В станице Еланской Ростовской области возведен мемориальный комплекс «Донские казаки в борьбе с большевиками». Его доминантой является четырехметровый памятник широко известному атаману Петру Николаевичу Краснову, который во время Великой Отечественной войны сотрудничал с нацистами.
Недавно была
опубликована петиция с требованием демонтировать памятник пособнику нацистов, которая за очень короткий период обогнала по количеству подписантов петицию сторонников музея. Однако, несмотря на вполне очевидное подавляюще-негативное отношение наших сограждан к пособникам нацистов, у подобных мемориалов находятся сторонники, негативное отношение к увековечиванию пособников нацистов часто не перерастает в гражданское действие, а сами мемориалы и памятники - существуют вполне открыто и безнаказанно.
Важным подспорьем этой ситуации выступает огромное количество лжи в духе «не все так однозначно», с помощью которой черное называют белым, а белое - черным. Сторонники Краснова, например, говорят, что все его действия были мотивированы патриотизмом, а спасение страны он видел в освобождении от власти большевиков, якобы погубивших Россию. И именно поэтому его нельзя осуждать, а памятники, посвященные ему - демонтировать.
Что же, давайте разберемся кем был атаман Петр Николаевич Краснов.
В сети опубликовано много его биографий, достаточно подробных. Поэтому мы не будем здесь их пересказывать в подробностях, а сосредоточимся на центральной для нас теме - «борьбе с большевиками».
Началась эта борьба в 1917 году сразу во время Октябрьской революции, когда Краснов попытался защитить власть Временного правительства (к которому, как пишут биографы, относился негативно). Тогда Краснов потерпел неудачу, был схвачен большевиками и позже уехал на Дон, после данного им под честное слово обещания не вести контрреволюционной борьбы (по одной из версий).
Однако обещание было нарушено. В мае 1918 года во время антибольшевистского мятежа на Дону Краснов был избран атаманом восставшего донского казачества и взял курс на построение на бывшей области Войска Донского отдельного государства под протекторатом Германии. Очень ярко этот эпизод описан в эпопее Михаила Шолохова «Тихий Дон».
При этом надо отметить то, что белые силы под предводительством А.И. Деникина, как известно, ориентировались на союзников России в Первой мировой войне - Англию и Францию (прежде всего на Англию) со всеми вытекающими последствиями.
Краснов же в том момент, как это ни странно, ориентировался на врага России - Германию. И именно на этой почве «не клеилось» его сотрудничество с белыми. Причем обращение Краснова за помощью к
немецкому императору произошло после подписания Брестского мира, по которому существенная часть Европейской территории России отходила Германии. Большевики этот мирный договор считали «похабным» и позорным, но он был единственной альтернативой дальнейшей стремительной немецкой экспансии и полной утрате государственности. Большевики так же открыто говорили и о том, что этот мирный договор скоро будет сметен поражением Германии в войне. Тем не менее, в мае 1918 года немцы еще были сильны, и именно в этот очень сложный для России момент Краснов ведет переговоры с врагами о протекции и помощи в построении нового квазигосударства на Дону.
И если большевики объективно выступили собирателями государства, то Краснов, фактически, выступил на стороне сил, осуществляющих его раздел и развал, как сегодня модно говорить в специфической политической тусовке, «под воздействием и под давлением внешних сил». Кто-то скажет, что это был политический маневр, призванный обеспечить восставшие области боеприпасами и ресурсами для войны с большевиками. Такая трактовка была бы возможна, если бы не вся дальнейшая биография Петра Краснова.
В начале 1919 году Краснов покинул пост атамана донского казачества и позже оказался в эмиграции. Там он участвовал в создании и функционировании закрытой беломонархической организации «Братство Русской правды» (вполне германофильской), которая вела террористическую войну с СССР (на деятельности этой структуры мы остановимся ниже). Однако в 1932 году в результате ряда грязных скандалов, сотрясавших организацию, Краснов её покинул, разочаровавшись в попытках выстроить в эмигрантской среде какие-либо более-менее самостоятельные структуры в расчете на свержение большевиков.
Надежды атамана на террористическую войну с Советским союзом и антибольшевистское восстание в СССР рухнули, и единственным шансом победить в России или хотя бы на Дону для Краснова стал штык иностранного солдата. Поэтому после начала Великой Отечественной войны, атаман осознанно и со знанием дела стал предлагать свои услуги нацистской Германии.
(продолжение следует)
ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ ЗА ДЕМОНТАЖ ПАМЯТНИКА КРАСНОВУ