Игры на андроиде: Тогыз кумалак.

Jan 12, 2014 18:30






И снова я весь вечер на арене.
Итак, продолжаем обзор игровых андроидных приложений.
Сегодня мне хотелось бы рассмотреть программы для игры в тогыз кумалак (о котором, кстати, я недавно рассказывал).
Ещё в 2001 году алмаатинец Ернар Шамбаев написал первую в мире коммерческую программу для игры в тогыз кумалак на ПК. Соавторами, консультантами и бета-тестерами выступили такие опытные игроки, как Серик Актаев и Диана Кенина.
Программа получилась интересная. У неё довольно мощный AI с тремя уровнями сложности, неплохой дизайн в этническом стиле (белые шарики, стильная доска системы Акшураева тёмного дерева с казахским орнаментом), есть опции игры вдвоём, переворота доски и отмены хода. К тому же, она сама ведёт запись партии, которую при желании можно отправить на игровой сервер.


Однако разработчики не смогли решить проблему графической визуализации расклада - при совершении хода шарики просто сразу, мгновенно оказывались в других лунках. Так же быстро отвечал и компьютер - уследить за его ходом было практически невозможно. Для опытного мастера это не составляет труда (да и никто не заставляет торопиться), и всё же играть было не очень комфортно. К тому же, распространялась программа исключительно на CD и работала только с диском или его эмулятором. В целом, несмотря на хорошее исполнение, игра получилась в большей степени спортивная, нежели «фановая». Чтобы получать от неё удовольствие, нужно быть хардкорным геймером: некоторые вещи начинающий игрок просто не сможет уяснить и в итоге ничему не научится.

Для планшетов, смартфонов и других гаджетов на Android’е сегодня существует два приложения для игры в тогыз кумалак. На них я и хочу обратить ваше внимание.
.


Первая программа - «Togyz Kumalak» от Нуржана Толегенова (Nurzhan Tolegenov).
Первое, что сразу обращает на себя внимание - изумительный дизайн игры. Ничего подобного среди других манкал я не видел. Никакой аляповатой графики, индустриальных форм и клоунской расцветки. Игра выглядит взрослой. Стильный логотип, зелёный фон, стилизованный под кошму с национальным казахским орнаментом и даже на вид приятно шероховатый - игрушку сразу хочется скачать и установить.

Лунки противников слегка отличаются цветом - почти незаметно, однако это служит дополнительным маркером. Одни лунки оттенка зелёной травы, другие ближе к аквамарину (при этом сам фон тоже отличается - он заметно ярче и глубже). Туздыки выделяются жёлтым. Всё оформление выполнено в единой гамме, не напрягает и радует глаз. Пять с плюсом. Сам разработчик честно признаётся, что вдохновлялся наработками Apple, а кое-что и напрямую позаимствовал. При случае сравню.

Каждая лунка несёт номер в левом нижнем углу, а цифры в отдельных ячейках сверху показывают количество шариков. Поначалу их можно перепутать, однако к этому быстро привыкаешь, а если хочется, можно отключить эту опцию - играть сразу станет труднее, но в то же время интереснее. Шарики «лежат» в лунках очень чётко, ясно и легко считаются. Ход осуществляется традиционным образом: достаточно ткнуть пальцем в выбранную лунку - и сразу происходит посев.


Звуки в игре также подобраны грамотно. На заставке звучит варган (играет, правда, не казах, а известнейший норвежский варганист Свен Вестад), а если надоело, музыку можно отключить. Шарики разлетаются по лункам с негромким «бильярдным» стуком и с ним же падают в казан. При выигрыше или проигрыше нет никаких фанфар, идиотских пукалок, дуделок, криков «Уууу!», хохота и рёва публики, что тоже правильно: игра серьёзная, и нефиг обезьянничать.

Программа позволяет играть двум игрокам непосредственно на месте или по Сети. Что касается AI, то тут наличествуют недоработки. Скажем прямо - искусственный интеллект в программе не ахти какой, играет она довольно слабо, я выигрываю у неё десять партий из десяти. Однако полезно будет вспомнить, что ещё совсем недавно программа Тулегенова представляла собой всего лишь клиент для игры по сети, и никакого вшитого AI не содержала вовсе.

Однако играть всё равно приятно - чтобы выиграть, необходимо довольно серьёзно напрягаться, думать и считать. Методом тыка выиграть не получится, поэтому каждый выигрыш весьма полезен.

Но всё же главная прелесть программы Толегенова не в дизайне и даже не в эргономике. Я долго думал, чем же она меня пленила, пока наконец не понял. При ближайшем рассмотрении в программе обнаруживается нечто, намного более ценное: она ЖИВАЯ. Белые перламутровые шарики не раздражают взгляд. Визуализация посева просто гениальная - после выбора стартовой лунки шарики разлетаются одновременно, но не взрывом и не веером, а по красивой сложной траектории, повторяющей контуры доски. Скорость разлёта также подобрана оптимально: она не быстрая и не медленная, глаз успевает за всем проследить, а мозг - сообразить, что происходит, при этом последний шарик посева прилетает первым, и ясно, куда он упадёт, хотя остальные ещё «летят». После взятия сразу видно, где свой казан, где чужой, к тому же, вопреки запутанной казахской традиции, свой казан здесь находится ближе к своим лункам, а не к лункам противника.

