Параллельно и одновременно с игрой
Duodecim scripta существовал другой Милославский Дуодецим. Нетрудно заметить, рассматривая доску для Дуодецима, что серединная линия на доске фактически не работает и служит всего лишь перевалочной базой для неактивных фишек. Простой народ интуитивно упразднил это дело и получил второй, поздний вариант Дуодецима, который представлял собой вытянутую дощечку, разлинованную в 2 ряда по 12 квадратов.
В него играли так же, используя три кубических кости D6, и у каждого игрока было 15 фишек. Все 15 в начале игры стояли на «первом» квадрате. Игроки бросали кости и передвигали фигуры вперёд согласно ценности броска. Цель была - достичь заключительного квадрата и (или) вывести свои фигуры за пределы доски. Если фишка попадала на квадрат, где уже стояла фишка противника, последняя считалась срубленной и возвращалась на первое поле. Если же там стояло две или более фишек, то квадрат считался занятым. Можно было его «проскакивать», когда позволяли выброшенные очки. Скорее всего, такой квадрат не запирал дорогу.
У некоторых полей были имена. Квадрат №14 например, назвали «Antigonus», квадрат №19 звался «Summus», а квадрат №23 - «Divus». Что это значило, и есть ли какие-то параллели с домами Сенета, история умалчивает. Если у них и было какое-то специальное значение, это по сей день остаётся тайной. С виду это были просто дощечки, размеченные на 24 квадрата в два ряда. Именно так выглядят большинство сохранившихся досок для игры (их делали из дерева, реже - из кожи).
Естественно, при игре в такой Дуодецим очень скоро стало ясно, что груду фишек трудно уместить на маленьком квадрате. Чаще всего фишки были плоские, и их ставили столбиком, который рушился от малейшего сотрясения.
Увеличение квадратов сделало бы доску громоздкой, и доска «разъехалась» в ширину. Доски стали делать большими и плоскими, расчерченными на узкие ячейки, очень часто их рисовали на обороте досок для Латрункулей (запомните это обстоятельство, я к нему ещё вернусь).
Чтоб фишки при игре не закрывали номера ячеек, нумерацию перенесли в середину доски.
Вскоре после этого правила слегка поменялись, и игра сменила название на Tabula (то есть, просто «Дощечка»). Нет сомнений, что Табула произошла от Дуодецима, а не наоборот, и сходства между этими играми больше, чем различий.
Первым названием этой игры в древнем Риме было Alea, однако вскоре это слово стало применяться ко всем азартным играм с костями, а конкретно за этой игрой на доске закрепилось слово «Табула», хотя два имени потом ещё существовали долго в новом тысячелетии (скорее всего, вторым названием пользовались, чтоб не называть на людях запрещённую игру).
Фишки были главным образом чёрными и белыми, или синими и белыми (хотя найдены и некоторые другие). Плоские фишки ставили на доску друг на дружку, столбиком, но в более позднее время стали использовать стандартные выпуклые «камушки» из слоновой кости и чёрного дерева или цветного стекла, которые использовали во всех настольных играх того времени, будь то Дуодецим, Табула, Калькули или Латрункули. Хранили их в круглых керамических или каменных чашах на ножке.
Ужетогда у каждого игрока был свой набор игральных костей, что неудивительно, поскольку в то время краплёные кости - кривобокие, пустотелые, залитые свинцом, - встречались повсеместно. Иное дело, что в хорошем наборе даже цвет костей обязан был соответствовать цвету фишек. Сегодня к нардам часто тоже прилагают два комплекта костей - чёрные и белые. Доски Табулы традиционно делали из дерева с инкрустацией, иногда их раскрашивали в яркие цвета и маркировали именем владельца.
Нетрудно заметить, что Табула - это фактически уже знакомые нам Нарды, и отличаются эти игры только путём следования фишек - они гнались друг за другом, а не двигались навстречу. У фишек в Табуле была иная начальная расстановка (они "заряжались" на доску), в игре использовались три кости, а не две, отсутствовало правило удвоения очков при выпадении дублей, не было также кубика удвоения ставки. Общие принципы этих игр типа гонок сходны, а детальные объяснения есть в Средневековых документах для некоторых европейских разновидностей игры (а их было довольно много).
Однако знанию более-менее точных правил Табулы мы обязаны прежде всего историческому курьёзу, а именно - записи партии, которую Император Флавий Зенон Август (Flavius Zeno Augustus) фантастически нелепо продул в 480 году н.э. Зенон умудрился попасть в невероятно безнадёжное положение. Играя белыми в довольно крепкой позиции, Зенон выбросил 2/5/6 и был вынужден разбить три своих пары фишек, поскольку все другие пути были заблокированы. Вот эта знаменитая позиция.
