Собираем велосипед фикс: каретка, звездочки, шатуны, педали и передние тормоза

Mar 14, 2013 20:33


Мой проект фикси, фактически, перешел в режим бета-тестирования: рама покрашена, колеса собраны и, в этом репортаже, я навешу звездочки, переберу каретку и присобачу шатуны, педали и передние тормоза.



Такие поля, как каретка, передаточные числа и типы шатунов, я еще не пахал, поэтому начал с курения мануалов и прочих википедий, что можно найти на широких просторах сети:

1. Про каретки на velowiki.org - типичная вики статья с перечислениям типов и стандартов кареток. Рекомендую ее первой к прочтению, так как, в статье, содержится расшифровка многих мне незнакомых терминов.

2. Статья на Вело Питере о "Доработке дорожного велосипеда". Тут можно, среди прочего, найти рекомендации по выбору передаточного числа

3. Статья Шелдона Брауна о необходимых инструментах и методах настройки разборной неинтегрированной каретки.


Каретка, а.к.а bottom bracket

Начнем с каретки. Я не являюсь специалистом в велосипедной механике и весь проект фикси, фактически, затеял только для того, чтобы разобраться в том, как же все на велосипеде работает. Каретка, в данном случае, являлась как раз той terra incongnita, о которой, я совсем ничего не знал - меньше я разбираюсь, наверное, только в рулевых колонках.

На современных велосипедах стоят картриджные каретки, где ось и подшипники спрятаны в один неразборный узел или интегрированные каретки, где разобрать, вроде бы, можно, но не рекомендуется. На этом я и остановлюсь, потому что ничего в этих каретках, пока, не понимаю. Есть, правда, высокая вероятность, что мне прийдется перебрать такую (Shimano Deore) на моем туристическом велосипеде, так как, после нашего тура по Бельгии - шумит зараза.



Свой фикс я собираю на основе старого велосипеда марки Pegeout , на котором стоит разборная неинтегрированная каретка, поэтому о ней и пойдет речь.

Каретка, в функциональном плане, ничего сложного из себя не представляет: ось, два шариковых подшипника, и чашка. На оси имеется два ребра, внешние стороны которых имеют коническую форму. По этим конусам и должны катиться шарики подшипников.

UPD: Друг nz_parent коршунским оком подметил, что подшипники я поставил не той стороной. Даже толковую ссылку привел, где показано, как правильно нужно делать: http://www.bike-repair.ru/BotBracket_Setup.htm

"Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками - внутрь чашек)."



Такая ось с подшипниками вставляется в кареточный стакан рамы, где одна сторона наглухо закрыта приваренной пластиной, в то время, как в другую вворачивается фиксирующая чашка. Сама же чашка фиксируется при помощи фиксирующего кольца, для которого нужен специальный крючковый ключ.

Все искусство сборки каретки заключается в том, чтобы правильно затянуть фиксирующую чашку. Если перетянуть, то педали не будут крутиться, если же не дотянуть, то останется неприятный люфт. Для того, чтобы правильно затянуть кареточную чашку, народ в инете рекомендует накрутить одну из педалей - чтобы удобней было проверять вращение и люфт.





Почему я не купил новую каретку? Потому что в стандартах этих кареток сам черт ногу сломит. Нужно следить за стандартом шатунов, за диаметром стакана, за типом резьбы и за длинной оси. Мне легче было просто перебрать старую: посмотреть, что там внутри и смазать все солидолом.

В моем случае, диаметр стакана - 35 мм, длинна оси - 125 мм. Резьба, судя по всему, французская. Если верить википедии, то такая использовалась и на советских велосипедах.

Шатуны, педали и передаточное число

После того, как каретка собрана, можно и шатуны с педалями нацепить. В этом процессе ничего сложного нет, но нужно проследить, чтобы стандарт каретки соответствовал стандарту шатунов. У меня каретка квадратная (square taper), поэтому и шатуны с квадратным отверстием.



Шатуны я купил в палатке на рынке - самые дешевые, тяжелые и ужасные. Стоили они - 6 евро. Длина шатунов - 170 мм (на моем шоссейнике шатуны - 175 мм), что очень хорошо, так как на фиксе нужно крутить педали и на поворотах, что, с длинными шатунами, довольно проблематично - можно зацепиться за асфальт.

Так как чейнринг намертво приварен к шатуну, то пришлось проследить за тем, чтобы передаточное число на велосипеде было вменяемым. На чейнринге у меня 46 зубьев, а на задней звездочке - 19. Передаточное число - 2.42, что ниже, чем требуется для комфортной езды по асфальту. В случае чего, прийдется купить более мелкую заднюю звездочку.

Шатуны фиксируются на осях каретки при помощи болтов, шапочки которых остаются в углублении, поэтому обычным гаечным ключом до них не дотянуться - нужно иметь торцевой. Неплохо, кстати, проследить и за тем, чтобы в хозяйстве был и ключ для снятия шатунов.

Педали я поставил All-City Standard Track Black за 20.75 EUR. У этих педалей есть уши, к которым удобно крепить страпы.

Цепь у меня - 1/8", SRAM PC1 Nickel Single Speed Chain - 18 EUR.

Передние тормоза

Последний штрих - это передние тормоза. Так как искусством скида я пока не овладел, то прийдется перестраховаться. Тормоза я купил ободные - самые дешевые на нашем рынке. Стоили они не дороже 10 евро.





Единственный нюанс при установке ободных тормозов - кабель не должен провисать или, другими словами, чем короче кабель, тем лучше.

Теперь дело за малым - протестировать бета версию, но у нас пока лежит снег.

Перед финальным релизом хотелось бы ответить на следующие вопросы:

1. Подоходит ли мне передаточное число 2.42 или нужно выше?

2. Оставить руль рога или сделать chop'n'flop?

3. Красить ли чейнринг, шатуны, подседел и вынос в оранжевый или оставить как есть? У этого вопроса есть и практическая составляющая - чейнринг дешевый и, скорее всего, будет легко покрываться ржавчиной.

4. Каретка немножко люфтит. Вроде бы проверил - шарики не износились, поверхности конусов гладкие, так что не исключено, что это мои кривые руки и нужно просто еще повозиться с поиском идеальной затяжки. В противном случае прийдется менять и, тогда, возникает вопрос - можно ли поставить картриджную каретку на старую раму?



Техника и велосипеды

Previous post Next post
Up