Одним из символов Кракова является Вавельский Дракон (Smok Wawelski - далее «Смок»). В народе поговаривают, что в давние времена, когда Краков был под руководством мудрого короля Крака (который сей славный град и основал), Краков рос и процветал. Всё бы хорошо, но стал у люда доброго пропадать скот. А через какое-то время начали пропадать и девицы. Тут уж народ заволновался не на шутку и начал выяснять что да как. В результате поисков в зарослях кустов обнаружили пещеру, в которой жил Смок - он то и таскал барашков да девственниц. Съест овечку, как зевнёт, так аж пламя из пасти идёт.
Прошу читателей всё же Смока сильно не ругать по чём свет стоит, он конечно не образец достойного поведения, чего уж там, но кушать хочется всем, а девки в Кракове так вообще на высшем уровне, должен я вам доложить.
Так вот, весть о Смоке разнеслась быстро и призадумался Крак, что же делать с этим, ведь так и скота не останется, да и мысль о том, что дочь его может оказаться в лапах Смока радости не добавляла. Объявил тогда Крак: тому кто Смока одолеет - руку его дочери и полкоролевства в придачу. Съезжались храбрые молодцы в доспехах кованных, с мечами острыми, но никому из них не удавалось справиться со Смоком, а вот с жизнью молодцы расставались куда успешнее. Пригорюнился Крак, что делать не знал. Но тут к нему пришёл сельский молодец, ученик местного сапожника, и молвил, что знает как Смока одолеть. С виду паренёк был далеко не богатырь, но делать нечего, Смока уж какие только храбрецы не пытались победить, да всё никак. Дал добро Крак молодцу, а тот попросил выдать ему овцу, да побольше. Снял молодец шкуру с овцы, набил в неё серы, смолы да прочих вкусностей и отнёс поутру к пещере Смока. Проснулся Смок, глядит - а к его пещере завтрак сам пришёл. Толи спросонья был Смок, толи не шибко интеллигентный судя по образу жизни, а некоторые поговаривают что просто поутру он голодный был донельзя, но так или иначе, не увидел он подвоха в овечке, да заглотал её целиком на радостях. Тут то сера со смолой жечь и начали. Выбежал Смок из пещеры к Висле, и давай воду из Вислы хлебать, дабы жар унять. Пил он пил, а жар всё не унимался, уж пол Вислы в себя влил Смок, но тут то он как раз и лопнул, да так, что разлетелся на мелкие кусочки в разные стороны. Уж не знаю, правда сие или нет, но пещеру под Вавелем видел своими глазами, а поговаривают что у входа в кафедральный собор на Вавеле именно кости Смока и подвешены.
История эта давняя, естественно уже обросшая различными вариациями. Интересно то, что самая ранняя запись о Смоке, сделанная Винцентом Кадлубеком (Wincenty Kadłubek) на рубеже 12 и 13 веков, повествует о том, что Смока одолел старший сын Крака, после чего был убит младшим сыном, выдавшим себя за победителя Смока, и сказавшего отцу, что старшего брата убил дракон. Некоторые сказывают, что одолел Смока сам Крак и именно потому стал правителем или основателем Кракова. О пареньке по имени Скуба - ученике сапожника известно из пересказа Марцина Бельского (Marcin Bielski) в середине 16 века. Похожая легенда записана западнее Кракова, на землях клодзких. Легенда гласит, что Дракон жил на горе «Лысец» и был убит сельским старостой близлежайшей веси Гошов, который нашпиговал серой и смолой корову. Однако с клодзкими землями связана другая легенда про дракона, в которой Валеска, основательница города Клодзко, убила стрелой из лука дракона, жившего в пещере под липой в деревне Желязно. Другие сказания говорят, что Валеска была язычницей чаровницей, обладала волшебной косой, вступала в связь с дьяволом и т.п. В общем, история с Валеской требует отдельного рассказа. Но вернёмся к нашему Вавельскому Смоку.
Несмотря на, казалось бы зловещее описание Смока, для краковян он скорее весёлый жизнерадостный пузатый дракоша. Возможно такое представление идёт с повестей Станислава Погачевского, где Крак и Смок были главными действующими персонажами.
Поставленный на берегу Вислы Смок в 1972 году не похож на пузатого весельчака, а больше отражает раннее представление об этом жителе подземелья. Однако, краковянам (краковчанам :) ) и гостям города он всё равно дарит лишь улыбки и представляется весёлым драконом, раз в несколько минут извергающим пламя на потеху зевакам, которые залезают к нему на камень, делают памятные светописи. Вот так и стоит он уставший от всего этого балагана, но довольный тем, что дарит столько радости людям.