Результатом стал полный разгром белых. Зенон сочинил об этом случае горькую эпиграмму, сопроводив её записью роковой позиции. Греческий историк VI века Агасий (Агафий) Миринейский воспроизвёл её полвека спустя в сатирической форме - в виде вымышленной партии между императором Зеноном и Антигоной, и это позволило восстановить правила игры в XIX столетии.
Правила же Табулы таковы:
1. Доска, как показывают иллюстрации, может быть доской для игры в нарды, разве что лютые эстеты могут разлиновать свою, аутентичную, по древнеримскому образцу. У каждого игрока есть 15 фишек.
2. Все фишки вступают от поля №1 и двигаются против часовой стрелки. (то есть, всё-таки идёт гонка друг за другом)
3. Играют тремя костями, и эти три числа определяют ходы между тремя фишками. Результат броска делится между фишками или суммируется. Перед тем, как начать движение, фишки выставляются на доску согласно выброшенным очкам. Например, выбросив 6/3/1, можно выставить на поле три фишки в ячейки 6, 3 и 1 при условии, что в них нет двух и более фишек противника. Если там уже стоит одна фишка противника - она считается срубленной и снимается с доски.
4. Любая часть броска, которая не может быть использована, теряется, но игрок обязан использовать все выпавшие очки, если это возможно. Фатальный проигрыш Зенона был результатом этого правила.
5. Если игрок поставил фишку на поле, где стоит одна фишка противника, это фишка [противника] снимается с доски и должна повторно войти в игру при следующем броске.
6. Если у игрока 2 или больше фишек в одной ячейке, эта клетка закрыта для противника, и эти фишки не могут быть срублены.
7. Ни один из игроков не может войти во вторую половину доски, пока все фишки не выставлены на доску.
8. Ни один из игроков не может начать выводить фишки с доски, пока все его фишки не войдут в последнюю четверть доски. Это означает, что, если хоть одна фишка будет срублена, оставшиеся в последней четверти доски фишки будут «заморожены», пока эта срубленная фишка повторно не вступит в игру и снова их не нагонит.
Мюррей пишет о Табуле следующее: "Оба игрока движутся в одном и том же направлении. [...] Пока все фишки не введены на доску, им не разрешено перемещаться дальше первой половины доски. [...] Все фишки должны находиться в последних 6 ячейках, прежде чем начнётся выбрасывание".
Схемы движения (первая перевёрнута):
А вот современный вариант фабричной игры Табула с дорожками, расположенными в виде квадрата (очевидно, чтобы игроки совсем уже не путались куда и как идти):
А вот весьма стильный и аутентичный современный набор для игры в Табулу фирмы Origem. В нём даже кубики с римскими цифрами (каковых, на самом деле, у римлян никогда не было):
Если в Табуле есть возможность хода, пропускать его нельзя. Знаменитая фраза Гая Юлия Цезаря "Alea jacta est", которую обычно переводят как «Жребий брошен», относится к игре в Табулу: это значит «Кости брошены», «Кости в действии» и подразумевает, что теперь, хочешь-не-хочешь, а придётся ходить. Выражение "Tabula rasa" (букв, «Доска чиста», а на деле - «Игра окончена», т.е. «Я выиграл») тоже постепенно перекочевало из игры во все сферы жизнедеятельности римлян.
Увлекались Табулой и другие римские императоры - Нерон, Комод, Клавдий. Это, конечно, не Ахилл с Аяксом, но тоже чего-то стоит. Клавдий даже написал около 50 г. н.э. труд по истории и правилам Табулы, который, к сожалению, не сохранился (о нём упоминает Гай Светоний Транквилл в своём труде "Жизнь двенадцати цезарей"). Императорская походная повозка Клавдия была оборудована принадлежностями для Табулы, сделанными так, чтобы он мог играть, путешествуя (то есть бортики, пазы,
Туррикула и всё такое), а поездить ему пришлось порядочно: как мы помним, казнив свою супругу-изменницу Мессалину, мнительный Клавдий так перепугался, что обежал в сопровождении своих преторианцев пол-Рима, вопрошая у встречных, по-прежнему ли он хозяин империи.
Именно Табула прежде всего ответственна за первую в мире вспышку эпидемии игромании, которая охватила Рим до такой степени, что игра была объявлена вне закона в период республики. Римляне обычно играли на деньги, причём немалые. Величина одной ставки доходила иногда до сотен тысяч сестерциев.
