Естественный, или адаптационный, прикорм

Feb 27, 2009 10:44

Название адаптационный мне больше нравится, и из названия более понятно, о чем речь. Ну а естественный - потому что так традиционно прикармливают младенцев в разных культурах, у нас тоже так было, пока педиатрия не вмешалась в организацию жизни грудничков. Это прикорм, которые соответствует естественному развитию организма, является природным, не требует никаких сложных высокотехнических мер, его может применять самостоятельно любая женщина, зная некоторые основы.
Нижеследующие рекомендации касаются преимущественно детей на полном или частичном ГВ, прикорм на полном ИВ проводится под руководством педиатра, но принцип постепенности тоже можно использовать. Стараюсь максимально коротко и только о принципиальном (о прикорме можно несколько лекций по 3 часа провести %))

Прикорм вводится в возрасте 5,5-6,5 мес. "Пора" вводить, когда совпадают во времени два фактора:
- психологическая готовность ребенка (выраженный пищевой интерес, умеет удержать в руках предметы и тащить ко рту, получается "пинцетный захват" ( может что-то взять большим и указательным пальцем))
- физиологическая готовность ЖКТ - всегда привычный "молочный" стул ребенка начинает приобретать резковатый "запашок" (начинает включаться ферментная система)
Если есть только один из факторов, прикорм начинать не стоит, подождать пока второй "подоспеет". Все дети разные.

Цели прикорма:
1) МЯГКАЯ, ПОСТЕПЕННАЯ адаптация ЖКТ ребенка к перевариванию новых видов пищи. ЖКТ настраивается очень медленно, постепенно, организм не мгновенно способен вырабатывать ферменты в достаточном кол-ве, чтобы переваривать занчительные объемы пищи. Поэтому начинаем с гомеопатических доз и очень медленно, постепенно увеличиваем объем принимаемой пищи, в течение нескольких месяцев. Так мы предохраняем недозревший ЖКТ от перегрузок и срывов (аллергии, поносы, запоры, боли в животе, т.п.)
2) ЗНАКОМСТВО ребенка с новой пищей, которой ему предстоит питаться в его семье. На первом этапе (микродоз) он просто пробует разные продукты, узнает новые вкусы, какая еда бывает на вид, какого цвета, каких форм, каких текстур, как пахнет, как во рту ощущается. Естественно, параллельно ЖКТ тоже "знакомится" и "учится" это все переваривать (см. пункт 1)
3) Обучение обращению с едой (жевать, глотать, выплевывать)
4) Обучение поведению за столом и вообще поведению с едой в семье. Как едят, где едят, чем едят, из какой посуды, где "водится" еда в доме, куда с ней можно уйти или нельзя, и т.п.

Этапы:
1 - микродозы. от начала ввода прикорма и до +-12 мес. основной пищей для ребенка остается грудное молоко. на этом этапе у ребенка может быть очень ярко выраженный пищевой интерес и он может очень активно требовать еще и еще, но нужно помнить, что созревание ЖКТ происходит постепенно, и что ребенок сам еще не в состоянии отрегулировать сколько для него безопасно съесть, поэтому это делает мама. лучше немного "недокормить" прикормом, чем "перекормить". все необходимое питание ребенок получает из грудного молока, и его тяга к прикорму - это не голод, это исследовательский интерес.
2 - период значительных прикормов (от +-12 мес до +-2 лет). ребенок продолжает пробовать продукты и некоторыми пытается наесться. нормальный съедаемый объем за один прием пищи ок. 2 стол. ложек одного (основного) продукта + немного "попробовать" остальных (3-4 продукта). размер желудка ребенка - с его кулачек (все живо представили КАК туда может поместиться 150 гр пюре или каши %)), так что съедаемая порция соответствует нормальному (не перерастянутому) объему желудка. может столько есть 1-2 раза в день, а может и не каждый день. если от прикорма отказывается - не кормим. организм ребенка сам регулирует необходимость/возможность прикорма, и если это в данный момент будет большей нагрузкой, чем организм может справиться - у ребенка просто нет аппетита. после года дети сами регулируют объем нужной пищи, если просит больше - можно дать, если не хочет - не надо настаивать. голодом себя не заморит.

