Моя история про фриланс
Архивы FreeLifeBlog
2016 год, декабрь
В качестве небольшого отступления внесу, пожалуй, немного треша в мой рассказ про путь к фрилансу, ибо без этого незабываемого во всех смыслах опыта я бы не научилась одному из самых главных навыков и профитов моей сегодняшней жизни: теперь я сама выбираю, с кем мне работать. А с кем - нет. Просто потому что не хочу. Эта статья была написана в декабре 2016 года, оставляю ее в неизменном виде.
Декабрь 2016 года.
Одна из вещей, которую я хотела бы оставить в уходящем году, и навсегда забыть про нее - это мой опыт в профессии "Дизайнер-консультант кухонной мебели".
В начале моего пути из финансовой сферы в 3D мир я решила попробовать себя в этой профессии, посчитав, что на время обучения она подойдет мне как нельзя лучше: практическое знание мебельных стандартов, принципов эргономики и знакомство с мебельным производством пойдут мне только на пользу и пригодятся для будущих проектов. Этой профессии я посвятила девять месяцев своей жизни. Не так много, чтобы стать профессионалом в данной отрасли, но такой цели и не было. Возможно, я задержалась бы там и подольше, если бы не бредовое воплощение моих ожиданий в рамках суровой российской реальности.
У меня были большие ожидания от этой профессии, а именно:
- После долгих лет в финансовой сфере, когда я вроде бы ежедневно упорно работала, но ни разу не видела осязаемого результата своего труда, я мечтала наконец-то его воочию увидеть в виде симпатичных, спроектированных мной кухонных гарнитуров.
- Я мечтала приносить пользу людям, помогая им правильно планировать и удобно обставлять свои кухни.
- Я мечтала найти практическое приложение полученным теоретическим знаниям в сфере дизайна.
- Я мечтала на практике разобраться со стандартными размерами, огромным разнообразием материалов и фурнитуры, нюансами мебельного производства.
- Мечтала общаться с интересными людьми. Мне казалось, что общаться с посторонними покупателями проще, чем с постоянными коллегами в офисе, что при потоке клиентов нет места сплетням, интригам, обидам и разборкам, которые практически неизбежны в тесных коллективах, особенно женских.
- Мечтала работать по скользящему графику 2/2. Мне казалось, что так можно успевать гораздо больше, что будни удобно задействовать под свои дела, для которых раньше непременно надо было отпрашиваться, а выходные проводить более спокойно, зная, что всего через два рабочих дня я снова буду свободна.
- Мечтала ощутить чувство зарабатывания денег своим трудом, а не получая, как обезьянка в клетке, свой стандартный оклад.
Что же получилось в итоге?
А получился отдельно взятый сюрреализм в большом русском менталитете. При всех кажущихся плюсах в данной профессии меня изначально смущал шквал объявлений о вакансиях на всех доступных сайтах поиска работы, зачастую от одних и тех же фирм, на одни и те же вакансии, в одни и те же торговые центры, месяцами висевшие в поиске. В чем подвох, откуда же такая текучка и неспособность сформировать штат? Поработав всего-то меньше года, я это поняла.
Но хочу предупредить читателей: мои впечатления строго субъективны. Они описаны по итогам опыта работы в конкретной петербургской мебельной фирме, совсем небольшой по сравнению с главными игроками мебельного рынка. Я не стану ее тут называть, чтобы не компрометировать работодателя. И хотя у меня есть подозрение, что маленькие фирмы в этой отрасли похожи друг на друга, как близнецы, но нет права огульно обобщать. К тому же, в каждой отдельной ситуации решающее значение имеет человеческий фактор и конкретная политика руководства. Если вы стремитесь к этой профессии, возможно, вам повезет больше, чем мне, и вы устроитесь на работу в действительно приличную фирму, действующую по нормам ТК РФ и уважительно относящуюся к своим сотрудникам. Я искренне на это надеюсь.
Остальных моя статья, возможно, убережет от лишних иллюзий и опрометчивых поступков, и покажет, на что стоит обращать внимание при трудоустройстве.