Существует масса рисунков, фресок и мозаик, где игроки сперва играют в Дуодецим или Табулу, а потом начинают бурно выяснять отношения (на рисунке видно, как воришка в это время тырит кошелёк). За игру на деньги в любое время, кроме Сатурналий, был установлен серьёзный штраф (четырёхкратный ставке), но соблюдался этот закон слабо и нерегулярно: стражники и сами были не прочь спустить в игре обол-другой.
Чрезвычайно популярная у легионеров, стражников и прочего служивого народа, Табула широко распространилась в пределах Римской империи, достигла Аравии, а в I веке н.э. - и Ближнего Востока.
Распространяясь, Табула породила огромную серию игр повсеместно в Европе, таких, как «Brädspel» в Швеции, «Ad Elta Stelpur» в Исландии, «Taefle» и «Fayles» в Англии (1025), «Sixe-Ace» в Испании (1251), «Tourne-Сase» во Франции, и ещё около полусотни разновидностей с разными правилами, направлением движения, количеством фишек и костей, и начальной расстановкой.
Скорее всего, именно этот вариант получил на Руси название «Тавлеи» (хотя Байрактаров считает, что это было Го). Появившийся позднее Аравийский вариант игры, названный «Нарды» или «Тахте Нард», получил модифицированное игровое поле и некоторое изменение в правилах (кто знает, возможно, под действием тех же Тьяу и Сенета). Примерно тогда же на доске появилась и закрепилась привычная ныне клиновидная разметка.
Приблизительно с 220 г. н.э. нарды проникли на Дальний Восток и стали там широко популярными. Китайская легенда приписывает их изобретение философам западной Индии, что сегодня выглядит абсурдным: широкое распространение подобных типов игр свидетельствует об их тысячелетнем параллельном развитии и устойчивом, отлаженном взаимном обмене идеями между народами. В своих странствиях Табула добралась даже до Японии, где изменилась в соответствии с местными традициями настольных игр. Японское название нард - "Сугороку" (или "Сугорёку") переводится как "Двойные шестёрки". Правила их отличаются от европейских и азиатских Нард и сохранили часть архаичных правил Табулы (в том числе римскую прямолинейную разметку поля, отсутствие удвоения при выпадении дублей и некоторые запрещённые построения). Костей правда, две.
Японцы подошли к делу основательно, и доска превратилась у них в такой же солидный Гобан, как для Го и Сёги. вот они, все три, слева направо.
Подобную же архаичную прямоугольную разметку, порядок движения и схожие правила сохранили и Исландские нарды - Ad Elta Stelpur (букв. "Погоня за девушкой"). Если быть точным, то исландский вариант нард представляет собой довольно странный гибрид римской Табулы, европейского Триктрака и другой известной старинной игры Мельница (Morris). С современными нардами его роднит только доска.
Собственно, что тут ещё скажешь? Табула - это уже почти Нарды, а Нарды - это бывшая Табула. Ну а Нарды (они же - Трик-Трак, они же Бэкгаммон) благополучно дожили до наших дней и стали одной из самых популярных игр в мире (во всяком случае, в Европе и в Америке уж точно, а вот на Дальнем Востоке пальму первенства прочно держат Го и Сянци).
Вместе с тем, ставить знак равенства между Табулой и современным Трик-Траком ("короткими" нардами) я бы не стал. Доска такая же, фишек столько же, но тактика совершенно другая. Во-первых, фишки в начале игры находятся за пределами доски. Во-вторых, они гонятся друг за другом. В-третьих, фишки не могут переходить на вторую половину доски, пока они все не выставлены на доску. Это провоцирует жёсткую рубку уже в самом начале игры, масштабы которой с "короткими нардами" и рядом не стояли. Вдобавок, три кубика вместо двух (казалось бы, такая мелочь, а вот поди ж ты!), отсутствие удвоения очков при дуплетах и необходимость использовать все очки провоцирует тотальную НЕСИММЕТРИЧНОСТЬ хода: прикрыть все одиночные фишки при таком раскладе сложно, одна-две непременно останутся без защиты. В Сети есть пара компьютерных программ для игры в Табулу - попробуйте сыграть, и вы найдёте в этих двух играх больше различий, чем сходства.
Надо сказать, что и у Нард имеется своя история, причём, довольно древняя, запутанная и подкреплённая своими аргументами и фактами.
Но об этом в другой раз.
*