Что делать:
с 3-4 мес мама берет ребенка с собой за стол, когда кушает, чтобы он видел что взрослые едят. если ребенок мало видит как едят(едят пока он спит), то пищевой интерес не появится, можно ждать очень долго.
в это же время даем за столом познакомиться с приборами. пищевой интерес можно проверить еще так - за столом ребенка чашкой-ложкой "не обманешь", он четко интересуется содержимым тарелки, и жадным взглядом провожает что там мама себе в рот кладет.
в начале прикорма дают за каждым приемом пищи по 1-2 микродозы (размером с рисинку) тех продуктов (3-4), которые ест мама (основное блюдо + что там еще есть). сначала можно вообще одной микродозой ограничиться, ребенок будет долго разбираться что там ему в рот попало и что с этим делать, долго мусолить, потом в конце концов эта микродоза может оказаться на щеке %) и на этом можно закончить на первый раз. переходить к дозам чуть больше, с фасолинку, можно примерно через 2 недели после начала микродоз, когда ребенок научился уже эти микродозы проглатывать. параллельно с микродозами в перерыве между едой или после еды (или вместо) можно давать большой кусок яблока, сушки, морковки, который ребенок будет удерживать в руке сам и пытаться "грызть" (зубы есть-нет - не важно), важно чтобы продукт был твердый, чтобы ребенок не смог полный рот себе набить (они деснами умудряются %)). (регулируем объем, чтобы даже если он безболезненно сможет сразу много проглотить, не перегружать недозрелый ЖКТ).

если ребенок начинает давиться - не пугаться. в течение нескольких секунд он сам пытается справиться, нужно ему позволить. здоровый ребенок вполне в состоянии сам выплюнуть то, что пока в горло не пролазит. ему нужно разобраться, сколько всего можно в рот впихнуть и проглотить. если нужна помощь - сгибаем палец крючком и выгребаем изо рта. процесс нормальный. опасно не когда давится, а когда поперхнулся - это значит что пища попала не в пищевод, а в дыхательные пути. тогда помогать (стучать по спине, положить животом вниз на колени и похлопать) можно сразу. в любом случае у вас есть несколько секунд, чтобы оценить ситуацию.

Пить тоже сразу учим из чашки. наливаем на донышко 1-2 чайные ложки и даем чашку. не держим чашку сами руками - пусть малыш сам ее учится держать и понимает, какие движения приводят к проливанию, и как же ее держать, чтоб оно в рот попало. чашку лучше использовать одну и ту же, иначе он может увлечься формой чашки и забыть попить. если выливает и не пьет - забираете чашку, отправляете играть с водой (хотел поиграть - иди играй). для игры и еды лучше разную посуду использовать. Пить в смысле напиться тоже начинают после года, до этого скорее пробуют напитки. Значительный объем за раз ребенок начинает выпивать ок 1 г 3-4 мес.

Вроде основное все упомянула... Если что не понятно - давайте в комментах доразберем.
Здесь : http://www.mama-city.ru/index.php?gl_page=28&id_menu=4&id_item_sel=112 можно почитать хорошие статьи о прикорме.

ВАЖНЫЙ АПДЕЙТ - повторяю, что речь идет о прикорме, который вводится на фоне грудного вскармливания. ГВ остается основной пищей, из которой ребенок получает все необходимое для роста и развития. прикорм не заменяет ГВ!!! если у вас индивидуальная ситуация, связанная с необходимостью в год или раньше выходить на работу или еще чем-то, то насчет прикорма лучше проконсультироваться индивидуально.

лекции по естественному воспитанию LMamm

Previous post Next post
Up