Одна на велосипеде по весенней Финляндии. Мое второе одиночное путешествие.
Королевская дорога, Хельсинки - Выборг, 02-06.05.2019
Вступление
Ливень, снег, град, ледяной ветер, адский ад вперемешку с кусочками солнца, бесконечные горки, безбрежные поля и красивейшие финские города; невезуха с лааву, которая оборачивается неожиданной ночевкой в шикарном гостеприимном доме известного финского текстильного дизайнера: горячая сауна, вкусная еда, обжигающий чай с медом, самая мягкая в мире постель и целый этаж - мой; первая самостоятельная починка прокола (естественно, на заднем колесе; так ведь и не потренировалась заранее дома); 60 километров безумной трассы Скандинавия, в полете по которой главное - выбрать правильную музыку - вот такой сумбур впечатлений в голове от моего второго одиночного велопутешествия. В этой новой поездке мне ни разу не было страшно, а вот всё остальное - было.
И черт побери, я это сделала: любимая Финляндия, Королевская дорога, из Хельсинки в Выборг, пять дней, шесть городов, 365 километров. Дождь всегда сменяется солнцем, самый крутой подъем - головокружительным спуском, а неубиваемый оптимизм - это главное, чему учат нас походы.
Маршрут
С тех самых пор, как я вернулась из своего
первого одиночного велопутешествия по Финляндии в сентябре прошлого года, несмотря на все мои жуткие ночевки, достойные сюжета для фильма ужасов, я не переставала мечтать о новом сольном походе. Очарование страны тысячи озер, чудесные петляющие дороги, тихое время наедине с собой и сильнейший зов новых дорог перевесили все страхи, и еще зимой я начала готовиться к новому приключению. Куда поехать, вопрос даже не стоял, для себя я давно уже решила: конечно, снова в прекрасную и близкую Финляндию, на этот раз по участку знаменитой Королевской дороги из Хельсинки в Выборг.
Королевская дорога - Kuninkaantie Kungsvägen (фин. Kuninkaantie, швед. Kungsvägen) - сеть старинных дорог, связывающих средневековую Швецию с городами и замками её восточной провинции (сейчас это земли Финляндии и России). Значение Королевской дороги, ведущей вдоль моря мимо старинных городов-портов, было первостепенно для страны и ее состояние поддерживалось за счет шведской казны. Шведская королева Кристина подписала в 1683 году указ «О почтовой дороге по суше и морю», которая создала регулярное сообщение между Стокгольмом, Турку, Хельсинки и Выборгом через Аландские острова, и служила не столько для королей, сколько для связи между прибрежными городками, для нужд почты и сообщения между воинскими гарнизонами. В настоящее время Королевской дорогой туроператоры называют туристический маршрут Берген - Осло - Стокгольм - Аландские острова - Турку - Хельсинки - Выборг - Санкт-Петербург. И хотя эта версия маршрута не совсем точная, зато самая романтичная и красивая. (По данным Википедии).
Я выбрала для поездки участок Королевской дороги между Хельсинки и Выборгом, широко знаменитый в узких кругах российских велопутешественников и многократно объезженный многими из них как в сторону Хельсинки от Выборга, так и наоборот. На этом участке расположены красивейшие маленькие финские города: Порвоо, Ловииса, Котка и Хамина, каждый из которого заслуживает отдельного восхищения и внимания. В интернете имеется множество отчетов и полезной информации, поэтому информационная подготовка к поездке была простой. По фотографиям я заочно влюбилась в старинный деревянный Порвоо и милую провинциальную Ловиису - эти два города были главными целями на моем пути. Но и Котка, и Хамина оказались по-своему очаровательны и милы. Ну а финская природа и атмосфера в хвалебных эпитетах не нуждается - это всегда релакс и удовольствие, которые даже погода не в силах испортить.
