Оригинал взят у
stalic в
Запретный город Перед тем как переходить проспект посмотрите прямо.
Посмотрите налево.
Посмотрите направо.
Если хотите посмотреть на председателя Мао, который скоро уже сорок лет лежит как живой, то вам в эту очередь.
Можно просто посидеть и подумать.
Можно сходить в музей, что напротив.
Или полюбоваться клумбами.
Но у нас цель другая!
Пройдем мимо флага.
Пройдем мимо других красивых клумб.
Нам надо вон туда, ко входу, который охраняют каменные львы.
Лев не страшный - без клыков.
И солдатик прикрыл глаза, наверное, вспоминает маму.
Говорят, это не фото, а настоящий портрет, созданный художниками.
Элемент на воротах.
Расписная галерея над стеной.
В принципе, не очень высокая стена.
Цоколь из резного камня.
И вот мы в первом дворе. Слева и справа галереи, айваны, как их называют в Узбекистане, а за ними комнаты в один ряд.
Перед нами высится здание, а под ним еще трое ворот.
Все точно так же, как на входе.
Орнамент на цоколе сохранил следы краски.
Каменные плиты хранят следы времени.
Еще один двор, лестница и за ним здание с проходом в следующее пространство.
Следующий двор похож на первый, если бы не ров, мосты и лестницы.
С этого места и далее лестницы и многое другое будет повторяться, но идя вперед ты постоянно поднимаешься куда-то наверх.
Крыши все выше, золотой росписи все больше.
В Узбекистане колонны и деревянные части сначала вырезают, а уже потом покрывают росписью, а здесь объем достигается за счет других приемов.
Каждый следующий двор все просторнее, лестницы все выше и толпы людей теряются в этом огромном пространстве.
Мне нравятся приемы, которыми китайские архитекторы устрашали посетителя и убеждали его в величии императора.
Потому что во всем этом кажущемся однообразии каждый элемент - великолепный образец декоративно-прикладного искусства.
Камни мостовой выщерблены, наверное, им много лет.
Рядом с лестницей снизу вверх стелятся барельефы с драконами.
Много резьбы по камню, ее количество девальвирует зрелище, потому что достаточно было бы и одного такого столба, чтобы разглядывать его, но здесь их сотни!
И этих огромных светильников десятки и десятки.
И вот, наконец, зал, где принимал император.
Если оглянуться назад, то можно увидеть почти такое же здание, только расположенное ниже и размерами меньше того, где сидел император.
Внутри те же самые колонны, что и снаружи.
И вот ковер с драконами, лестница, еще одно возвышение и, наконец, трон.
Наверное, приближенных у императора было изрядно. Всех же надо кормить! Вот и приходилось ему держать во дворе казанчик кубометров на пять-шесть..
(шутка)
Совсем затерли ладонями желающие счастья или хотя бы исполнения желаний.
Но казан-то не один, а дальше будут еще!
Слева и справа от дворца айваны и многочисленные помещения.
Интересно, как и кто их распределял между обитателями запретного города? Поди, и прообразы ЖЭКов были, и коммунальные платежи собирали...
Пространства такие, что не вполне понятно, до чего ближе - до края очередной площади или до неба?
И становится понятным еще один смысл названия империи - Поднебесная.
Оглянуться назад, чтобы посмотреть на тех, кто смотрит вперед и ввысь.
Еще раз убеждаешься: количество порождает новое качество. Если бы такой барельеф был один, его бы рассматривали. Если бы их был несколько десятков, то о них бы говорили, как о собрании предметов искусства. Но их столько, что они просто составляют окружающую среду и выглядят как нечто само собой разумеющееся.
Маленький тронный зал, где император готовился к встречам с приближенными.
Вполне человеческие размеры, кстати.
Да, кстати, казанов-то этих - сколько хочешь.
Можно воду собирать, можно греть ее. Как говорится - все удобства во дворе.
Перемещаешься с место на место, а все вокруг одинаковое, картинка почти не меняется, но образует ритм. Вот эта ритмичность расширяющегося, все увеличивающегося пространства, по всей видимости, и есть главный секрет китайских архитекторов прошлого.
