Оригинал взят у
darwa в
КГИОПовский паноптикум. Новый экспонат - "степная баба"
Отнюдь не случайно мы, градозащитники вкупе с сознательными горожанами уже весьма настороженно относимся к слову "реставрация". Новое время кардинально меняет смысл слов. И, если раньше термин реставрация, происходящий от латинского "restavratio" - "восстановление", означал "комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников, то ныне нет никаких гарантий, что памятник не изуродуют.
Не так давно уродливой "пластической хирургии" подверглись аж статуи Адмиралтейства. После так называемого "восстановления" они стали напоминать уродцев из властного паноптикума. Ещё раньше город был возмущён ставшей "артритной" тоже после "реставрации" рукой атланта дома Бильдерлинга на Большой Морской, 53. Очевидно, череда позорных случаев ничему не научила КГИОП, который теоретически обязан следить за качеством работ. И в паноптикуме Комитета Государственного Избавления От Памятников появился новый экспонат.
Это фото прислала мне вчера
kassandra_k. Дала прямую ссылку на снимок, который сделала некая Нина Н.:
https://vk.com/gradvp?w=wall-26202919_12780&z=photo-702839_371722626%2Falbum-702839_92671279. Снимок был выложен в одной из групп "ВКонтакте" под рубрикой "Приколы" с припиской "Адрес - Восстания, 19". Хотя, нам, борцам за наследие, смеяться при взгляде на него отнюдь не захотелось. Мы видим два лица. Первое - до "реставрации", вторая - после. Одна из нимф - любительниц музыки, дико изуродована. Её уже успели прозвать степной бабой.
Это дом Пантелеймона Трифоновича Бадаева, потомственного почётного гражданина, владельца нескольких домов, старосты домовой церкви при Петербургской духовной семинарии и почётного блюстителя по хозяйственной части. Здание, которое в народе зовут "домом печального ангела", выстроено в стиле модерн по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Зодчий привлёк к работе младшего брата - Георгия Антоновича, а также Подбереского Никаза Леонардовича. Двое последних и стали авторами декоративного убранства, которым богат этот изысканный дом в стиле модерн, стоящий на углу улиц Восстания и Жуковского и построенный в 1904 - 1906 годах. А в 1907 году проекту была присуждена серебряная медаль на городском конкурсе фасадов (подробнее о доме вы можете почитать на сайте "Ситиволлс":
http://www.citywalls.ru/house31.html).
Информация была тут же поставлена мной на проверку. На моей странице "ВКонтакте" стали появляться комментарии: "Сразу видно, чьего шпателя "капремонт", " Вся антропометрия на виду: "начальника саказала я типерь рисатавратор". В ответ я предположила, что барельеф теперь больше похож на памятник жертвам лоботомии. Тут же люди начали называть и другие случаи: и атлантов дворца "Малютка" на Фурштатской, и "недоразвитые" мизинцы на ногах ангелов Исаакия, и внезапно "усохшие" вдвое скульптуры с базилики Святой Екатерины на Невском проспекте. Сведения продолжают поступать, и я уже думаю, что впору вести специальную картотеку. Припомнили и бабушку из Италии, самостоятельно "отреставрировавшую" церковную фреску позапрошлого века с ликом Христа:
http://www.kp.ru/online/news/1228903/. Старушка там попросту откупилась и в ус не дует: ещё и прославилась на весь мир. Местному же "Сесилию Гименезу" суждено остаться неизвестным. Концов, как пишут люди, уже не найти. Ибо на фоторазделе "Яндекса" есть свидетельство того, что в столь диком виде барельеф пребывает уже пять лет:
https://fotki.yandex.ru/next/users/owlat/album/108020/view/304886?page=0. Хотя, при наличии желания и упорства, отыскать их можно. Дом - региональный памятник, стало быть, в КГИОП должны быть на него документы: и историко-культурная экспертиза, и документы по тендеру на "реставрацию", изучив которые, можно выявить фирму-подрядчика. Всю эту папочку не помешало бы запросить.
Как сообщают очевидцы, другие барельефы (включая ангела) в порядке. А стало быть, повторной реставрации всего фасада не требуется. У нимфы "дома печального ангела" есть шанс. И он вполне реален: как выяснилось, у дома отремонтирован только один фасад - выходящий на улицу Восстания. Со стороны Жуковского ничего не трогали (напомню: дом угловой). Стало быть, в конкурсное задание капремонта фасада со стороны Жуковского вполне можно включить пункт о возвращении нимфе лица.
В этой ситуации тревожат два вопроса. Почему ровным счётом никто целых пять лет не замечал уродства на фасаде? Опять же вопрос и к жильцам дома. Вспоминаются обитатели "дома с Мефистофелем", которые спокойно позволяли шастать у себя по чердаку кому попало. Люди, горожане, что с вами, где вы? Почему вы ничего не видите? Почему что-то сдвигается лишь тогда, когда непорядок заметит (выявит) тянущая громадный воз градозащита?
Второй вопрос - доколе у нас, не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге, будет торжествовать "жилконторская реставрация" под прикрытием КГИОП? Если она не щадит уже даже Адмиралтейство, то где гарантия, что таким макаром вскоре вместо барельефов и статуй мы не увидим дикий КГИОПовский паноптикум? Его пополнение - уже тенденция. Не пора ли ей противостоять? В частности, требовать более жёсткого контроля работ. Ведь реставрация декора - это очень тщательное дело. Как можно доверять её не специалистам?
Это надо пресекать. Ведь в нашем городе ситуация с фасадным декором тревожна. Сотни домов дожидаются ремонта фасада. И почему качественный ремонт - не данность, а счастливый билет?
Наш город убивают не только сносами. Это тоже убийство. Представьте себе, что такие "степные бабы" появляются на каждой улице. Кто-то, конечно, ещё пробует шутить. Но лично мне не до шуток. Ведь кто-то слабонервный, увидев привычный лик в искажении, может подумать, что сошёл с ума.
Мне любопытно: кто и по каким актам эту "степную бабу" принимал? Хорошо бы выяснить. "НТВ-Петербург" уже направило в КГИОП первый запрос. Надеюсь. "пятилетка безразличия" для изуродованной нимфы окончена. Разослан пресс-релиз, ждём откликов других СМИ, готовим обращение в прокуратуру.