«Живые и мертвые», 1964 г.

Mar 07, 2017 19:36

Оригинал взят у utvamu в «Живые и мертвые», 1964 г.



- Почему не выбрасываются на парашютах?
- А может, у них и парашютов-то нету!



На земле лежал человек, никогда особенно не боявшийся смерти, но сейчас ему было страшно до отчаяния. Он со злобой думал о том, как фашисты будут стоять над ним и радоваться, что он мертвый валяется у их ног. Он был бы рад, если бы фашисты, придя сюда, нашли тело того никому не известного старшего лейтенанта, который четыре года назад сбил свой первый «фоккер» над Мадридом, а не тело генерал-лейтенанта Козырева. Он впервые в жизни проклинал тот день и час, которым раньше гордился, когда после Халхин-Гола его вызвал сам Сталин и, произведя прямо из полковников в генерал-лейтенанты, назначил командовать авиацией целого округа. Сейчас, перед лицом смерти, ему некому было лгать: он не умел командовать никем, кроме самого себя, и стал генералом, в сущности оставаясь старшим лейтенантом.

Говорят, человек перед смертью вспоминает всю свою жизнь. Может быть и так. Но он вспоминал перед смертью только войну. Говорят, человек перед смертью думает сразу о многом. Может быть и так. Но он перед смертью думал только об одном - о войне. Он всё-таки сбил сегодня ещё одного фашиста, тридцатого и последнего.

В его душе не было предсмертного ужаса, была лишь тоска, что он уже никогда не узнает, как все будет дальше.





"Живые и мёртвые".

Двухсерийный художественный фильм, снятый в 1964 году по одноимённому роману Константина Симонова режиссёром Александром Столпером. Оператор - Николай Олоновский. Премьера фильма состоялась 22 февраля 1964 года. В 1967 году Столпер снял продолжение фильма «Живые и мёртвые» - фильм «Возмездие».



Александр Столпер снял невероятно жесткую по советским меркам картину. Как и в книге Симонова, в его черно-белой ленте нет места ура-патриотизму и военной романтике. А еще в «Живых и мертвых» нет главных и второстепенных героев. На военных дорогах действует множество персонажей, но каждый из них - от генерала до сотрудника НКВД, от простого милиционера до водителя застрявшей машины - очень важен и играет свою, пусть даже крошечную роль в сюжете.



Эта картина, как сказано в первом кадре, «о сорок первом страшном и героическом годе». В фильме «Живые и мертвые» нет песен, нет музыки. И это не остается незамеченным. В хроникальной манере изложения, в особом внимании к реальным звукам войны (гулу орудий и самолетов, треску пулеметных очередей, взрывам, грохоту, скрежету), к слову, которое приобретает важный смысл - решает судьбу, ломает жизнь, служит напутствием или поддержкой, - и которое может оказаться последним для говорящего, есть последовательно воплощаемая авторская мысль. Два основных звуковых состояния сталкиваются в фильме: шумы боя и тишина передышек. Слух измучен звуковыми перегрузками, ему нужна тишина. В ней выразительнее звучит слово, в ней любое движение человека, любое эмоциональное переживание воспринимается острее, пронзительнее, драматичнее. В спорах, в которых нужно защитить себя от ложных подозрений, в разговорах с близкими во время случайных побывок дома, в криках приказов, в тихих интонациях увещеваний - палитра разнообразных реакций на обстоятельства, требующие от людей собранности и ответственности.



Режиссер стремится воссоздать время в его максимальной подлинности - от общего настроя до деталей. Здесь и неразбериха первых дней войны, и отчаяние, и готовность погибнуть за Родину. Картина о приспособленцах и негодяях, о мужественных и честных людях, для которых предписание - не последний закон. Близость смерти проверяет личность до дна и открывает в ней даже то, о чем человек мог раньше и не подозревать. Не батальные сцены, не героические атаки, а именно люди в экстремальной ситуации оказываются в центре внимания создателей фильма.


Июнь 1941 года. Советские войска отступают под натиском фашистов. Главный герой фильма - армейский газетчик Иван Синцов (Кирилл Лавров) из редакции фронтовой газеты попадает на фронт.



Синцов не смог бросить людей в лесу и увёл их в тыл, что стало причиной его конфликта с капитаном Ивановым (Олег Ефремов). Можно понять всю обиду помощника командира танковой бригады на военачальников. Лучший экипаж в полку ни за грош на съедение немцам отдали.



- Фамилия? Что, жаловаться хочешь? Зря! На моей фамилии вся Россия держится. Иванов. Запиши. Или так запомнишь?

«На моей фамилии вся Россия держится», - говорит герой Олега Ефремова. Платя смертью за смерть, солдатскими руками Ивановых и других война поделила всех без разбора на живых и мёртвых.



Другой герой фильма - комбриг Фёдор Фёдорович Серпилин (Анатолий Папанов) прошёл через тюрьму. Герой Гражданской войны хочет доказать своим примером, что со многими другими, оставшимися в тюрьмах и лагерях, произошла «нелепость». Обречённый на бой в окружении немцев, Серпилин не хочет отступать и даже думать об отступлении…



- Умереть у всех на глазах я не боюсь. Я без вести пропасть не имею права.

Судьбы героев переплетаются в кромешном аду переправы, в прорыве окружения. Старший политрук Синцов на четвёртой неделе войны бегает как заяц и не знает, о чём писать. За эти дни он видел столько, сколько не видел за всю жизнь. «Не забуду до смертного часа…», - это слова командира полка Серпилина.



Современному молодому зрителю, возможно, будут непонятны реалии и мысли, сказанные в фильме. Кому-то они могут показаться устаревшими, наивными и банальными. Но они откровенные, вечные и доподлинно живые. В 60-е годы, когда следы войны были столь очевидны, а раны всё ещё ныли, этот фильм нёс в себе попытку ответа на вопросы.



В «Живых и мёртвых» снялась целая «краснознамённая дивизия» великих актёров. Кроме Лаврова, Папанова и Ефремова - Евгений Самойлов, Борис Чирков, Римма Маркова, Владимир Высоцкий и многие другие. Михаил Ульянов в роли командующего армией Сергея Викторовича, Михаил Глузский в роли генерала Орлова, Олег Табаков в роли старшего лейтенанта, особиста Крутикова.



В 1964 году фильм «Живые и мёртвые» был удостоен наград на Международных кинофестивалях в Карловых Варах и в Акапулько.



Этот фильм нужно смотреть, чтобы сейчас, когда следы войны стираются, мы помнили и не лгали, в первую очередь, самим себе.



Награды:

  • 1964г. - Приз "Хрустальный глобус" на МКФ в Карловых Варах (Александр Столпер).
  • 1964г. - Диплом отличия на "Фестивале фестивалей" на МКФ в Акапулько (Александр Столпер).
  • 1964г. - Главный приз по разделу художественных фильмов на ВКФ (Александр Столпер).
  • 1964г. - Приз Министерства Обороны СССР на ВКФ (Александр Столпер).
  • 1966г. - Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (Александр Столпер).
  • 1966г. - Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (Анатолий Папанов).
Актеры и роли:







кино

Previous post Next post
Up