РЗВДК: генезис образа России в политической карикатуре.

Apr 02, 2016 03:00

Оригинал взят у vbulahtin в РЗВДК: генезис образа России в политической карикатуре.

(набросал заметку для "Вечернего политрука" -- многие почти дословное повторение того, что уже было в этом блоге)

В субботнем разделе "ВП" несколько раз появлялись злободневные карикатуры.

Полагаем, что читателям Политрука будет интересен и сюжет о генезисе этого вида политической публицистики и пропаганды, и роли России в нём.

Несмотря на то, что история карикатуры исследована вдоль и поперек (на Западе вышел целый ряд монографий по этому виду творчества) в этом жанре случаются удивительные анахронизмы, о которых не высказано никаких предположений.

В эпоху "золотого века британской карикатуры" было создано несколько удачных образов, которые потом получили удивительное перевоплощение.
Например, удивительный персонаж Джек Фрост, несколько раз появившийся в британской карикатуре времен поход Наполеона на Москву.
Британский карикатурист Уильям Эльмс создал сцену "Джек Фрост атакует Бони в России" (рисунок 1).





Карикатура изображает зловещего старикана на коньках, на (русском) медведе атакующего Наполеона - опубликована 7 ноября 1812 года.

Считается, что мифология генерала Мороза/Джека Фроста начинает создаваться с момента похода Наполеона на Москву.
Впоследствии военная приписка генерала Мороза органично закрепляется за Россией (несмотря на скандинавские корни деда Мороза).

Своеобразной ипостасью того самого Джека Фроста стали и комиксовый персонаж Ледяной Джек (в русском переводе), который в американской мифологии культивируется как супергерой, имеющий корни в России, и даже Белые Ходоки из "Песни Льда и Огня" и "Игры престолов".

Британские сатирики в конце XVIII- начале XIX вв. выполнили важнейший социальный и политический заказ, создав такой образ Наполеона, который не мог вызывать у читателя и зрителя никаких других чувств, кроме отвращения, презрения и насмешки.

В этот период сатирические рисунки или цветные гравюры (карикатуры) стала одной из самых сильных, относительно недорогих и оперативных средств воздействия на сознание людей .
Британский историк Дж.М. Тревельян: в эпоху наполеоновских войн карикатуры «господствовали над умами и воображением века так же, как фотография и фильмы господствуют над нашими».
Каждому британцу внушали ненависть к Наполеону, и такое впечатление оставалось с человеком на всю жизнь, чтобы при одном упоминании имени Наполеона сразу пробуждались ненависть и желание защищаться.

Главная заслуга в создании сатирического образа Наполеона принадлежит выдающемуся британскому художнику Джеймсу Гиллрею (1757 - 1815).

Своими карикатурами он на долгое время задал тон в изображении «корсиканского чудовища», рисуя Наполеона в виде кровожадного карлика в огромной шляпе, в сапогах не по росту, с длинной саблей на боку и с перекошенным от жадности ртом.

Сатира настолько задела Наполеона, что он потребовал включить в условия Амьенского мира с Великобританией (1802 г.) пункт о том, чтобы «пасквилисты, т.е. писатели, которые осмелятся осуждать его персону или его политику, были приравнены к убийцам или фальшивомонетчикам и были выданы ему головой».

"Золотой век британской карикатуры" связывают с именами:
Исаака Крукшенка - умер в 1811 (его сын Джордж Крукшенка (1792 - 1878), также стал в этом жанре одним из самых талантливых британских художников XIX в. )
Джеймса Гилрея - умер в 1815 (в 1806 году начал терять зрение, поэтому последнюю свою карикатуру нарисовал или в 1809, или в 1811 году. В последние годы жизни страдал также от душевного заболевания).
Генри Уильям Банбери - умер в 1811.

Безусловно, британцы были законодателя мод, но в эти архаичные с т.з. авторского права времена художники легко и непринужденно занимали идеи друг у друга, и британские знаменитости не гнушались заимствований.

Вот наш художник Иван Иванович Теребенев создаёт карикатуру "Русский танец" - опубликована Иваном Петровичем Глазуновым 13 января 1813 года. Наполеон танцует на картинке гопак (рисунок 2).
=> http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1830-terbenev.html



Учитывая скорость прохождения информации и скорость подготовки и выхода публикаций, дальнейших действия британских мастеров выглядят стремительно. Уже 18 мая 1813 года в Лондоне опубликована карикатура "Русские учат Бони танцевать", перерисованная британским гением карикатуры Джоджем Крушенком (рисунок 3).