Последовательность действий реализована очень чётко: сперва разлетаются шарики, потом следует микроскопическая пауза, захваченные шарики летят в казан (если нужно, образуется туздык), после чего снова следует пауза и только потом - ответный ход компьютера. Механизм расклада показан так ясно и понятно, что новичок быстро уясняет правила, даже если не читал мануал. Захваченные шарики располагаются в казане случайно, однако всегда близ той лунки, где были взяты, и при этом после взятия ещё некоторое время «дышат» - медленно шевелятся, распределяясь там поудобнее (сперва я думал, это мне мерещится, однако присмотревшись, убедился, что это и в самом деле так). Всё вместе производит удивительный эффект: кажется, что играешь за реальным игровым столом.

Если игрок задумался над ходом, игра сама не даст планшету заснуть: экран остаётся включенным сколь угодно долго, что также весьма полезно, поскольку ничего не отвлекает от процесса. Очень здорово. После установки хочется играть и играть.

Достоинства:
1). Отличный дизайн и эргономика.
2). Удобное и понятное управление. Начинающий игрок быстро «въезжает» в правила. Игра реально увлекает, заставляя возвращаться к себе вновь и вновь.
3). Очень комфортно играть на планшете.

Недостатки:
1). Как уже указывалось выше, у игры исключительно слабый AI. Играть с компьютером скучно, очень скоро наступает расслабление - приходит фальшивая уверенность в собственной непобедимости. Как следствие, игрок перестаёт расти, и ему надо срочно переходить на другой движок или начинать играть с людьми (впрочем, это относится ко всем подобным программам).
2). Программа в большей степени планшетная, поэтому игра не очень комфортно проходит на экранах с маленьким разрешением - смартфонах и т.п.
3). Окошко лидирующего игрока подсвечивается ярко-красным, что заставляет нервничать, даже если лидируешь ты. Учитывая, что вся игра выполнена в зелёной гамме, красный цвет вызывает безотчётное и неприятное чувство опасности. Уверен, это можно было решить как-то по-иному. Также слегка раздражает надпись «You turn…» посередине доски, назойливое мигание которой подсознательно заставляет тебя спешить, хотя спешить совершенно некуда - контроль времени в игре есть, но он ни на что не влияет.
.


Вторая программа - «Тогуз коргоол» от Леонида Улицкого - конкурент первой из соседней Киргизии. Она суха и академична, вызывая в памяти программу Е.Шамбаева для ПК. С первого взгляда понятно, что это не развлечение, а серьёзный тренажёр (победитель в первом Абсолютном чемпионате Кыргызской республики (2000 г.) среди чемпионов Кыргызстана). Однако в целом реализация игры не так удачна, как может показаться.

Прежде всего графика. Она... Гхм! Чёрт, как бы это сказать, и никого не обидеть?.. О! Графика у нас ЕСТЬ! Это приятно, а то могли бы просто текстовым режимом ограничиться.

В общем, кроме шуток, дизайн тут - главное проседание. Я бы даже сказал, провал. Может, сам по себе он неплох, но абсолютно лишён каких-либо отсылок к традициям, у него нет национальных черт. Любая заставка отсутствует. При выборе цвета непонятно, кто где, в итоге у меня часто получалось так, что мои лунки оказывались на другой стороне планшета - «вверху» доски, и проблема не решалась, приходилось возвращаться в меню, возиться с настройками и перезапускать игру. Само меню, мало того, что схематичное и запутанное, так ещё и не подлежит масштабированию, даже на планшетном экране оставаясь маленьким, смартфонным.

Доска строгая, «деревянная», без изысков, причём, текстура одной половины тёмная, другой - светлая. Бледно-зелёные шарики, лунки и казаны отрисованы чётко и приятно, но при такой планировке всё это могло бы выглядеть и покрупнее. Вообще, вся доска вызывает ощущение тесноты и скученности: бессмысленные «уши» по бокам, неубираемая приборная панель внизу, шарики, разделённые в лунках на две группы, огромные разлинованные казаны справа и слева… Маленькие цифры под лунками, указывающие количество шариков, заключены в большие ненужные виньетки. Цифры же вверху, обозначающие порядковый номер лунки, вообще настолько мелкие, что я их наличие как-то не сразу и обнаружил. Боюсь, что на экране смартфона их и вовсе невозможно разглядеть.