Надо сказать, что для меня, для человека, вышедшего из отрасли со стопроцентной белой официальной зарплатой и привычным соцпакетом, в новой сфере оказалось несметное количество диких, незаконных и просто вопиющих правил игры, которые перевернули все мои благие ожидания вверх ногами. А больше всего поразила полная безропотность коллег, работающих в этой отрасли достаточно долгое время. Я совершенно серьезно считаю, что все эти правила действуют именно при попустительстве бессловесных работников, терпящих все: и черные зарплаты с постоянными задержками, и бессистемные штрафы, и откровенное хамство, и трудовую эксплуатацию без выходных. Ради чего?
Но сначала о хорошем. Ожидания, в целом, оправдались. Действительно, все пункты с 1 по 7 имели место в том или ином виде, поэтому можно смело сказать, что мои надежды на удивление совпали с реальностью.
Я на самом деле:
- Видела настоящий, осязаемый результат своей работы! Удивительное ощущение.
- Приносила пользу людям. Первые фотографии с монтажа готовых кухонь, изготовленных по моим проектам, вызывали у меня слезы радости! Вот он, итог моих усилий, вот довольные клиенты и приятные отзывы, от которых накрывала настоящая эйфория и неизведанная раньше удовлетворенность от работы. И это был очень приятный момент, серьезно. Только на нем одном я продержалась так долго.
- Применяла полученные знания по дизайну в своей работе. Подбор сочетания цветов, советы по планировке кухонного помещения, знания эргономики - все пригодилось. Это меня радовало и вдохновляло учиться дальше, и я с энтузиазмом изучала массу профессиональной литературы по теме мебельного дизайна.
- Я подержала в руках огромное количество образцов материалов, побывала на разных тренингах по фурнитуре и бытовой технике и действительно неплохо продвинулась в этом вопросе.
- Общалась с самыми разными людьми, многие из них были на самом деле очень интересными и приятными. Одна замечательная пара гастролирующих фокусников из Кировска чего стоит! Каждое общение с ними становилось настоящим праздником с массой феерических историй.
- Поработала по графику 2/2, и он мне очень понравился. Но, увы, недолго, уже через месяц моей работы руководство сменило график на 3/2, и вот это уже стало сильно напрягать. Затрачивая на работу по двенадцать часов с дорогой, на эти три дня я выпадала из жизни полностью, вставая в 9:00 и приезжая домой позже 22:00. В оставшиеся два дня надо было впихнуть домашние дела, приготовление еды для сына на три дня вперед, обучение 3D визуализации и попытки делать параллельные проекты, общение с близкими и друзьями, времени катастроически не хватало и буквально через месяц я стала себя ощущать загнанной белкой в колесе.
- Мечтала ощутить чувство зарабатывания денег своим трудом. О, ощутила в полной мере. Но об этом скорее в минусах.
А теперь о печальном.
Сначала печальное - об этой самой конкретной мебельной фирме. Пока не расправлюсь с этим, мне сложно быть объективной. И к сожалению, именно эти минусы с лихвой перевесили все плюсы.
Я пришла на эту работу с невероятным энтузиазмом и горела желанием работать. Я постоянно училась, хотела помогать людям создавать красивые и функциональные кухни, мечтала видеть результат своей работы и радоваться ему вместе с довольными клиентами. За девять месяцев работы это желание было уничтожено напрочь, и мне стало совершенно ясно, отчего в отрасли и конкретно в данной фирме такая жуткая текучка. От отношения к сотрудникам.
1. Руководство не имеет ни малейшего понятия о мотивации.
Это довольно странно, но с самого первого дня я практически ни слышала ни одного приятного слова в свой адрес. Даже не конкретно я, а в целом в фирме хвалить сотрудников было не принято. Сплошная ругань, ежедневные рассылки по электронной почте в истеричной манере (исключительно большими буквами и с кучей восклицательных знаков), общий смысл которых состоял в том, что мы все дебилы и будем штрафоваться. За что? А за все.
