Никогда ничего не было

Apr 09, 2008 21:19





Беседа Пападжи и Чоки Ньима Ринпоче
(Катманду, 1993)

Я пришел сюда потому, что пришло время прийти.
У всех нас общая цель, мы движемся в одном направлении. Это направление, в котором ориентированы все. .

Я так не думаю. (Смеется.) .

Почему? Почему Вы не согласны? .

Потому что направлений не существует. Нет направ¬лений. Любое, любое направление ведет в прошлое. .

Но ненаправленность - верное направление. .

Ненаправленность - это... .

Верное направление. (Смеются.) .

Я устранил все направления. «Направление» подра¬зумевает, что есть исходная точка. И есть цель. И есть путь, по которому движутся в каком-то направлении: на север, юг, запад или восток. Это всё ментальные кон¬цепции. Я отбросил концепции. «Концепция» - это прошлое. А прошлое связано с умом. Расстояния и на¬правления находятся в уме. Поэтому я не даю уму никакого направления. Если придать ему какую-то направ¬ленность, это затянет в цикл, длящийся тридцать пять миллионов лет. .

Тридцать шесть миллионов. (Смеются.) .

Все утверждения исходят из ума. Они состоят из ума. Даже фраза «Я свободен от ума» - это ум. .

Да. Что бы человек ни утверждал, это исходит из ума. Утверждать что-то -природа ума. И ничего не утверж¬дать -это тоже ум. .

Да. Понятие «Я порабощен» сформировано умом, и идея «Я свободен» тоже является порождением ума. .

Конечно. .

«Я порабощен» - то же, что «Я свободен», потому что рабство и свобода взаимосвязаны. У них общие кор¬ни. Эти корни откуда-то растут, но откуда? Надо по¬смотреть на корни, на их источник. На источник кон¬цепций ума, свободы и рабства. Нужно узреть корень. Если мы увидим, откуда он выходит, если мы дойдем до корня, не будет ни рабства, ни свободы. Поэтому я го¬ворю: «Вы уже свободны». Уже свободны. .

По-тибетски мы называем это «неукорененностью» и «бес¬почвенностью». .

Любой язык является «почвой», но ТО запредельно языку. То, о чем я говорю, языку недоступно. .

Без слов трудно что-то сказать. Но я согласен: слова - просто ярлыки, нечто поверхностное. .

Поэтому, если пользоваться словами, все будут за них держаться. .

Это так. .

А раз все держатся за слова, то лучше ими не пользо¬ваться. .

Именно поэтому Мастера прошлого пользовались не слова¬ми, а лишь жестами (например, указывали пальцем на не¬бо). Нет таких слов, которыми можно было бы указать на Абсолютную Истину. .

Да, слово подобно пальцу, указывающему на луну. Люди хватаются за палец и не видят луны. .

Да, это правда. Палец призван лишь помочь перевести взгляд на луну. Но ведь и луна -не луна. .

Откажемся от обоих, потому что и то и другое - слова. «Луна» -слово. «Палец» -тоже слово. Но отку¬да появились эти слова? .

Любые слова? .

Откуда исходят все слова? .

Слово создается мыслью. .

Да. Мысль и ум - одно и то же. .

Мысль представляет собой функцию ума. .

Хорошо. В таком случае мысль будет функцией толь¬ко при наличии «я». Мысль, ум, «я», пространство, прошлое - это все одно и то же. Когда появляется «я», появляется все. Появляются слова, появляется сансара, появляется порабощенность, появляется свобода. Глав¬ная причина всего этого -«я». «Я порабощен», «Я хочу освободиться», «Я ищу, у кого научиться освобожде¬нию» и, наконец, «Я свободен». В каждом из утвержде¬ний «я» по-прежнему присутствует. Это «я» является са¬мим умом. Так как же убрать «я»? .

Знание, посредством которого смотрят за пределы «я» и постигают его отсутствие, называется праджней. Это знание (праджня) является лекарством от «я», от привя¬занности к понятию «я». «Я» (эго) -это корень сансары. Если человек держится за идею «я», появляется двойственность: «я» и «другое». Именно из-за «я» есть беспокойства, наслаждения, карма и страдания. Поэтому постижение нереальности «я» поз¬воляет избавиться от всех бед. Если вкратце, то освобож¬дение, просветление приходят как следствие осознания от-сутствия «я». И все именно так, как Вы сказали: это зна¬ние запредельно мыслям и уму. Есть природа, в которой отсутствует субъект и объект медитации. Постижение отсутствия «я» нельзя даже на¬зывать медитацией, потому что здесь нет медитации на что-то. Почему? Потому что это естественная Истина, которую еще называют татхатой («таковостъю»). Она присутствует в каждом. И если мы привнесем в свою жизнь эту природу (которая уже здесь), то она сама станет методом просветления. Она сама по себе является при¬родой всех вещей. Таким образом, не имеет значения, пришло ли в мир про¬светленное существо или нет, учит ли просветленный че¬му-то или нет. Природа всех существ едина. Как Вы ска¬зали, «эта природа запредельна мыслям». Так на что же она похожа ? Если она вне мыслей, мы не можем найти слов для ее описания. .

