Возьмем к примеру обычную (для меня это означает "математическую") логику. На ее основе, при помощи совсем небольшого числа аксиом можно построить: арифметику, теорию множеств, мат. анализ, теорию вероятностей и прочее. То есть, не плодя лишних сущностей, можно создать всю математику - язык, который используется точными науками, науками, описывающими мир, и обладающими прогностическими способностями
( ... )
Почти правильный вопрос. Правильный вопрос несколько иной: что считать признаком, отвечающим существу изменения. Это гораздо более тонкий и сложный вопрос. И это как раз как правило смысл работы.
> На ее основе, при помощи совсем небольшого числа аксиом можно построить: арифметику, теорию множеств, мат. анализ, теорию вероятностей и прочее
( ... )
Негация (обращение): бытие -ничто негация негации (обращение обращения): становление. Это объективная грань. Для определения сущности используют рефлексию(субъективную негацию)
По крайней мере, согласно itsitizen, синий является противоположностью черного: "Черное - синее... А это противоположные понятия. Ибо являются однородными."
А в каких естественнонаучных работах применяются методы диалектического мышления? Я имею в виду конкретную научную статью, которую можно найти на Пабмеде или ещё где.
Я вас удивлю: во всех хороших работах. Другой вопрос, что это даже и не упоминается за очевидностью. Как в большинстве работ и математическая логика не упоминается. Просто она за сценой. Никто не будет даже упоминать простой категорический силлогизм в качестве обоснования, что по факту используется именно он, а не ошибочный утверждение что поскольку собаки - животные, то все животные - собаки. Почему не упоминают? Потому что математическая логика - часть здравого смысла. Как и диалектическая логика для разивающихся систем.
Ленин вот писал, что все учОные - стихийные материалисты, несмотря на внешний позитивизм махизм имзизм и что там ещё было в конце 19-го века. Прав был?
Я могу взять первую попавшуюся научную статью, и показать, что вот здесь - категорический силлогизм, здесь - индукция, тут - дедукция, часто с точностью до предложения.
А с диалектической логикой так получится? Есть ли научная работа (современная, само собой, не из СССР), в которой можно показать на предложение или хотя бы на абзац, чтобы было ясно, что вот тут у нас именно диалектика, а не матлогика или что-то иное (скажем, ясно прописано, как явление переходит в свою противоположность). И главное - что автор именно при написании пользовался диаматом, как инструментом понимания/мышления, а не мы приписываем это ему пост-фактум, как в примере Лекса?
1. Неверно. ВЫ не можете. Потому что в огромном количестве работ этого в принципе нет. Особенно экспериментальных. Ибо все эти красоты не просто за кадром: они скрыты в самой постановке проблемы, в отборе ведущих параметров.
2. Есть ли научная работа (современная, само собой, не из СССР), в которой можно показать на предложение или хотя бы на абзац, чтобы было ясно, что вот тут у нас именно диалектика, а не матлогика или что-то иное (скажем, ясно прописано, как явление переходит в свою противоположность). Разумеется нет. Потому что нет закона о переходе чего-то в свою противоположность. Есть закон единства и борьбы противоположности. А этот закон элементарно проиллюстрировать на множестве примеров. Например - закон Ле Шателье или принцип наименьшего действия
( ... )
Сергей Леонидович, ну вот по формальной логике я могу-таки взять учебник, и не один, где понятными словами, с приведением примеров, описаны основы. А с диалектической логикой как? Один Гегель и всё? И то - крайне неудобоваримо. Или ДЛ - это более высокий уровень, и условный учебник по ней должен быть не в пример сложнее? Положим, не ведь не один же? Разъясните, пожалуйста. Пытаюсь понять.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
негация негации (обращение обращения): становление. Это объективная грань.
Для определения сущности используют рефлексию(субъективную негацию)
Reply
"Черное - синее... А это противоположные понятия. Ибо являются однородными."
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я могу взять первую попавшуюся научную статью, и показать, что вот здесь - категорический силлогизм, здесь - индукция, тут - дедукция, часто с точностью до предложения.
А с диалектической логикой так получится? Есть ли научная работа (современная, само собой, не из СССР), в которой можно показать на предложение или хотя бы на абзац, чтобы было ясно, что вот тут у нас именно диалектика, а не матлогика или что-то иное (скажем, ясно прописано, как явление переходит в свою противоположность). И главное - что автор именно при написании пользовался диаматом, как инструментом понимания/мышления, а не мы приписываем это ему пост-фактум, как в примере Лекса?
Reply
2. Есть ли научная работа (современная, само собой, не из СССР), в которой можно показать на предложение или хотя бы на абзац, чтобы было ясно, что вот тут у нас именно диалектика, а не матлогика или что-то иное (скажем, ясно прописано, как явление переходит в свою противоположность). Разумеется нет. Потому что нет закона о переходе чего-то в свою противоположность. Есть закон единства и борьбы противоположности. А этот закон элементарно проиллюстрировать на множестве примеров. Например - закон Ле Шателье или принцип наименьшего действия ( ... )
Reply
А с диалектической логикой как?
Один Гегель и всё?
И то - крайне неудобоваримо.
Или ДЛ - это более высокий уровень, и условный учебник по ней должен быть не в пример сложнее?
Положим, не ведь не один же?
Разъясните, пожалуйста.
Пытаюсь понять.
Reply
by Tommi Juhani Hanhijärvi
Dialectical Thinking for Integral Leaders: A PrimerJun 16, 2015
by Otto E. Laske
Dialectical Thinking and Adult Development (Publications for the Advancement of Theory and History in Psychology)
Formal, Transcendental, and Dialectical Thinking: Logic and Reality
by Errol E. Harris
The Necessary Unity of Opposites: The Dialectical Thinking of Northrop Frye (Frye Studies (Hardcover))Dec 30, 2010
by Brian Russell Graham
Dialectical Thinking in Empirical Analysis
by Philip Arnold Moritz
Exasperating Essays: Exercises in the Dialectical Method
Хватит для начала?
Dialectical Thinking in Empirical AnalysisApr 1967 | Import
by Philip Arnold Moritz
Reply
Leave a comment