Мораль и "Синий мир"

Jun 19, 2012 12:18


О реальных противоречиях.
В связи с... зашел разговор о морали. Разумеется, никакой общечеловеческой и универсальной на все времена морали не было, нет и быть не может, так как мораль - это если не сформулированные, то оформленные в традицию навыки наиболее эффективного поведения, прежде всего, направенные на  сокращение трения между людьми. Другой вопрос, что невежественные люди полагают, что на свете никого, кроме них нет, а остальные - "дикари". Между тем:

1. У многих племен Африки МОРАЛЬНО И ПРАВИЛЬНО съесть мозг врага.
2. У инков моральны человеческие жертвоприношения (и не только у них)
3. У европейцев морально было сжигать ведь на костре.
4. У русских веками были деревенские ".бари", "распечатывавшие невиность".
5. У многих изолированных народов - обычай дать жену гостю.
6. У итальянцев, чеченцев, и т.д. АМОРАЛЬНО НЕ УБИТЬ МУЖЧИНУ - ЧЛЕНА ДРУГОЙ СЕМЬИ, если кто-то из этой семьи опозорил женщину или убил мужчину данного рода.
7. В СССР было аморально "стучать". В Европе и США аморально НЕ стучать.
8. В мирное время убивать аморально. В военное - это доблесть...
9.  «Вообще» ограничивать свободное перемещение людей аморально. Конкретно, когда приходит эпидемия или голод - это необходимо, так как сокращает число жертв.

... Хватит, или продолжать?

Нюанс однко в том, что мораль инерционна и не всегда успевает приноровиться к объективным требованиям момента.

Разум, оценивающий реальность as is, напротив - на то и разум, чтобы принимать наилучшие решения здесь и сейчас. Из-за этого не так уж и редко оперативные требования разума, как кажется, противоречат морали.

Но главное, истинное, и наиболее глубокое, антагонистическое противоречие имеет иной смысл.

Вот скажем, если убийство на войне или изоляция совершенно невинных людей случайно попавших в очаг эпидемии объясняется простым арифметическим правилом:  «гибель одного невинного человека предпочтительнее гибели двух невинных людей»,  - то для обяснения этого правила уже нужно выходить за пределы  человеческой целесообразности и обращаться к вполне биологическому по сущности стремлению максимально сохранить свой вид.

В пробему это превращается, когда задача выводится на этот, видовой уровень анализа. Правило «гибель одного невинного предпочтительнее гибели двух невинных» работает ровно до того момента, пока сама численность вида не превращается в свою противоположность и ее рост сам по себе не приводит к уничтожению  (или хотя бы резкому снижению численности) вида.

Универсальной моделью здесь является модель, которую принято называть «Хищник - Жертва».

Не надо только обманываться словами. «Жертва» в той системе - всю, что потребляется «Хищником» . Например, в системе трава-почва, «хищник» - это трава. А «жертва» - удобрения, которые травой потребляются и, возможно, уносятся из системы, скажем, поедабщими траву коровами, а возвращатся обратно с грунтовыми водами. Или скажем, трава - эертва, а хищник - корова. Для человечества в целом - Человек, как вид, является хищником, а ресурсы - «жертвой».     
Люди хоть немного знакомые с такими моделями, как «Хищник-Жертва» хорошо знают, что динамика такой системы зависит  от соотношения скорости размножения и смерти жертв и хищников (скажем, невозобновимые ресуры - это жертва с нулевой (или пренебрежимо малой) скоростью размножения.

В зависимости от этого соотношения, возможны три режима:   стационарный, колебательный и терминальный.

При стационарном режиме - это режим устойчивого существования, скорость потребления ресурсов хищником согласованы так, что их численность не меняется: популяция хищников потребляет ровно столько же, сколько производится жертв. Если увеличивать скорость размножения хищников, то в свитеме возникают периодические, а затем и хаотические колебания численности: популяция хищников бытро растет, они пожирают жертв больше, чем хватает на всех. Сперва сокращается численность жерты, а потом и хищники погибают, так как им просто не хватает жертва для поддержания численности. И, наконец, если скорость размножения хищников очень велика, они поедают все жертвы начисто... а потом подыхают и сами.

Проектируя эту душеподъемную картину на человечество понятно, что если человечество «не заметило», что перебрало  с размножением, то с точки зрения сохранения вида, его численность надо искусственно сокартить, причем быстро, до безопасного уровня

Но при этом, может случиться так, что для вышивания вида становится необходимы уничтожить БОЛЬШИНСТВО его членов! Вот тут и перестает работать правило «гибель одного невинного предпочтительнее гибели двух невинных», ибо оно способно привести к гибели вида (человечества): сохранение вида может подразумевать сохрание только  меньшинства, соответствующего текущей  численности жертв (количества потребляемого ресурса).

В дикой природе это происходит просто: выживают те, кто выживает.  Если хоть кто-то выживает. И начинается следующий цикл размножения.  Дарвин назвает выживших «наиболее приспособенными». В реальности это смесь приспособленных и «везунчиков».

Но так в природе. С людьми, обладающими разумом, все гораздо сложнее: либо человечество должно возвращаться непосредственно к дарвиновской ситуации: «кто выживет, тот выживет», либо отбирать выживающее большинство. Тогда вызывает вопрос: если не природа, то кто и по каким критериям будет производить этот отбор? По  IQ? - Ничуть.

Просто, из общей массы «хищников» выделятся супер-хищники, для которых стратегией выживания станет уничтожение большинства. Это даже не канниаблы. Это терминаторы.

И здесь мы опять оказывается в ситуации «Синего мира».

Только элита, вместе с наемыми убийцами и бандиты могут обеспечить свое выживание и обепечит сокращение численности населения с нужной для выживания скоростью.

И это - главное супер-антагонистическое противоречие будущего, которое поделит человечество на два главных класса: на тех кто, кто будет стремиться выжить ЗА СЧЕТ ЖИЗНЕЙ ДРУГИХ и тех, кто уйдет в небытие.   
Previous post Next post
Up