Джодж Крушенк и упомянутый Уильям Эльмс в связи с походом Наполеона на Москву создают серию сюжетов, некоторые из которых явно почерпнуты у русских художников И.Теребенёва и А.Венецианова.
=> http://www.the-saleroom.com/en-gb/auction-catalogues/bloomsbury-auctions/catalogue-id-blooms10059/lot-69b42cec-95a1-4a25-b496-a4b200d9e968
=> http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Sitin/book5_13.html

Кстати, учитывая на тот момент отсутствие цензуры в России русские академические художники как Венецианов, Теребенев, Иванов, Оленин, Шифляр и десяток других, менее известных, почувствовав вкус к публицистике, после нападения Франции на Россию, во-первых сумели выработать оригинальную графическую манеру сатирической картинки, во-вторых, даже опередить по количеству работ Англию, пребывающую в самом разгаре своего "золотого века карикатуры".

В Англии за 20 лет было создано немногим более 1000 антинаполеоновских карикатур. В России за 2,5 года (самый конец 1812-го - начало 1815-го) появилось около 240 сатирических эстампов, не считая многочисленных переизданий.
Интенсивность в тот момент не имеющая аналогов нигде в Европе. И по содержательности, например, такие русские карикатуры как "Наполеон занимается прожектами снарядов для будущей кампании" или "Мыльные пузыри" не уступают английским.






В "золотой век британской карикатуры" (и не исключено, что из-за прагматических чувств политической и творческой конкуренции) окончательно оформился образ России в виде медведя.

Самые ранние графические работы, на которых медведь выступал визуальным маркером России, фиксируются в Англии еще в 1737-1740 гг. - это серия аллегорических гравюр “Европейская гонка” (“The European Race”).
В России издано несколько монографий о том, что Главный образ России создан в Англии.
Эссе о метаморфозах медведя как образа России:
=> http://magazines.russ.ru/nlo/2011/107/hr16.html

Одна из самых ранних и самых эффектных карикатур на Россию, где образ нашей страны окончательно оформлен под медведя вышел из печати 19 апреля 1791 года. Это раскрашенный офорт под названием «Русская Медведица и её непобедимый наездник в бою с Британским легионом» (рисунок 4):
=> http://art1.ru/art/verxom-na-imperatrice-ili-erotika-politiki/

За несколько лет образ России-медведя претерпел различные метаморфорзы, в результате которых Россию перестали изображать в виде антропоморфного зверя - она стала просто Мишкой: карикатуры Медведя с человеческими руками, головой, с короной, в человеческой одежде стали появляться всё реже и реже.

Совершенно не исследован удивительный момент, который присутствует в связи с Россией во время "карикатурного бума" - на ряде картин Россия в разных образах представляется в виде посредника и защитника.

Вот несколько видов медведя-посредника.
Одна из самых первых сатирических гравюр с изображением Александра I - раскрашенные офорты:
- Исаака Крукшенка, изданный в Лондоне 4 июня 1803 года (рисунок 5).
- Чарльза Уильямса "Медведь становится посредником". Июнь 1803. Лондон (рисунок 6).




Русский Медведь соединяет руки непримиримых врагов со словами: «Во, дела! Вы, цивилизованные страны, не смогли договориться без моего посредничества, хотя и смеялись надо мной как над Варваром. Но, полагаю, вы понимаете, что у меня должно быть поболе благоразумия, чем у вас, потому что я прибыл с далекого Севера!..»

В 1803 года Россия попытается выступить посредником в решении международных проблем, в том числе и в средиземноморском регионе.
Это далеко не единственный раз, когда Россия попыталась выступить посредником и оказаться над схваткой.

Рисунок 7 - Уильям Чарльз: "Медведь становится посредником, или Мирные переговоры" 1813. Нью-Йорк.


Совершенно не характерный для британской карикатуры начала XIX века образ России-медведя.
В начале 1813 года царь Александр I выдвинул предложение выступить в качестве посредника между Соединенными Штатами и Великобританией.
Президент США Мэдисон направил секретаря казначейства (sic!) Альберта Галлатина и сенатор Джеймса Баярда в Санкт-Петербург и сформировать вместе с послом США в России Джоном Куинси Адамс мирную делегацию.
К тому времени как Галлатин и Байярд добрались до России, Великобритания отвергла предложение России о посредничестве.

Представители США оставались в Европе до конца лета, ожидая инструкций. Там их и застало предложение из Британии о прямых мирных переговорах.

Россия-медведь на карикатуре предлагает враждующим сторонам: "Позвольте мне объединить ваши руки Мадам-Джони, ведь я стал очень дружелюбен с тех пор, как послал мой флот, чтобы позаботиться о [США]".