2. Развернутая система бессистемных штрафов.
Как это? А как левая нога захочет. Вчера вы не вытерли пыль на кухонной полке, завтра плохо подготовили макет для производства (хотя в другие дни тот же самый макет был подготовлен нормально и ничем от «штрафного» не отличался), послезавтра недовыполнили план, который менялся по настроению администратора, затем заболели и умерли, не явившись на работу. Штрафы исчисляются в тысячах рублей. У меня был случай: однажды я сильно отравилась купленным на обед творогом и к вечеру у меня резко поднялась температура до 39 градусов. Я, естественно, позвонила администратору и предупредила о такой неприятности, на что получила ответ: ничего, мол, выздоравливай. Пару дней я приходила в себя и едва поправившись, вышла на работу. А по факту получения зарплаты меня молча оштрафовали по 5 000 руб. за каждый день болезни как за прогул без предупреждения. Почему? А нипочему. Просто так. К слову, именно после этого я и написала заявление об увольнении, оставшись по итогу вообще без денег за последний месяц работы. Не говоря уже о такой мифической для руководства вещи, как расчет и оплата неиспользованного отпуска.
Для справки - выдержка из ТК РФ: «Согласно Трудовому кодексу: ни один российский работодатель не имеет права налагать наказание или взыскание на какую-либо часть заработной платы, включая премию, без получения предварительных пояснений со стороны провинившегося работника. Пояснения должны быть предоставлены в виде письменной объяснительной записки и рассмотрены в двухдневный срок». На фиксированную часть зарплаты вообще налагать штраф запрещено!
Разумеется, про это никто не вспоминал, работника просто ставили перед фактом, и никакого согласия не требовалось. Тут, конечно, я сама виновата, подписав и трудовой договор с суммой фиксированной зарплаты ниже прожиточного уровня, невзирая на указание в ТК РФ: «Предусматривается, что работник, выработавший в течение месяца положенную норму времени и должным образом выполняющий свои обязанности, должен получить зарплату, которая не может быть ниже прожиточного минимума (ст. 133 ТК РФ)», и дополнительное положение о премировании и штрафах, которое после подписания сразу ловко отобрали, не оставив на руках никакого второго экземпляра.
Видимо, я оказалась слишком наивна, потому что во-первых, поверила обещаниям работодателя, что суммарная зарплата с учетом процентов от продаж будет значительно выше указанной в договоре, во-вторых, слишком сильно горела желанием поработать дизайнером, чтобы услышать голос разума. За что и поплатилась. Да, действительно, расчетная зарплата частенько получалась выше, но всегда успешно нивелировалась откуда не возьмись штрафами, сопровождающимися такими выговорами, что никто и пикнуть не смел.
3. Ежемесячные собрания.
Ежемесячные собрания меня нокаутировали. Так уж получилось, что за свой богатый финансовый опыт я миллионы раз была на собраниях, но такого абсурда не видела со времен второго класса школы, когда нас учительница пыталась лупить линейкой по головам. Общий посыл всех без исключений собраний: вы все дебилы и ленивые кретины. Ладно, я новичок в отрасли, думающий, что я и правда как-то по незнанию накосячила, но немолодые уже люди с десятилетним опытом, сидящие с виноватым видом нашкодивших котят на заднем ряду - это знаете ли, для взрослого человека зрелище странное. После четырех совершенно одинаковых собраний я поняла, что это просто фишка такая, чтобы поменьше платить, побольше штрафовать и никто не возникал. Меня, как ранее вечному лучшему сотруднику с кучей премий и всяческих грамот на прошлых работах, этот цирк весьма впечатлил.
4. Федор. О, это песня. Реально.
Каждое собрание обязательно включало в себя просмотр восьмиминутного
видеоролика про идеального продавца Федора, с последующим разбором тезисов Федора и коллективным поклонением Федору в едином порыве. Все должны делать, как Федор. Выпишите правила Федора и повесьте на стену. Заучивайте каждый день. Будьте, как Федор. Продавайте, как Федор. Думайте, как Федор. Федор - гений. Вы идиоты. Но вы должны, как Федор.
