19 октября (7 октября по ст. ст.) исполняется 132 года со дня рождения Михаила Гордеевича Дроздовского, русского офицера и патриота, трагически погибшего в первый год Гражданской войны. М.Г.Дроздовский, ставший, как и другие шефы-командиры "цветных" добровольческих полков, легендой еще до своей смерти, ушел из жизни после двухмесячных мук, от, на первый взгляд пустяковой раны, накануне новых суровых испытаний для Белого движения на Юге России.
"Нервный, худой, полковник Дроздовский был типом воина-аскета: он не пил, не курил и не обращал внимания на блага жизни; всегда - от Ясс и до самой смерти - в одном и том же поношенном френче, с потертой георгиевской ленточкой в петлице; он из скромности не носил самого ордена. Всегда занятой, всегда в движении. Трудно было понять, когда он находил время даже есть и спать. Офицер Генерального штаба - он не был человеком канцелярии и бумаг. В походе верхом, с пехотной винтовкой за плечами, он так напоминал средневекового монаха Петра Амьенского, ведшего крестоносцев освобождать Гроб Господень… Полковник Дроздовский и был крестоносцем распятой Родины. Человек малого чина, но большой энергии и дерзновения, он первый зажег светильник борьбы на Румынском фронте и не дал ему погаснуть" (Кравченко В. Дроздовцы от Ясс до Галлиполи. Т.1. Мюнхен, 1973. С. 20).
Именно таким, остался Михаил Гордеевич в памяти большинства потомков. Знаменитый поход Яссы - Дон, 2-й Кубанский поход - вехи жизненного пути Дроздовского известные сегодня многим. Многократно переизданные в современной России "Дроздовцы в огне" генерала А.В.Туркула блестяще обработанные А.Лукашем, "Дневник" самого Михаила Гордеевича, воспоминания других участников Гражданской войны - все эти труды рисуют нам истинного русского патриота, отдавшего свою жизнь за счастье Родины.
Вашему вниманию - статья одного из дроздовцев, посвященная генералу Дроздовскому.
Через гибель большевизма - к возрождению России.
Вот наш единственный путь, и с него мы не свернем
Генерал М.Г.Дроздовский
1 января 1919 года в Ростове-на-Дону скончался от заражения крови верный сын России, подлинный белый рыцарь - генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Вся жизнь Михаила Гордеевича Дроздовского - пример для всех нас, русских людей, как нужно любить свою Родину, бескорыстно, жертвенно служить ей, отдавая все силы и самую жизнь за Славу и Величие России.
Михаил Гордеевич родился в Киеве 7 октября 1881 года. Его отец - генерал-майор Гордей Иванович Дроздовский был участником героической Севастопольской обороны. Михаил Дроздовский отличался ранним развитием, самостоятельностью, наряду с необыкновенной любознательностью и крайней нервностью. С раннего детства выступила характерная черта Дроздовского, прошедшая потом через всю его жизнь - одиночество, замкнутость, правдивость и бесстрашие… Он страстно любил слушать солдатские рассказы о войнах, о полковой жизни, а поэтому предпочитал общество солдат своим сверстникам… Воспитывался он в Киевском Владимирском кадетском корпусе, который и окончил в 1899 году. Затем - Павловское военное училище, из которого был выпущен в 1901 году в Лейб-гвардии Волынский полк, в Варшаве. Строевая служба офицера в одном из лучших гвардейских полков захватила Михаила Гордеевича целиком. В то же время он понял необходимость пополнить свое образование. Война с Японией зажгла военным огнем такого убежденного строевика, каким всегда был Михаил Гордеевич. Он на практике изучил военное дело, участвуя в боях в рядах 34-го Сибирского стрелкового полка. Получил ряд боевых отличий. В бою под Ляояном был ранен в ногу. По окончании войны Михаил Гордеевич вновь возвратился в Академию, которую окончил в 1908 году. Ценз командования ротой он отбыл в родном ему Лейб-гвардии Волынском полку. Затем - служба офицера Генерального штаба - сначала в Харбине, а затем в штабе Варшавского военного округа.
В 1913 году капитан Дроздовский добился командировки в Севастопольскую авиационную школу, где изучил воздушное наблюдение.
В начале Великой войны капитан Дроздовский получил назначение в штаб Главнокомандующего Северо-Западным фронтом. Штабная служба не удовлетворяла такую живую и деятельную душу, как Михаил Гордеевич. Осенью 1915 года он был произведен в подполковники и назначен начальником штаба 54-й пехотной дивизии.
Наконец-то открылись какие-то возможности проявить свою инициативу… Для характеристики деятельности подполковника Дроздовского в этот период, приведу следующие два эпизода. Во время ночного отступления корпуса, мост через реку был внезапно захвачен немецкой конницей, что поставило отступающие части в безвыходное положение. Получив донесение о захвате немцами переправы, подполковник Дроздовский наскоро собрал находившихся вблизи штаба солдат и бросился отвоевывать мост. Немцы были выбиты, и до утра подполковник Дроздовский занимал переправу, а утром возвратился в штаб дивизии и приступил к текущей оперативной работе. Другой раз, руководя атакой в сентябре 1916 года и достигнув полного успеха, подполковник Дроздовский был тяжело ранен в правую руку, нормально владеть которой он уже не мог до конца. Только в январе 1917 года Михаил Гордеевич смог вернуться в строй и произведенный в полковники, был назначен начальником штаба 15-й пехотной дивизии. Он мечтал получить полк… Так застала его революция, которая, по мнению полковника Дроздовского, вела к гибели России.