Я вам расскажу. (Смех.) Его Святейшество говорит о знании. Прежде всего знание подразумевает наличие знающего, знания и объекта познания- Знающий, зна¬ние и познаваемое. Так кто является знающим? Должен быть познающий, получающий знание, а раз есть зна¬ние, то оно - из прошлого. .

Есть два вида знания. Обычное знание -знание, связанное с познающим, познаваемым и актом познания. .

Да. .

Но есть также трансцендентное знание - праджня парамита. Оно выводит за пределы двойственности. .

Значит, есть два вида знания? .

Переводчик: Да. .

Что же (раздвигает стоящие на столе стаканы с со¬ком), вот знание одного вида (указывает на один стакан), а это знание (указывает на другой стакан) другого вида. У нас тут есть «один» и «два». Там, где «два», там иллюзия. И понятие «один», и понятие «два» пришли из прошлого. Есть два вида знания? Уберем один (убирает стакан). Уберем другой (убирает другой стакан). Вот, ничего не осталось. Сказать «один» можно только в связи с понятием «два». «Один» -тоже концепция. Если эти концепции устранить, не останется ничего: нет понятия ни об «од¬ном», ни о «двух». .

Это правда. Все именно так. Одна концепция всегда связа¬на с другой. .

С вашего позволения я продолжу. То, о чем я гово¬рю, - это Пустота. Если нет ни «этого», ни «того», зна¬чит, осталась Пустота. И в ней «я» прекращает свое су-ществование. Как только появляется знание, возникает «я», но в Пустоте нет «я». Не стоит давать названия раз¬ным видам знания, потому что эти знания - не что иное, как неведение. .

То, что Вы сказали, справедливо. Но мы просто называем словом праджня («высшее знание») состояние, в котором нет познающего и познаваемого. .

Правильно. Это называется праджней. Праджня - это запредельность, то, что выше ума. .

Переводчик: Ринпоче употребил слово... .

Праджня - «сверхзнание»; то, что выше знания». Но это «сверхзнание» не является словом. Не надо держаться даже за слово праджня. Праджня - это не слово, не кон-цепция. .

Время тоже просто концепция. .

Что? .

Время тоже просто концепция. .

Согласен. Время - концепция, ум. .

Значит, нет ухода... .

И прихода. Значит, сансара... .

Если нет ухода, то, конечно же, не может быть и прихода. Определенно нет ни ухода, ни прихода. .

Никто никогда никуда не приходил. .

Но вы пришли. (Смех.) Вы пришли сюда. .

А я скажу почему; ты привел меня сюда*. (Смех,) Я объясню. «Ты пришел, я пришел» -это сансара. Сразу после просветления Будда не разговаривал. Он молча сидел под деревом Бодхи. Обретя Мудрость, он замолчал. Переводчик: На семь недель. Потом Ананда спросил его: «Господин, что ты чувс¬твуешь?» Будда не ответил. Он продолжал молчать. Что это значит? Он обрел просветление в двадцать девять лет. И до восьмидесятилетного возраста он говорил о просвет¬лении. Его слова исходили из «не-ума», «не-мысли». Они исходили из праджни. А то, что сегодня сказано, - это исходит из мысли? Нет, из «не-ума». Говорить из «не-ума» может не каждый. Обычные люди, говоря, пользуются умом. Чтобы говорить из «не-ума», человеку нужно знать, что он уже просветленный. Если кто-то чувствует, что просветление - это нечто, что надо приобрести, то оно потом будет потеряно, ибо приобретенное всегда утрачивается. Если чего-то здесь не было, если оно новоприобретенное, то однажды оно утратится. Если знать, что ничего нельзя приобрести, и ничего не приобретать, то осознаёшь, что никогда ничего не существовало. Это абсолютная истина: никогда ничего не было. .

Абсолютная Истина чего-то стоит ? Как? На что годится Абсолютная Истина ? Какая от нее поль¬за? Есть ли в ней что-то хорошее? .

Это всеобщая Истина. И теперь Истина спрашивает Истину: «Какая от этого польза?» Помимо Истины ни¬чего нет. И она открывается святым. Истина сама от¬крывает себя святым. .

Это верно. Но согласны ли Вы, что Абсолютная Истина приносит мудрость, сострадание и способность помогать? .

Да, да. Да. .

Тогда разве нельзя назвать эти качества свойствами Абсо¬лютной Истины ? .

Абсолютная Истина включает в себя сострадание, но это не сострадание к кому-то другому. Для истинного сострадания нет «других». В океане есть волны. У каждой волны определенная форма - длина, ширина, высота, - и они движутся в определенном направлении. Но отделены ли они от оке¬ана? Волна может чувствовать, что она отделена от оке¬ана, и может отправиться на его поиски, но разве она когда-то была от него отделена? .

