Особняк Листа в Глазовском переулке или Шедевр Льва Кекушева в стиле модерн

Sep 18, 2016 02:30

Оригинал взят у vladimirdar в Особняк Листа в Глазовском переулке или Шедевр Льва Кекушева в стиле модерн



Всего 46 фото

Этот "Особняк Листа" в Глазовском переулке на Смоленке я, в последнее время, почему-то стал для себя часто встречать в сети и отмечать как «чрезвычайно интересный». Восприняв это как знак для написания нового поста о нем, я, учитывал, что уже не раз его снимал за последние годы, однако все эти фото были сделаны, в основном, поздней осенью, ранней весной и зимой и не использовались мной впоследствии. Поэтому захотелось сфотографировать его именно летом, в хорошую солнечную погоду. Посыл этот оказался впоследствии благодарным, поскольку я получил удовольствие не только от съемки "Особняка Листа", возведенного в удивительном стиле модерн, но и во время обработки этих фото, что бывает не так уж и часто. Особняк мне, просто, очень понравился. Было что-то в нем живое, чистое, честное, радостное и жизнеутверждающее…, что я и постараюсь передать читателю. Ну, а история самого "Особняка Листа", оказалась насыщенной событиями и чрезвычайно интересной, о чем я также хочу рассказать в этом материале.


Построил этот особняк в 1898-1899 годах, по своему проекту, известный архитектор Лев Николаевич Кекушев. Сам особняк также известен как первое по времени произведение модерна в Москве и одно из первых сооружений в этом стиле в России. Особняк имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
02.



Лев Николаевич Кекушев, окончив в Санкт-Петербурге Институт гражданских инженеров и перебравшись в 1890 году в Москву, уже к концу 1890-х годов стал одним из самых известных и востребованных московских зодчих. Выполнение проектов для состоятельных заказчиков - Матвея Кузнецова, Саввы Мамонтова, наследниц Герасима Хлудова - приносило солидный доход, который позволил ему в начале 1898 года купить небольшой участок земли в Глазовском переулке. За год до этого Кекушев женился, а в 1898 году в семье появился первый ребёнок - сын Николай.
03.


В 1894 году владелица этого участка К.Е. Максимова получила разрешение на слом дворовых строений и замену их каменными, однако к строительству так и не приступила, и вскоре продала усадьбу Кекушеву. В марте 1898 года супруга архитектора Анна Ионовна, на которую оформили купленный участок, подала в Городскую управу прошение на строительство дома, приложив к нему проект, собственноручно вычерченный Кекушевым.
04.


После получения разрешения прежние строения были сломаны и в мае того же года развернулись работы по возведению особняка. Через десять месяцев - в феврале 1899 года - строительство было окончено. Кроме особняка в задней части двора построили служебный корпус, который включил в себя конюшню, каретный сарай, помещения для кучеров и дворников, сарай для дров и ледник.
05.



Существует красивая московская легенда, что Кекушев построил особняк для себя, но Отто Адольфовичу Листу, по имени которого здание позднее и вошло в историю архитектуры, так понравился этот особняк, что он предложил архитектору за него такую цену, что Лев Николаевич не устоял и продал, таки, свое детище. Однако, известный исследователь московского модерна и биограф Кекушева, Мария Нащокина предполагает, что архитектор изначально строил дом с целью последующей продажи. В пользу этой версии может говорить тот факт, что Кекушев не стал переезжать в построенный и полностью отделанный особняк, а вскоре приступил к проектированию нового собственного дома на Остоженке.
06.



Возможно, строительство особняка на продажу стало для Кекушева своего рода творческим и экономическим экспериментом, на который его натолкнуло начавшееся в тот же период сотрудничество с основанным Саввой Мамонтовым Северным домостроительным обществом. Общество намеревалось массово возводить «под ключ» и продавать дорогое жильё в Москве в набирающем популярность в Европе «новом стиле» (модерн в то время ещё не получил своего названия), который, по мысли Саввы Ивановича, мог привлечь передовых состоятельных покупателей, следящих за европейской модой.