Когда я впервые этот ролик увидела, я подумала, что это шутка. Увы, нет. Это совершенно серьезная политика партии, обязательная к исполнению, подаваемая с пиететом и придыханиями. Я, как человек, прошедший тонны действительно очень хороших тренингов в школе продаж Heineken Brewery, была, мягко говоря, в шоке. Вот этот дебил, хронический идиот, аморальная личность с пустотой в глазах, убогий уличный попрошайка - идеальный продавец? Серьезно? Да ладно. Но фразы Федора были распечатаны большими буквами и зачитывались хором, спасибо, что не стоя. Выносить все это с серьезным видом было невозможно. В итоге я злостно прогуляла последнее собрание, так как уже боялась, что еще немного секты имени Федора и молитв на Федора, и я действительно стану такой же. Поэтому всем, кто мечтает стать тупым дегенератом имени Федора и научиться клянчить денежку у людей - велкам. Вас таким сделают. Не хотите - заставят.
5. Тотальная слежка. Над затылком у вас висит камера и отслеживает время вашего похода в туалет. Если лимит времени превышен - поступит звонок на мобильный с целью прояснить ваше отсутствие. Все ваши передвижения по салону фиксируются. Камера следует за вами неустанно. Выключать ее запрещено. Все ваши письма по электронной почте читаются и беззастенчиво комментируются, все ваши разговоры по телефону прослушиваются, записываются на диктофон и коллективно разбираются. У вас был умирающий тон или вы сказали неправильное продающее слово? Не переживайте, вас поправят, все же во благо компании и ваше благо, Большой Брат следит за тобой. И ничего, что у вас паранойя, нервный тик и паралич затылка, это такая ерунда на фоне всеобщего процветания.
6. Дизайнер всегда виноват. Во всем. Априори. Клиент не сделал заказ - виноват, плохо уговаривал; клиент сделал сложный заказ - виноват, надо пожалеть производство и упростить заказ; клиент пожелал, чтобы горизонтальная текстура на шкафах совпадала - виноват, и ничего, что это вообще-то норма для нормального дизайна. Претензии поступают со всех сторон: от клиентов, от производства, от монтажников и директора, а разруливать их нужно самостоятельно, в одиночку и зачастую за свой счет. Инициатива? Забудьте. Творчество? Нет, не слышали. Отдел рекламации? Что это? Утопия…
В середине лета в связи с какими-то чисткам на производстве начались адские проблемы с качеством мебели, которое до этого момента было, к счастью, вполне сносным. Но теперь все пошло не так, а отвечали перед клиентами за все косяки производства мы, дизайнеры. Мне было очень стыдно перед клиентами, но никто из руководства даже и не думал нас поддерживать. Выкручивались, изворачивались, как могли. Я должна была доносить до клиентов абсолютно бредовые решения. Пример. Одна клиентка заказала у нас новые фасады для своей кухни. В первый раз фасады ей сделали неправильно, промахнувшись с присадкой под ручки, и пытались заставить ее принять работу как есть, но клиентка вежливо отказалась. Переделали. Установили. На следующее утро все фасады прогнулись. Все до одного! Руководство долго совещалось и выдало решение, которое мы должны были озвучить клиентке как отказ от принятия брака: «У вас дома неблагоприятная атмосфера для мебели»! Гениально.
Ни одного раза не было за девять месяцев работы, чтобы купленные мной в соседнем отделе мебельные ручки к заказу, аккуратно упакованные, крупно подписанные и сложенные куда надо, не потерялись. Их теряют по дороге на производство, по дороге к клиенту, на других адресах и черт знает где еще, а виновата всегда я. Ну а кто же еще. Однажды меня обвинили, что я их втихомолку продала и деньги присвоила себе. Эх! Отличная идея, жаль что в силу хорошего воспитания она не пришла мне в голову раньше.