За основу маршрута я взяла путеводитель
Ильи Гуревича и очень правильно сделала, ибо благодаря ему я посетила одно суперское место, о котором мало кто знает, судя по прочим отчетам, а место между тем шикарное и посещения однозначно заслуживает! Расскажу о нем попозже, в процессе описания маршрута по дням.
Основная нитка общепринятого маршрута выглядит так:
Собственно, так я и ехала, сделав только небольшой крюк в вышеуказанное суперское место.
Планы и логистика
Я решила, что поеду из Хельсинки в Выборг. Для начала я планировала заброситься в Хельсинки Люкс Экспрессовским автобусом, которые приятны своими комфортабельностью, пунктуальностью и главное - своей лояльностью к велосипедистам: это один из немногочисленных перевозчиков, которые берут велосипед на борт бесплатно, в отличие от того же Эколайнса, требующего за провоз велосипеда оплату в 20-30 евро,что зачастую дороже билета для самого пассажира, да еще и заблаговременное согласование провоза багажа по электронной почте. В общем, куча заморочек и дорого.
Однако, у Люкс Экспресса в правилах провоза багажа тоже есть не самая однозначная фраза: "провоз велосипеда остается на усмотрение водителя, в зависимости от заполненности багажного отделения", которая не гарантировала 100%-ого попадания в автобус. Хотя официальная группа Люкс Экспресса ВКонтакте и заверила меня, что отказов в провозе велосипеда у них еще ни разу не было, я все равно переживала, поэтому и решила сначала разобраться с заброской, успешно сесть в автобус, перевести дух, благополучно добраться до Хельсинки, а там уже ехать себе спокойно своим ходом до Выборга и вернуться домой на ласточке, с которой никаких проблем не предвиделось.
Поехать в новое путешествие я решила на первые майские праздники, что несколько усугубляло переживания по поводу попадания в автобус с велосипедом, т.к. желающих куда-то уехать на майские праздники, понятно, толпы. Поэтому начать путешествие я решила не с 1-го Мая, а со 2-го, в надежде на то, что основной поток туристов уедет в первый день, автобус не будет набит под завязку и меня в него с велосипедом все-таки возьмут. Насчет потока туристов я здорово ошиблась: желающих было очень много и во второй день. На основной рейс 2-го Мая билеты были раскуплены и поэтому объявили дополнительный рейс, который тоже оказался набит под завязку. В итоге в 6:30 утра 2 Мая с Автовокзала на Обводном канале в Финляндию отправлялось сразу два одинаковых автобуса, что добавило мне автобусных переживаний уже при посадке, но об этом позже.
Сборы
В общем, недели за две до поездки я купила билет на этот самый дополнительный автобусный рейс и села мониторить погоду. Прогноз был шикарный на все запланированные мною дни поездки: ясно, солнечно, тепло: в среднем 12-15 градусов днем и 5-7 градусов ночью - прямо настоящий курорт и дзен, ага. Но, как водится, чем ближе становился день отъезда, тем страшнее и мрачнее становился и прогноз. Накануне отъезда я с ужасом посмотрела на обещанные Гисметео жуткие ветра, ливень со снегом, 2-4 градуса тепла днем и около нуля ночью, и побежала к другу за зимним спальником с температурой комфорта на минус 9 и лимита на минус 25 градусов. Друг повертел пальцем у виска и посоветовал бросить это гиблое дело, но спальник дал - размером с хороший пуфик и весом приблизительно таким же. Мне было все равно: лучше уж тащить с собой здоровую тумбу, чем околеть в финских лесах и полях в имеющемся у меня стареньком спальничке, в котором я жестко мерзла даже при +10. Я вообще до этого похода всегда мерзла в спальниках, ну кроме, конечно, совсем лета, поэтому околонулевая погода в предстоящей поездке мне совсем не понравилась. Однако отступать мне и в голову не пришло. Раз решила, значит еду и точка.