Таким образом, архитектор осуществил, современным языком говоря, обычную девелоперскую операцию в сфере недвижимости…
О приблизительной же цене сделки можно судить по опубликованной Кекушевым в том же 1900 году в журнале «Зодчий» заметке с описанием построенного здания (уже названного «особняком Листа»), в которой архитектор оценил стоимость участка в 20 тыс. рублей, а дома - в 100 тыс. рублей, указав при этом, что это «приблизительная стоимость современных построек этого типа в Москве». Так, что получил он обычный рядовой доход при такого рода операции.

Статья Льва Кекушева в журнале "Зодчий". 1901 год.
07.


Новый хозяин особняка приходился племянником богатому московскому промышленнику немецкого происхождения Густаву Ивановичу Листу и, одновременно, был его зятем, будучи женатым на дочери Листа Марии. Отто Адольфович был директором одного из заводов принадлежащего дяде акционерного общества «Густав Лист», занимался преподаванием в Комиссаровском Техническом училище, и то и дело брался за реализацию собственных коммерческих проектов. По воспоминаниям внучки Густава Ивановича, Отто не был успешен в своих предпринимательских начинаниях и неизменно разорялся… Его фото мне так и не удалось найти в сети.

Не позднее 1908 года особняк приобрела Наталия Кусевицкая, младшая дочь московского миллионера-чаеторговца, почётного директора Филармонического общества Константина Ушкова, и жена контрабасиста-виртуоза и начинающего дирижёра Сергея Кусевицкого. В 1908 году Кусевицкие, после нескольких прожитых в Европе лет, где Сергей Александрович окончил курс техники дирижёрского искусства у Артура Никиша и дал ряд триумфальных концертов в качестве симфонического дирижёра, вернулись в Москву и поселились в особняке в Глазовском переулке.

Сергей и Наталия Кусевицкие в Берлине (на фото стоят справа) .
Среди остальных на снимке: Александр Скрябин, Татьяна Шлёцер, Фёдор Шаляпин, Артур Никиш (сидят вокруг стола). Март 1910 года.
08.


Жизнь дома была наполнена музыкальными событиями. На устраиваемых здесь Кусевицкими вечерах выступали Шаляпин, Собинов, Нежданова и Алчевский. За стоявшим в большой зале роялем сидели Танеев, Рахманинов, Прокофьев, Рубинштейн и Годовский. На одном из вечеров здесь была исполнена Детская симфония Гайдна с участием Сергея Кусевицкого, Фёдора Шаляпина, Александра Гречанинова, Исая Добровейна и Марка Мейчика; дирижировала Елена Гнесина.

Хозяева особняка были членами общества «Свободная эстетика», объединившего художников, коллекционеров, поэтов и других людей искусства, и обладали богатой коллекцией современной живописи (около 260-ти произведений). Среди украшавших особняк картин были работы Врубеля, Бакста, Рериха, Серова; в кабинете Сергея Александровича стоял выполненный Анной Голубкиной скульптурный бюст Кусевицкой (работа, известная ныне как «Дама»). Наталия Константиновна сама увлекалась искусством - брала уроки игры на фортепиано у Бекман-Щербины, занималась скульптурой у Голубкиной, мастерская которой находилась неподалёку, в Большом Лёвшинском переулке. Последнее увлечение в конечном итоге стало её профессией - уже находясь в эмиграции Кусевицкая выполнила ряд скульптурных работ…
09



В феврале 1917 года уже пустующий особняк Кусевицких купил Алексей Павлович Мещерский - «Русский Форд», как называли его газеты, крупный банкир и промышленник, один из владельцев и директор-распорядитель Сормовского и Коломенского заводов, объединивший их в трест «Коломна - Сормово». Мещерский, живший до этого в Петрогораде, оставил семью и переехал в Москву с молодой возлюбленной Еленой Гревс, женой известного столичного нотариуса.
10.