7. Отчеты. Их не просто много - их адская туча. Я не против отчетов, отлично понимаю их важность для аналитики продаж и спроса, но не по восемь штук в день же. Только на их заполнение в день уходило порядка двух часов.
8. Сроки выдачи зарплаты. На собеседовании прозвучала зашкаливающая по пафосу фраза: «У нас никогда не задерживают зарплату». Я поверила. Ага. Зря. Зарплату выдавали только после упрашиваний и многочисленных плясок с бубном. Вовремя и без напоминаний за девять месяцев ее выдали раза два. А все остальное - с опозданием на несколько дней, с апломбом и снисхождением. То денег нет, то «выходной», то еще что-то. На это счет ТК РФ вообще-то неумолим: «Законодательство устанавливает, что при совпадении даты выплаты заработной платы с выходным или праздничным днем оплата труда работника должна быть произведена накануне, в предшествующий рабочий день. Следовательно, если день оплаты приходится на субботу или воскресенье, оплата производится в пятницу. Если день выпадает на праздник, в будний день до праздника. Выплата зарплаты после выходных/праздников недопустима и влечет за собой ответственность работодателя». Я подозреваю, что о ТК РФ директор имеел весьма смутное представление. Или просто включал дурака, что куда вероятнее.
9. Вранье.
Вранье, кстати, является стандартом данной фирмы. Обещают одно - по факту все совсем иначе. На собеседовании озвучили один процент от продаж к окладу, а по факту оказался совсем другой. И никто даже глазом не моргнул. Впрочем, если много лет молиться Федору, это объяснимо. Об уволившихся предыдущих сотрудниках клиентам, которые спрашивали, куда делся их дизайнер, следовало говорить: «сотрудник ушел на повышение». Написание хвалебных отзывов на собственный сайт от придуманных лиц входило в непосредственные обязанности каждого дизайнера. Я не писала, кстати, полностью саботируя эту потрясающую обязанность. Цены на сайте - сплошной обман, а разочарованные клиенты, столкнувшиеся с реальным расчетом, вываливают весь свой негатив и претензии на дизайнеров.
10. Руководство.
К сожалению, давно не видела столько лицемерия, которое вскрылось сразу после подачи заявления об увольнении. Я, к сожалению, или к счастью, привыкла к хорошим и порядочным людям на всех моих прошлых работах, какие бы жизненные разногласия там иногда не случались. С откровенной подлостью столкнулась впервые и была довольно сильно расстроена. Потому и пишу этот пост: поделиться, предостеречь, и оставить позади без сожалений. Напомню, это все факты взяты из истории отдельно взятой мебельной фирмы. Хочется верить, что в других компаниях рабочий процесс и отношение к сотрудникам выглядят как-то по-другому. Но не уверена.
Другие минусы касаются профессии в целом, это те факторы, которых я не ожидала, но с которыми столкнулась уже по факту работы.
11. Профессия "дизайнер кухонной мебели" или "дизайнер-консультант" - это обман как работников, так и клиентов. По сути эта профессия называется "менеджер по работе с клиентами" или "менеджер по продажам", а дизайн тут дело глубоко вторичное. Руководству главное, чтобы вы продали кухню, а если она будет вырви-глаз-ядовито-розовая с блестками или вся хаотично изогнутая, да в позолоте, ну и ладно, главное, что клиент денег заплатил. Тренинги, собрания, отчеты и инструкции направлены только на цель "продать". А уж что вы там как дизайнер нарисуете, важно лишь клиенту, да и то редко. Как правило, клиент уже и сам знает, что хочет, а ваше дело - посчитать проект в ценовом диапазоне вашей фирмы. Это все.
12. Вытекающий из предыдущего пункт - вы должны постоянно привлекать клиентов. Зашедших в салон хватать в объятия и не отпускать, случайно позвонившего атаковать звонками с определенной периодичностью и доставать его до тех пор, пока он либо не сдастся и не купит мебель, либо не пошлет вас к чертовой матери. Второе бывало гораздо чаще. Для меня, человека-интроверта, который ненавидит не то чтобы звонить, а вообще разговаривать по телефону, этот пункт стал жесточайшим испытанием.