Я не понимаю. Как можно сочувствовать, но не кому-то другому? .

Я расскажу о сострадании. Сострадание и Истина - это одно и то же. Если моя рука возьмет с тарелки пищу и отправит в рот, я не скажу: «Дорогая рука, большое тебе спасибо. Ты положила мне в рот еду». (Смех.) Кто кому может сострадать? Только сансара. Только в ней есть разделения. Будда был олицетворенным состраданием. Самим состраданием, которое забыло обо всем. Оно не знает ничего, кроме себя. Оно все забыло. Вам, должно быть, известна история торговца брил¬лиантами, чей сын стал учеником Будды. Единственный сын ушел к Будде и стал монахом. Когда Будда проходил через город ювелира, тот вышел к нему и стал его оскор¬блять. Он шесть часов всячески поносил Будду. А Будда, который был самим состраданием, все это время просто улыбался торговцу. Просто улыбался. (Смех.) Когда по¬ток оскорблений наконец иссяк, Будда сказал: «Теперь моя очередь» - и улыбнулся торговцу. Продавец бриллиантов пошел к себе, выбросил все алмазы на улицу, закрыл лавку, поджег ее и пошел сле¬дом за Буддой. Вот это сострадание. Истинное сострадание сжигает корни эго. Если противостоять с истинным сострадани¬ем, страдание исчезнет навсегда. Слово «сострадание» включили в свой лексикон христианские миссионеры, но то, чем они занимают¬ся, - это не истинное сострадание. Они пытаются по¬могать «другим». .

Да. Сострадание, основанное на концепции «другие», оши¬бочно и иллюзорно. Но есть также и сострадание, в кото¬ром нет двойственности, которое исходит не из ошибочных концепций. .

Так об этом я и говорю -о сострадании, которое не связано с умом, с эго. .

Иметь «сострадание с концепциями» лучше, чем чувство¬вать гнев или ненависть. Но я согласен, что в сравнении с недвойственным состраданием обычное сострадание вы¬глядит нечистым, неистинным. Внеконцептуальное сост¬радание возможно только при осознании Пустоты. Очень хорошо! Мы согласны во всем! (Смеются.) .

У меня нет места для несогласия. .

Переводчик: Ринпоче говорит, что рад был встретиться с Вами и очень доволен беседой. .

Большое спасибо. Очень признателен. Я рад видеть ту работу, которой вы заняты. Мне радостно видеть, что вы распространяете послание мира. В Штатах я видел много буддийских групп. Сегодня мир нуждается в учении Будды. Везде царит хаос и разрушение, люди воюют. Нам надо делать то, что когда-то сделал Ашока, -распространять послание мира. Нам нужны такие люди, как Махендра, Митра и Бодхидхарма, которые донесли бы благую весть Будды до всех уголков мира. Это и моя цель. Мы все можем участвовать в этой ра¬боте. Дети, приходящие ко мне (Пападжи указывает на аудиторию, и это вызывает смех), являются послами. Вернувшись в свои страны, они распространят послание мира. Этими людьми распространяется дхарма. Будда был моим первым Гуру. [Далее Пападжи рассказал о нескольких эпизодах своего детства. Эти повествования помещены в первую главу данной книги. Пападжи особо подчеркнул, что в школьном возрасте его очень привлекал образ Будды.] .

То, что Вы поступали так в очень юном возрасте*, свиде¬тельствует о наличии хорошей кармы из прошлой жизни. Предыдущее воплощение прочно отпечаталась в Вашем подсознании. Ваши детские интересы показывают, что в прошлых жизнях вы занимались буддийской медитацией. (Смеются.) .

[Пападжи поделился еще некоторыми воспоминани¬ями (тоже включенными в первую главу), в том числе - о посетившем его на берегу Ганга видении своих прош¬лых жизней. Также он сказал, что впоследствии прочел в сутре махаяны описание аналогичного опыта Будды.] Я увидел все свои воплощения -от червя до преды¬дущей жизни. В разное время и в разных местах мне довелось быть растениями, животными, птицами, людь¬ми. Вся череда инкарнаций разворачивалась передо мной в реальном масштабе времени; мне казалось, что прошли миллионы лет. Однако, вернувшись в нормаль¬ное состояние сознания, я понял, что все длилось не более доли секунды. В момент просветления человек осознаёт, что это именно так. Все проблемы, страдания, циклы рождений и смертей, концепции циклов - все появляется на эту долю секунды и сразу же исчезает. Если в течение доли секунды не касаться ума, можно увидеть это непосредственно. Просто медитируйте. Останьтесь на долю секунды без мыслей, и вы узнаете, кто вы есть. Спасибо, Буддхам шаранам гаччхами". Спасибо. .

(Римпоче укрывает плечи Пападжи молитвенной накид¬кой.) Переводчик: Этим Ринпоче хочет выразить пожелание но¬вой встречи с Вами. .

Очень хорошо, очень хорошо. (Смеются.) .

Previous post Next post
Up