После Октябрьской революции Ленин вел переговоры с рядом промышленников, в том числе и с Мещерским, о создании смешанных государственно-капиталистических трестов - Алексей Павлович предложил Ленину ряд проектов, но с сохранинием своей значительной доли заводов в собственности. Владимир Ильич, назвав его «архижуликом», прекратил с ним все обсуждения. Сразу после этого Мещерского арестовали, а заводы национализировали. Впоследствии, пройдя через ряд мытарств, с помощью жены, друзей и везения Алексея Паввловича, Мещерского освободили - он не мешкая вернулся в Питер и сразу же нелегально перешел финскую границу…

В 1919 году особняк национализировали и там разместилась детская библиотека-читальня имени А.Н. Островского, которую перевели сюда из здания Рукавишниковского приюта на Смоленской-Сенной площади. Книжный фонд читальни, первоначально насчитывавший 26 тысяч экземпляров, дополнили собраниями библиотеки расформированного Суворовского кадетского корпуса и части фонда детской библиотеки имени Карла Маркса. В 1926 году библиотеку переименовали, присвоив ей имя Н.К. Крупской; сама Надежда Константиновна дважды её посещала. В 1927 году библиотеку перевели на Кропоткинскую улицу, а в особняке Листа разместили детский сад.

Справа от особняка Листа - усадьба А.К. Поливанова - яркий образец деревянного позднего классицизма (ампира)...
11.



С послевоенного времени до конца 1990-х годов здание занимало посольство Аргентины (сначала в СССР, затем в Российской Федерации). В 1992 году особняк Листа был принят под государственную охрану как памятник архитектуры местного значения, а в 1995 году он получил статус объекта культурного наследия федерального значения. В 2003 году дом передали представительству правительства Калужской области при правительстве Российской Федерации, которое занимает его до настоящего времени и является собственником здания.
12.



Об архитектуре "Особняка Листа"
"Особняк Листа" считается первым по времени целостным произведением московского модерна и одним из первых сооружений в этом стиле в России. Компактное по размерам здание поставлено по красной линии переулка и занимает почти всю ширину вытянутого в глубь квартала участка. Левой боковой стеной дом примыкает к одному из строений бывшего Рукавишниковского приюта.
Переписывать подробно в деталях специальные архитектурные описания особняка и совсем уж перегружать пост, об "Особняке Листа" не особо хочется, поэтому для начала немного добавлю личных впечатлений и ощущений. Особняк смотрится празднично, легко, возвышенно. Он полон жизни и оптимистичного настроя. Вообще, в творениях архитекторов живут они сами, их мысли, чаяния, задумки, мечты. Именно их легко «считываешь», особенно это касается Особняка Листа. Определенно, чувствуется воодушевление Кекушева, он радуется жизни, потоку своего творчества, своим озарениям, блестящие идеи теснятся и захватывают его. Четко чувствуется его мысль, что «всё только начинается!». Особняк, как-то, сразу ложится на душу, его съемка доставила мне редкое эстетическое удовольствие.
13.



Общий образ особняка Листа одновременно строг и праздничен. Асимметрия фасада подчеркивается угловой лоджией; «…затенённый проём лоджии придаёт композиции дополнительный контраст и подчёркивает пластичность выполненной из полированного чёрного гранита гротескной толстой колонки, увенчанной развитой цинковой капителью с растительным рисунком. Сильно вынесенный металлический карниз и высокий прямоугольный рельефный аттик над лоджией придают особняку новаторский для времени его постройки вид сооружения с плоской кровлей…».
14.



Сам по себе угловой архитектурный элемент лоджии особняка привлекает внимание и побуждает рассмотреть его во всех деталях.
15.


16.



Изящная капитель маленькой "колоннки" выполнена из металла...
17.


18.


19.



Еще пару видов лоджии с Глазовского переулка.
20.


21.



Уличный и боковой фасады особняка облицованы небольшим прямоугольным боровичским кирпичом палево-жёлтого оттенка, который контрастирует с крупными элементами декора из светло-серого тарусского «мрамора» и относительно небольшими включениями оштукатуренных поверхностей -  рустованным цоколем и раскрепованными обрамлениями ниш, оконных и дверного проёмов. Выразительность композиции придают крупные окна различных форм, что отличается от традиционной для того времени практики освещать помещения рядами небольших окон типовых размеров.
22.