13. Клиенты. О, они были очень разные. Чаще всего встречались покупатели очень приятные и милые. Часто - совершенно нейтральные, что прекрасно. Но заходили и трамвайные хамы, и затюканные жизнью тетки, и просто полные придурки, для которых поход в торговый центр - это такой увлекательный вид досуга и единственный способ самоутверждения. К сожалению и к моему великому удивлению, таких клиентов было немало, гораздо больше, чем я могла ожидать. Со временем я научилась их отсеивать, но тем не менее осадок и опустошенность от таких визитов оставалась в душе надолго.
14. Крайне низкое КПД работы при огромной загруженности. Теперь мне смешно от слов, что дизайнеры в торговых центрах просто сидят и ничего не делают, если покупателей нет. Ага. Первые месяцы я частенько засиживалась до 23:00, стараясь успеть обработать все поступившие заявки. Потом перестала, когда поняла, что толку от этого все равно никакого нет. Покупатели, как правило, просто идут по всем отделам в торговом центре и раздают везде свои уже готовые проекты на "посчитать". Или еще проще - присылают на расчет макет по электронной почте. Нам же на каждый запрос необходимо было заново прорисовать проект, раскрасить его в нужные цвета, просчитать по стостраничному прайсу (вручную), составить подробное коммерческое предложение, отправить по почте с сопроводительным письмом, несколько раз позвонить клиенту, внести его во все восемь табличек, зафиксировав все результаты переговоров дословно, записать, сколько раз он не ответил на звонок, и вести его до тех пор, пока он не перестанет брать трубку, ведь он хотел просто "посчитать, где подешевле". В моей фирме "подешевле" вовсе не было, поэтому считали, писали и звонили мы много, а покупали у нас мало. Тут вступали в силу техники продаж и прочие вещи, которые при грамотном использовании могли бы принести свои плоды, но в навязанном стиле Федора они вызывали в большинстве своем только отторжение и ужас. Кстати, забавный факт: свою максимальную зарплату я заработала в месяц, когда забила на все эти техники, и вообще ни разу никому не позвонила.
15. Как следствие предыдущих пунктов - эмоциональное выгорание. После первичной эйфории и радости наступили апатия и равнодушие, далее работать можно было либо в режиме робота, как и делали давно работающие сотрудники (точнее, одна сотрудница, другие постоянно менялись). Я в режиме робота работать не умею, а главное - не хочу. К тому же при развернутой системе штрафов денег вечно не доплачивали, и их в принципе не хватало на жизнь, не говоря уже о съемной квартире. Мотивация и настроение стремились к абсолютному нулю.
Остальные минусы - исключительно мои личные.
16. Рабочее место в торговом центре: навязчивая фоновая музыка с постоянными перерывами на тупую рекламу. Как-то целый месяц подряд крутили рекламный ролик с противным детским голоском "Превед, медвед, а ты уже купил кровать?" через каждые 5 минут, я чуть не спятила. А также постоянный шум и гул, постоянное нахождение как на выставке, где каждый может зайти и дернуть за руку, порой перешагивая через табличку «обед» и чуть ли не вырывая из рук бутерброд. Для меня это все, в комплексе с камерой за затылком, был адский преадский ад. Через полгода я превратилась в истеричного параноика, крадущегося по стенам.
17. Люди. Вообще. Все. Навязанное общение, невозможность уклониться. Неадекватные клиенты, недружелюбное руководство. Через полгода минусы и людская ежедневная толпа существенно перевесили всевозможные плюсы. И когда кто-то заходил в отдел, мне хотелось просто залезть под стол.
18. Дорога. Убивала. Надо было найти что-то поближе к дому, конечно, чем ежедневная часовая поездка на машине через два моста и кучу пробок. В середине лета, когда ремонтировали Вантовый мост, я ездила на работу по два часа в один конец, при том, что штрафы за опоздание составляли 1000 р. ежедневно. Я психовала, переживала, нервничала, оправдывалась, пыталась даже уволиться, в конце концов, однако тогда меня уговорили остаться. Согласилась. Зря.
