Самолеты не выполнив задачу повернули назад, но в Ухте сели только два СБ из 80 сап. Один из вылетевших на разведку бомбардировщиков сел на озеро Среднее Куйто недалеко от деревни Кис-Кис, о втором сведений не было. Семь не вернувшихся СБ 80 сап сели в радиусе 25 км от Ухты, при этом один самолет был разбит, а второй сел с не полностью вышедшим шасси, в результате погнув винты.

АГ Симоненко

Авиагруппа корпуса с 9.55 до 13.40 выполнила всего девять вылетов на И-15бис, имея задачей оказать поддержку 44-й дивизии. Но погода не позволила сделать этого. Лишь одиночные экипажи смогли пройти вдоль дороги на Суомуссалми. При этом один из летчиков атаковал группу Львова на 19-м километре. К счастью, потери от этой атаки ограничились раненной лошадью. Еще одна пара «бисов» отбомбилась по острову на озере Вуоккиярви, где смогла уничтожить одну автомашину. Финны ответным огнем ранили в ногу летчика Коровина, а лейтенант Краснов из-за плохой погоды совершил посадку в районе Вуоккиярви, к счастью вдалеке от финских войск. Уже на следующий день Краснов перелетел на свой аэродром.

АГ Филина

Истребители получили задачу, после предварительной разведки, произведенной звеном во главе с самим Филиным, «звеньями эшелонировано, с интервалом 15 минут произвести атаку противника, создающему угрозу правому флангу 122-й дивизии. Основная цель - группировка противника». Однако погода снова подкорректировала планы: с 11.10 до 14.00 удалось сделать всего семь самолетовылетов на разведку и атаку противника, сбросив 20 бомб и расстреляв 3000 патронов. Из боевого вылета не вернулся старший политрук Ефимов, которого на следующий день нашли в районе деревни Каштоварка. Ни самолет, ни летчик при вынужденной посадке не пострадали, но на месте посадки Ефимов со своим истребителем проторчали почти месяц, до 24 января. Принимавший участие в вылетах Филин после посадки на пробеге налетел на другой И-15бис, в результате чего была сломана верхняя плоскость его истребителя, которую, впрочем, заменили уже пару часов спустя.

В тот же день Рычагов потребовал от Филина и своего заместителя полковника Мельникова, «курировавшего» северное направление, «во исполнение плана боевых действий ВВС 9 армии» немедленно возобновить налеты с целью разрушения станции Кемиярви, а затем и Рованиеми силами бомбардировщиков группы. В случае появления у противника истребителей, требовалось прикрывать бомбардировщики своими истребителями. Следует заметить, что на этот момент в распоряжении Филина находилось всего два исправных ДБ-3.

06 января 1940 года

В результате ожесточенного боя противнику удалось еще в нескольких местах перерезать дорогу Раате. Командование 44-й дивизии потеряло связь не только с командованием армии и корпуса, но и с рядом частей дивизии. Накануне вечером одним из последних распоряжений командующий армией Чуйков разрешил главным силам дивизии отойти по дороге на 8 километров назад. К вечеру 6 января начался отход, но к тому времени ситуация поменялась не в лучшую сторону и плохо организованный прорыв в конце концов превратился в бегство остатков дивизии лесом севернее дороги к границе, сопровождающееся бросанием техники, артиллерии, обозов, оружия.

ВВС армии

К сожалению, погода не позволила использовать для поддержки 44-й дивизии авиацию армии. Кроме того, после рейдов неудачных рейдов 3-5 января, сопровождавшихся авариями и вынужденным посадкам, возможности бомбардировочной авиации армии уменьшились наполовину. До сих пор не было известий о судьбе полковника Душкина и его экипажа. Зато нашелся не вернувшийся 3 января экипаж капитана Ирхова. Самолет благополучно совершил посадку в 120 километрах южнее Ухты.

Ночью ВВС армии предприняли попытку звеном СБ атаковать скопление противника в районе дороги Раате, самолеты поднялись в воздух но из-за сильной дымки над землей выполнить задачу было не возможно, поэтому экипажи пошли обратно на посадку в Чикше. Один самолет сел благополучно, второй из-за плохой видимости с углом врезался в летное поле (экипаж уцелел), а третий зацепил деревья и рухнул на землю. При этом погиб пилот старший лейтенант С.А. Банников, штурман и стрелок-радист отделались легкими ушибами.

АГ Симоненко

Авиагруппа выполнила три вылета «бисами» на разведку погоды и пару на разведку дороги, но в последнем случае истребители вернулись назад, не выполнив задачу.

АГ Филина

Звено истребителей в 13.50 вылетело на разведку хребта Яурутунтури на северном фланге 122-й дивизии, но из-за плохой погоды задачу выполнить не смогло и вернулось на аэродром.

07 января 1940 года

В течение ночи и первой половины дня финские части занимались добиванием немногочисленных оставшихся на дороге Раате групп красноармейцев 44-й дивизии и сбором трофеев. 44-я дивизия была фактически наголову разгромлена и на время потеряла боеспособность. Остатки дивизии собирались в Важенваре на советской стороне границы. Таким образом, наступление 9-й армии на главном, центральном направлении потерпело полнейшее фиаско, а 47-й стрелковый корпус надолго лишился возможности вести активные боевые действия.