6 апреля 1917 года полковник Дроздовский был назначен командиром 60-го пехотного Замосцкого полка, но, в революционных условиях, это командование не принесло радости, не дало поля для широкой творческой работы и было для Михаила Гордеевича непосильным крестом…
20 ноября полковник Дроздовский, по давнишнему представлению, получил орден Св. Георгия 4-й степени, а представление к Георгию 3-й степени осталось безрезультатным (представление штаба Румынского фронта).
24 ноября он был назначен начальником 14-й пехотной дивизии, но уже 11-го декабря, из-за невозможности командовать, сложил с себя эту должность и уехал в Яссы, где было задумано формирование добровольческого корпуса. Еще в декабре 1917 года установилась связь между генералами Алексеевым, находившемся тогда на Дону, и Щербачевым (Яссы). Тогда же, в штабе Румынского фронта, зародилась мысль об организации корпуса Русских добровольцев, для посылки его на Дон. Главнокомандующий Румынским фронтом генерал Щербачев поручил организацию этого корпуса генералу Кельчевскому. Было выпущено воззвание к офицерам и солдатам Румынского фронта, с призывом вступать в ряды Корпуса. Одним из самых деятельных и талантливых организаторов Корпуса был полковник Дроздовский, к тому времени сложивший с себя обязанности начальника 14-й пехотной дивизии. Тем временем обстановка усложнилась…
С середины февраля положение на Юге России было в состоянии полной анархии. Связь с Доном была прервана. Изменилось настроение не только генерала Щербачева и его штаба, но и офицерства… Задуманный ранее поход был отменен и добровольцы, давшие ранее подписку, освобождались от обязательств… Гибнувшую идею решил спасти полковник Дроздовский…
На фоне полной растерянности руководителей встала скромная фигура полковника Дроздовского, объявившего, что он от начатого дела не отречется. "Я иду - кто за мной?".
Это решение вызвало резкое осуждение окружающих его. Мысль о походе называли безумием, авантюрой, - она вызывала насмешки и возмущение. Из всего Румынского фронта на смелый призыв полковника Дроздовского отозвалось и поступило в организованную им 1-ю бригаду Русских добровольцев всего 800 человек, не побоявшихся опасностей, стоявших на пути и полностью доверяя водительству молодого вождя.
Лишь незадолго до выхода из Румынии генерал Щербачев изменил свое недоверчивое отношение к походу и стал помогать полковнику Дроздовскому; генерал же Кельчевский до конца, где было возможно, тормозил дело. Полковник Дроздовский называл его предателем (впоследствии, уже в эмиграции, генерал Кельчевский перешел на службу к большевикам и сотрудничал в Берлине в просоветском военном журнале).
Поход из Ясс до Новочеркасска являл собой пример того, что может сделать горсть героев, верящих в правоту своего дела, горящих ненавистью к большевизму, горячо любящих свою Родину и преданных своему волевому, бесстрашному начальнику. Полковник Дроздовский мог всего добиться от своих соратников, готовых на любые подвиги, страдания и жертвы во имя погибающей России. Участники похода рассказывали поразительные примеры того, как казавшееся совершенно безвыходным положение (например, бой за город Ростов-на-Дону) изменялось волевым решением полковника Дроздовского. Горячий русский патриот, человек исключительной чести и долга, органически не способный к интригам и беспредельно преданный России, полковник Дроздовский подчинял свои планы общим интересам фронта. Так было в момент подхода его отряда к Новочеркасску, когда он подчинился командованию восставших донских казаков. Как известно, благодаря этому решению, удалось едиными силами добровольцев и донцов разгромить большевистские банды, ворвавшиеся вновь в столицу донского казачества.
В станице Егорлыцкой бригада полковника Дроздовского вошла в состав Добровольческой армии, которой в то время командовал генерал-лейтенант Деникин.
Дальнейший боевой путь полковника Дроздовского, получившего в командование 3-ю пехотную дивизию Добровольческой армии, полон изумительными подвигами, дерзанием и отвагой…
3-я дивизия полковника Дроздовского, во время 2-го Кубанского похода, вплоть до тридцатидневного Ставропольского сражения, была тем страшным тараном, который прорывал, дробил и разметал большевистский фронт…
31 октября 1918 года, в бою за Ставрополь, полковник Дроздовский был легко ранен в ногу. Плохой медицинский уход, а быть может, и злой умысел, привел к загноению раны и к нескольким операциям, закончившимися ампутацией ноги… Вмешательство лучших хирургов уже не могло спасти жизнь героя…
1-го января 1919 г. генерал-майора Михаила Гордеевича Дроздовского не стало…
Ушел из рядов героической Добровольческой армии истинный Белый Рыцарь.
В память почившего, генерал Деникин приказал, созданному полковником Дроздовским, Стрелковому полку впредь именоваться 2-м офицерским генерала Дроздовского полком, впоследствии развернувшимся в дивизию.
Память о генерале Дроздовском будет вечна в истории России и в сердцах тех, кто готов идти по его пути.
Да послужит лучшим памятником Михаилу Гордеевичу Дроздовскому - доведение борьбы до полного уничтожение большевистского строя и возрождение Национальной России.
Часовой. 1953. N 330