Удивительно, но первые, совершенно не исследованные образы России во многом связаны (недолгое время) с положением над схваткой.

Вот сатирическая гравюра, опубликованная 8 мая 1783 года (рисунок 8).
Здесь представлен ряд европейских стран и США - в начале 80-х годов 18 века США изображались британскими карикатуристами в виде гремучей змеи
=> http://vbulahtin.livejournal.com/2226851.html

У британского льва с ослиными головами и коровьим сердцем не получается выиграть схватку у впрягшимихся в одну упряжку спаниеля (Испании), петуха (Франции), гремучей змеи (Америки) и мопса (Голландии)
Россия здесь присутствует в виде двуглавого орла, расположившегося на твёрдой надежной почве и поясняющего, что она соблюдает вооруженный нейтралитет.


Вооруженный нейтралитет - наиболее критикуемая Британией позиция России.

Многие связанные с Россией сатирические образы XIX в. как раз нацелены на то, чтобы вывести Россию из равновесия, обозначить, что приветствуется (или внушает опасение) именно Россия, принимающая участия в международных делах, ввязавшаяся в некую международную движуху, а не Россия сосредотачивающаяся (погруженная в себя).

Не исключено, что одна из первых связанных с Россией карикатур в привычном для нас виде опубликована между 1781 и 1783 гг. (рисунок 9).


В библиотеке Конгресса США эту карикатуру относят к очень широкому периоду: The American Revolution in drawings and prints; 1765-1790.
На рисунке пузатый голландец с трубкой в зубах давит (сметает) тачкой Британию.
В тачку загружена Франция в лице персонажа, который готов нанести удар по Британии.
Америка в лице женщины с головным убором в перьях. Фигура, одетая в плащ и шляпу, вероятно представляет Испанию.
Четвертая фигура - человек, который обращается к фигуре в плаще: "Теперь братья Португалии присоединятся к Конфедерации и увеличат нашу семью"

Обострение англо-голландских отношений (четвертая англо-голландская война) началось с признания Нидерландами независимости США.
При этом голландцы отказались предоставить британцам право досмотра своих судов на предмет выявления поставок оружия американским повстанцам.

Городские власти Амстердама предложили американцам секретный торговый договор. В декабре 1780 года Британия объявляет Нидерландам войну.
Война была с Голландией была выгодна Британии - голландцы были обречены.
Британцы по сути установили морскую блокаду Нидерландов, что обернулось для страны, живущей за счёт морской торговли, огромным экономическим ущербом.

5 августа 1781 года голландцы попытались дать британцам морское сражение при Доггер-банке, когда встретились их эскадры, сопровождавшие караваны торговых судов в Балтийское море. В результате сражения оба флота потерпели примерно равный ущерб (хотя в Нидерландах принято было считать эту битву выигранной), однако после этого голландские суда уже не рисковали выходить в море.

Карикатура издана британцем Хамфри Уильямом, автор неизвестен.
Вероятно это первое персонифицированное карикатурное изображение России - отчасти этот образ более аутентичен нашей стране в тот момент истории, чем медведь.
Русский солдат, стоя за распростертой Британией, преграждает европейскому дилижансу движение на сближение с Америкой (в т.ч. в плане поставок оружия и торговли).
Известно, что Россия заняла благожелательную позицию в отношении США; в 1780 году она возглавила т. н. Лигу нейтральных - объединение государств, которые выступали против намерения Великобритании противодействовать торговле между её противниками и странами, не участвовавшими в конфликте.
Британские карикатуристы почему-то видят ситуацию иначе.
Пока еще они не столь хитроумны как впоследствии, прямо указывая на желательную позицию России и вкладывая в её уста дипломатическое послание.
Солдат рассказывает, что Хозяйка-Британия непреклонна в преследовании Голландии за её неблагодарность и двуличие и предлагает Голландии содействовать той Власти, которая сама первой содействовала ей.
Роль солдата скорее не в принуждении, а в убеждении.

С Хамфри Уильямом и другими британскими карикатуристами "золотого века" связано появление ряда образов Британии, которые впоследствии были использованы для изображения России, но это совсем другая история.
Формат паблика ограничен десятью изображениями.
В случае интереса читателей "ВП" к исследованию пропагандистского воздействия сатирических художественных образов на читателя продолжение обязательно последует, и будет оно связано с генезисом образа спрута как удивительно неподходящего, но прививаемого России образа - рисунок 10.



карикатура

Previous post Next post
Up