23.


24.


25.



Фото (ниже) снято с Денежного переулка
26.


27.



Окна уличного ризалита - арочное на втором этаже и прямоугольное на первом, занимающие почти весь простенок выступающей части здания - с расстояния воспринимаются как одно целое огромное окно, расчленённое широким горизонтальным импостом. Деревянные переплёты некоторых окон снабжены снаружи сильно выступающими стилизованными ордерными элементами - миниатюрными приставными колонками.
28.


29.


30.


31.


32.



Окна цокольного этажа
33.



В арочной нише над порталом входной двери расположено полихромное мозаичное панно с изображением водорослей и обитателей подводного мира. В правом нижнем углу панно имеется монограмма «W. W.», скорее всего Вильяма Валькота, который подписывал некоторые свои эскизы и графические работы аналогичным образом.
34.


35.


36.


37.



Между первым и вторым этажом по уличному ризалиту идёт орнаментальный мозаичный фриз с изображением на золотом фоне подснежников. Как в предыдущих, так и в последующих работах Кекушева оформление фасадов мозаикой более не встречается.
38.



Детали декоративного убранства здания выполнены из ценных строительных материалов и отличаются тонкостью и высочайшим качеством исполнения, что придаёт постройке черты ещё большей уникальности.

В отличие от богатых разнообразным декором уличного и бокового фасадов здания, его дворовый фасад решён более лаконично: гладкая плоскость стены расчленена повторяющимися оконными проёмами и небольшими плоскими нишами, что создаёт впечатление каркасной конструкции особняка, предваряющей решения рационального модерна.
39.


40.


41.



Интерьеры особняка были оформлены довольно просто и, вместе с тем, дорого - архитектор применил в декоре довольно редкие и дорогостоящие отделочные материалы, обставил комнаты сделанными на заказ предметами мебели, многие из которых были встроены в специальные ниши и выполнены по собственным эскизам зодчего. К настоящему времени большинство первоначальных интерьеров особняка утрачены.
42.



Многие композиционные и декоративные приёмы, впервые в совокупности применённые Кекушевым в особняке Листа, стали авторскими, предопределили индивидуальную лексику «кекушевского» модерна, использованную позднее при создании других построек. Так, именно в этом произведении Кекушева появились оригинальные «перспективные» порталы и наличники, тема которых стала фактически главной в постройках архитектора периода модерна. Помимо интерьеров особняка, первоначальная отделка которых большей частью утрачена, изменения коснулись и внешнего облика здания.
43.


44.



В конце 1990-х годов специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских под руководством архитектора-реставратора Б.Г. Могинова была проведена реставрация особняка, в результате которой некоторым деталям его внешней и внутренней отделки вернули первоначальный облик. В 2012 году в нише над окном парадной лестницы установили новую мозаику с изображением льва на фоне восходящего солнца, чем, по мнению М.В. Нащокиной, современные владельцы «хотели подчеркнуть пиетет к имени зодчего - создателя постройки»: изображение льва - своеобразная архитектурная подпись Льва Кекушева, в том или ином виде присутствующая во многих его постройках…
45.



В 1925 году были частично перестроены служебные корпуса. В 2000-х годах, при возведении с задней стороны владения нового корпуса министерства иностранных дел, территорию участка значительно урезали, а служебные постройки, несмотря на наличие охранного статуса, снесли.
46.



По одной из версий, «Особняк Листа» - один из возможных адресов Маргариты из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
«…Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!...».

Источники:

Нащокина М.В. Московский модерн. СПб.: Коло, 2011.
Нащокина М.В. Жизнь и судьба архитектора Льва Кекушева  // Наше Наследие. - 2012. - № 101.
Вся Москва, Адресная и справочная книга на 1901 год. - М.:  Суворина А.С., 1901.
Памятники архитектуры Москвы, 1990.
Википедия.

© Vladimir d’Ar, 2016

особняки, Москва

Previous post Next post
Up