Ход проходит «с подстраховкой», то есть игрок сперва должен выбрать лунку, потом - нажать на стартовую кнопку в середине экрана, и только после этого происходит посев. Зачем нужен двойной механизм блокировки, непонятно: после выбора лунки ничего не происходит - ни подсказки, ни выделения последней лунки, вообще ничего. Вероятно, это сделано для удобства игры на смартфоне, на маленьком экране которого легко ошибиться лункой, а так всегда можно исправить ошибку до начала посева.

Как и в программе Шамбаева, любая визуализация движения отсутствует начисто - после нажатия стартовой клавиши все шарики сразу оказываются в нужных лунках (а взятые - в казане). То есть, вот они здесь - а через миг уже там. При этом компьютер отвечает так быстро, что не успеваешь осмыслить результаты даже собственного хода, не говоря уже об ответном. Очень трудно разобраться, откуда был сделан посев и к чему он привёл. Замысел противника остаётся не понятым, казаны наполняются лавинообразно, туздыки возникают, как из-под земли. Такое ощущение, что над тобой издеваются: «Ахалай-махалай, смотрите за рука: бумащка ес, бумащка нэт».

Для облегчения подсчёта шариков в лунках разработчик применил ещё одну оригинальную идею. Из-за малых размеров лунки в ней визуально помещаются максимум десять шариков в два ряда. Если их больше, новые шарики «укладываются» поверх прежних вторым слоем (при этом первый становится тёмным). При переполнении казанов происходит то же самое. Не знаю, как другим, а мне так неудобно: я привык оценивать количество камней в лунке сразу, целиком, считая по три: это применимо к лунке с любым количеством камней. Здесь же, чтоб понять, сколько шариков лежит в лунке, приходится иногда прибавлять их видимое количество к десяти (а нижний слой, напомню, визуально тупо не воспринимается). Если учесть, что тогыз кумалак и так штука непростая (на доске 18 лунок, доверху набитых шариками), игра превращается в непрерывный и мучительный процесс подсчёта, причём, дойдя до его конца, забываешь начало. Цифры в рамках мало помогают, ошибка следует за ошибкой - ты увидел три шарика в лунке, а на деле их там оказалось тринадцать, и вот ты уже проиграл, а опции отмены хода в игре нет.

Плюс ко всему, у программы нет и опции приоритета - если заранее не покопаться в предустановках, планшет может спокойно уйти в спящий режим прямо во время размышления над ходом, что, конечно, экономит заряд батареи, но при серьёзной игре не просто раздражает, а уже таки реально бесит.

Что да, то да - искусственный интеллект у программы Улицкого действительно на два порядка сильнее, чем у программы Толегенова, но трезво оценить его силу и слабость не позволяет стремительная смена игровой ситуации на доске и постоянные собственные ошибки, растущие (что самое обидное) не из твоего неразумения, а из дурацких косяков дизайнера.

Да, и ещё. Никаких звуков в игре НЕТ. Совсем.

Достоинства:
1). По-настоящему сильный, серьёзный AI.
2). Можно выставить любой из трёх уровней сложности.
3). Удобна для игры на смартфоне, система блокировки позволяет исправить ошибку при неправильном выборе стартовой лунки.

Недостатки:
1). Убогий дизайн, отсутствие подзвучки, неудобство подсчёта, нет визуализации посева.
2). Плохая эргономика, неудобное управление.
3). Не очень удобна для игры на планшете.
Такие вот дела. Казалось бы, всё сделано для удобства, а в итоге получается совсем наоборот - играть неудобно и, как следствие, неинтересно.

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Выражаясь образно, «Togyz Kumalak» Толегенова - сногсшибательно красивая, хотя немного глуповатая девушка в бикини, то есть прекрасно реализованная, привлекательная и удобная программа с «человеческим лицом» и национальным колоритом, но довольно слабым интеллектом (к тому же, из-за некоторых графических ограничений малопригодная для игры на смартфоне). От игры с ней реально получаешь удовольствие, разработчик прекрасно представлял себе, чего хочет добиться, и достиг своей цели. Для игры двух живых игроков друг против друга по Сети ничего лучше на Android’е пока не придумано.

В противовес этому «Тогуз коргоол» Улицкого - глубокий, мощный интеллект в теле Квазимодо. Если вы хотите серьёзной игры, вам, несомненно, сюда. Учтите, однако, что процесс привыкания к местным реалиям может быть раздражающе долгим: управление заточено, скорее, под смартфон, чем под планшет. Однако следует признать, что, несмотря на серьёзные глюки, «Тогуз коргоол» - неплохая программа для сильных, опытных манкалистов (кстати, игрокам, привыкшим к программе Шамбаева, вообще перестройки не потребуется). Но вот начинающим она категорически НЕ рекомендуется.

В целом впечатления двойственные. Как сказано у классика: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай!».

Вот так же и я. Покамест я оставил себе обе (правда, играю только в первую).

Спасибо за внимание.

С вами был Дмитрий Скирюк.
©
*

манкала, board games, Настольные игры, android

Previous post Next post
Up