ВВС армии

Погода немного улучшилась, и поскольку штаб армии до сих пор не имел точной информации о ситуации на дороге Раате, практически вся имевшаяся под рукой авиация была брошена на помощь 44-й дивизии. В 10.45 на разведку вылетел один СБ, но вскоре вернулся из-за плохой погоды. Тем не менее, уже в 11.30 девятка бомбардировщиков 41 сбап нанесла удар по позициям противника в районе Суомуссалми, сбросив 44 ФАБ-50 и 48 АО-15. Два из этих СБ из-за низкой облачности бомбить не стали и вернулись назад с бомбами. Еще один экипаж сбросил не все бомбы, по ошибке оставив на борту пару ФАБ-50. Уже над своей территорией штурман экипажа старший лейтенант Копик все же сбросил оставшиеся бомбы, едва не упавшие на Ухту. Заметив сброс бомб стрелок-радист открыл огонь из нижнего пулемета. К счастью, в результате инцидента никто не пострадал, но Копик был отстранен от должности и предан суду, а стрелок-радист получил выговор. Еще пара СБ в 11.48 нанесла удар уже непосредственно по Суомуссалми, где было замечено небольшое скопление пехоты и 8-10 автомашин.

В Ухту начали возвращаться самолеты с мест вынужденных посадок, на аэродром перелетели три из не вернувшихся 5 января СБ 80 сап. В 3 часа ночи в Ухту пешком прибыл экипаж полковника Душкина. Его самолет благополучно совершил вынужденную посадку на озере в 23 километрах юго-западнее Ухты. Ни самолет, ни экипаж не пострадали.

АГ Симоненко

Летчики группы получили приказ снабжать окруженные части продовольствием. Для испытания подвески один И-15бис совершил пробный полет, после чего истребители звеньями приступили к вылетам. Первым в 10.55 в воздух поднялся майор Симоненко. Он прошел вдоль Важенварской дороги, ведя разведку района боя 44-й дивизии и попутно атакуя замеченного противника. Симоненко израсходовал всего 450 патронов, но и финны сумели всадить в его самолет чертову дюжину пуль, одна из которых перебила тягу руля высоты. Однако опытный летчик с блеском справился с управлением поврежденной машиной и совершил посадку на своем аэродроме. Не успел еще сесть Симоненко, в воздух с интервалом в десять минут начали подниматься звенья «бисов» с сухарями под крыльями.

Первое звено под командованием старшего лейтенанта Соколова вылетело в 11.50. Два экипажа сбросили свой груз в 3-4 километрах от бывших передовых позиций 25-го стрелкового полка, еще один в районе хутора Саукко на 16-м километре дороги. Финны интенсивно обстреливали пролетавшие на высоте 100-300 метров истребители, причем ведущий звена был уверен, что по ним стреляют свои войска. Опасаясь обстрелять «своих», звено не стало производить штурмовые действия.

Вторым вылетело звено старшего политрука Елютина. Один из ведомых, лейтенант В.П. Третьяков, из-за переохладившегося мотора с вылетом задержался и в полет отправился вместе с парой старшего лейтенанта А.Г. Шабалова. Звено Шабалова сбросило свой груз на колонну машин восточнее Куйвасярви, после чего начало штурмовать замеченные возле завалов неподалеку от 19-го километра дороги Раате подразделения противника. Третьяков на четвертом заходе потерял ведущего, после чего вместе со вторым ведомым лейтенантом В.Ф. Кузнецовым вернулись назад. Шабалов назад не вернулся, и рассказ Кузнецова, увы, не оставлял сомнений в его печальной участи. «На дороге около оз. Кокко-ярви сделаны финнами завалы (нарублены сосны). Здесь наблюдалось скопление противника. Противник был обстрелян. Ком. звена ст. л-нт Шабанов[3] во время пикирования был сбит и [с углом] < 50о ткнулся в лес. Был виден дым».

Последним в этот день вылетало звено капитана Наумова, сбросившее сухари у той же автоколонны в паре километров от бывшего переднего края 25-го стрелкового полка. Всего до 14 часов в воздух поднималось семнадцать «бисов», из которых пятнадцать - на сброс продуктов. Четыре истребителя задачу выполнить не смогли по метеоусловиям. Так же безуспешно для сброса груза сахара вылетала пара Р-5. Всего «окруженным», а фактически противнику, было сброшено 525 килограммов сухарей, еще 585 килограммов грузов вернулось обратно вместе с самолетами.

АГ Филина
Плохая погода вновь препятствует вылетам, пара истребителей, отправившаяся на разведку противника к юго-востоку от Курсу была вынуждена прервать свой вылет из-за сильной облачности и тумана.

[1] Управление ОСК в третьей декаде декабря было переброшено на север и взяло на себя руководство боевыми действиями на северном фланге армии.

[3] Так в документе

ВВС, Зимняя война

Previous post Next post
Up