19. И добили меня выезды на дом. На самом деле, идея для продаж неплохая. Дома клиенты более раскрепощены и впуская дизайнера к себе в дом, они уже дают некий кредит доверия и более расположены к заключению сделки. Первая моя клиентка была чудеснейшая девушка, вторая клиентка очень благодарила меня за приятное общение - еще бы, она битых три часа рассказывала мне жизненные истории про свою дочку и внучку, но кухню так и не заказала в итоге. Третья материлась через слово и смачно сплевывала на ковер. Четвертая еще по телефону звездила так, что я всеми силами от этого выезда откосила, благо что и заболела как раз в тот же период. На самом деле, к тому моменту, когда у нас внедрили уже ставшие обязательными выезды дизайнера на дом, я с трудом могла вообще видеть людей, а уж тем более мне было физически неприятно входить в чужой дом, в чужую ауру, в чужие запахи и звуки, окунаться в чужие проблемы. И мой внутренний интроверт поднял флаг капитуляции.
Подводя итоги, могу сказать, что опыт в любом случае был очень полезный, но было бы лучше, если бы я уволилась раньше, летом, когда и хотела в первый раз - не дошла бы до такой степени морального и эмоционального истощения. Возможно, я просто попала не в ту фирму, но экспериментировать что-то больше не хочется никогда. Пыталась ли я что-то сделать, когда меня оставили совсем без денег за последний месяц работы? Пыталась. Я откровенно высказала руководству, все что думаю по поводу их политики экономить на расчете сотрудников и всей этой стыдной, мелочной жадности. И по поводу дегенерата Федора - тоже. И по поводу всех своих дальнейших действий. Я написала развернутый отзыв на соответствующие сайты, чтобы предостеречь других таких мечтателей. Потратила довольно много своего личного времени на обращение в трудовую инспекцию, на консультации юриста, на составление и отправку официальной претензии, которую так и не смогли вручить директору, скрывающемуся от любых заказных писем. От трудовой инспекции и юриста получила рекомендацию обращаться за решением данного трудового спора в суд. И уже не стала этого делать. Почему? Да потому, что мое время и мои усилия не стоят тех денег, которые данная фирма на мне сэкономила. Черт с ней, я верю, что каждому воздастся бумерангом по заслугам, а у меня есть занятия поинтереснее. К слову, за прошедшие четыре месяца фирма так и не нашла мне замену. А больше всего я надеюсь, что после моего ухода директор сделает хоть какие-то выводы и будет лояльнее и уважительнее относиться к оставшимся коллегам - особенно к моей замечательной сменщице Кате, с которой мы сразу подружились и которая пашет там теперь без выходных, одна за всех. Может быть, и будет. А может, и нет. Ну я хотя бы попыталась.
Возможно, эта статья характеризует меня не с лучшей стороны, но она просто честная. За много лет работы я впервые настолько сильно разозлилась на работодателя. Я не умею и не хочу приспосабливаться под унижающие меня условия и стиль общения. Я считаю, что уважительное отношение взрослых людей друг к другу, выполнение своих обещаний, обязательств и трудовых законов - это норма, а не привилегия, которую надо выклянчивать и заслуживать, и если кто-то считает иначе: да ради бога, нам просто с этим человеком не по пути.
Теперь я предпочитаю дистанционных заказчиков из разных уголков страны и мира; общаться на расстоянии мессенджеров и электронной почты для меня гораздо комфортнее и продуктивнее, а самое приятное, что фриланс позволяет мне своих заказчиков выбирать. Ведь перспектива отказаться работать с тем, с кем диалог изначально не заладился, а значит и работа не будет плодотворной - это огромный плюс любой фрилансерской деятельности, который любых денег стоит.
P.S. Спустя некоторое время я узнала, что после моего ухода дегенерата Федора упразднили навсегда. Так что какая-никакая польза от моей маленькой революции да случилась.