Зачем каждый раз придумывать новое, если это всего лишь ритм?
Еще один тронный зал - для самых близких.
Посмотрите на потолок - в Венеции его бы украшали сюжеты, которые можно читать как книгу. Здесь ничего этого нет, смотри и слушай императора!
Интересно, зачем была нужна эта беседка?
А обратили внимание, что кровельные материалы везде одни и те же? Что над комнатой прислуги, что над тронными залами императора?
И опять ритм декоративных деталей, как показатель к бесконечному воспроизведению чего угодно и в каких угодно количествах. Это ли не демонстрация мощи?
Вдруг обратил внимание, что на некоторых табличках не только иероглифы, но и надписи алфавитным письмом, напоминающим арабское письмо. Спросил, оказалось, что это надписи на маньчжурском языке, который когда-то был одним из официальных языков при дворе.
Интересно, фигурки животных на крыше что-то обозначают?
Интересно, а скамейки новые или это старые сделали такими удобными?
Влево, вправо, во все стороны от череды тронных залов уходят улицы запретного города.
В однообразных стенах однообразные ворота. Сразу за воротами стена, ограничивающая любопытный взор.
В Узбекистане позади ворот вешают занавес с теми же целями.
Барельеф на стене.
Закрытые ворота, львы-охранники, светильники.
Еще ворота, еще улица.
А вы на детали обращаете внимание? Посмотрите, где замки - внизу. А посмотрите какие камни подставлены под ворота, чтобы их не захлопнуло ветром.
Канализация?
Вот здесь роспись еще не успели подновить - это и хорошо, время чувствуется.
Или вот на этой детали двери.
Интересно, как получилось, что на одних окнах две решетки?
Покои какого-то принца, который жил здесь лет сто тому назад.
Принц, видать, наведывался в Европу, книги читал, играл на рояле.
Пространства запретного города такие, что сколько угодно туристов не создают ощущения толпы.
Лишь у входа в тронный зал не пришлось поработать локтями ради фотографии - очередь китайцы не признают.
Удивительно, очередям - категорическое нет, а в пространственных решениях ни намека на хаос!
Красивая беседка, я бы пил чай в такой.
Это мы попали в императорский сад - в место, которое понравилось мне больше остальных.
У меня в Фергане во дворе тоже рос бамбук вдоль забора.
Деревья у меня не успели вырасти - но то я, а то династии императоров. Им проще, у них времени - завались!
Я люблю большие деревья. Фергана раньше была городом с очень большими деревьями. Теперь, говорят, их вырубили и посадили елки. Укрывают елки бязью от палящего солнца. Ёлки в Фергане - жизнь на букву Ё.
Вот здесь уютно, здесь красиво, не смотря на агрессивный вид беседки.
Интересно, что делали раньше под этим навесом? Для чего он?
Мы с садовником в Фергане начинали было скручивать стволы посаженных декоративных деревьев. А теперь, говорят, они выпрямились и устремились вверх, потому что никто их больше не угнетает ради развлечения.
И камни я привозил с горного перевала, мостил ими русло арыка во дворе и каскад водопада. Но эти-то камни - подлинные шедевры! Недаром их привезли в императорский сад. Понимали китайцы в современном искусстве!
Я понял: не надо распрямлять кривое и выгибать прямое! Кривое и прямое надо сочетать.
Смотрите - ну ведь здорово! Правда?
Вах!
Какие-такие скульпторы? Какие-такие художники? Позовите их сюда - пусть смотрят на творения Вечного!
Еще раз: причудливо изогнутое и ровное, украшенное и то, что не нуждается в украшениях.
Ну, вот и все. Мы прошли насквозь через резиденцию китайских императоров - Запретный Город.
Вон там, впереди, еще одна группа дворцов.
Интересно, это природный холм так обыграли симметрией или насыпали гору вручную? С них, с этих китайцев, будет!
Ров с водой и все позади. Жутковатая сказка о быте и нравах, бытовавших при дворе китайских императоров, позади. Сочините ее сами или почитайте об истории этой великой страны, чтобы понять, кто они такие - наши соседи.