Помимо замены спальника, кошмарный прогноз погоды сподвиг меня на закупку кое-какой незапланированной контрабанды, и в итоге мой набор еды в дорогу выглядел как-то так:
1. Разводные кипятком каши Ясно Солнышко - мой стандартный завтрак в походе, беру их всегда, из расчета 1-2 пакетика на завтрак. Поскольку я редко полноценно обедаю в походах, то позавтракать стараюсь максимально плотно и сытно. Поэтому завариваю чаще всего по два пакетика сразу, плюс еще всякие бутерброды делаю с финской колбасой или ветчиной и до вечера отлично катаюсь на каком-нибудь легком перекусе в пути.
2. Контрабанда номер раз - сгущенка. Как молочный продукт ее ввозить в Финляндию и прочие страны ЕС нельзя, но так как велосипедистов почти никогда не проверяют, я вожу. Добавляю ее в каши и в кофе. Ой, кофе на картинке нет, забыла нарисовать - беру всегда маленький пакетик молотого кофе, который завариваю прямо в чашке со сгущенкой и корицей, это уже традиция.
3. Офигенная в холодном походе вещь! Взяла интуитивно впервые и не прогадала. "Джем малиновый" от фирмы "Махеевъ" - это на самом деле даже не джем, а самое что ни на есть настоящее натуральное малиновое варенье с многочисленными кусочками ягод и отменным вкусом! Весь поход я добавляла это варенье в горячий чай, вечером перед сном это было бесценно и отлично согревало, и в итоге считаю, что выжила и не заболела отчасти благодаря ему. Теперь это варенье в разных вкусах прочно прописалось в моем холодильнике.
4. Не планировала, но зачем-то взяла с собой впервые маленькие макарошки-звездочки на случай крайнего голода:-), ну и на замену следующему пункту. Не понадобились, привезла домой.
5. Разводное кипятком картофельное пюре. Беру с собой всегда, в обычной жизни не ем. Так-то оно ничего, по вкусу вполне съедобное, и пакетик выгодный как по стоимости, так и по упаковке, там порций десять, кажется. Но все-таки это химия, и мой не самый крепкий желудок иногда не очень хорошо это пюре воспринимает.
6. Взяла впервые пару пакетиков разводного быстросупа. В обычной жизни тоже не ем, взяла на всякий случай, испугалась холодов и решила запастись дополнительными быстрыми калориями.
7. Вещь в велопоходе просто необходимая - это запас шоколадок. Беру всегда. Опять-таки в обычной жизни почти не ем шоколад - я вообще не очень люблю сладкое, а вот в походе с горячим чаем шоколадки улетают только так.
8. А вот и незапланированная контрабанда - номер два. В обычной жизни я крепкий алкоголь не пью. Люблю хорошее красное вино, иногда по настроению и ситуации могу выпить пива, а вот коньяк и все такое подобное никогда не пью. Водку, например, я никогда даже не пробовала. Хотя нет, вру - в Болгарии я однажды пробовала ракию - удивительно мягкая и вкусная фруктовая водка, в которой вообще не чувствуются градусы и это очень опасно, если увлечься:-) Но тогда это была просто дегустация, так что все обошлось, а вот коньяк я иногда покупаю именно для походов - спасаться от холода. При обещанной погоде коньяк был просто маст хэв, так что бутылку 0,250 л. я себе купила, перелила в более легкий пластик, закинула в велоштаны и половину привезла обратно. Кстати, сейчас только сообразила, что это вовсе и не контрабанда была! Я же ехала больше, чем на 72 часа, а значит, алкоголь в таком скромном количестве провозить можно. А чего я переживала?
9. Чай, понятно, беру. Только пакетики, без коробки, конечно. И кофе. Еще обычно беру сахар кусочками, но в этот раз не брала: в кофе добавляю сгущенку, в чай - варенье, сахар вроде без надобности. И соль - в маленькой баночке из-под витаминов.
10. Хлеб. Это святое. Хлебные краюшки - это только на первое время, потом покупала еще финский хлеб, тоже такого же плана.
11. Еще одно нововведение. Впервые взяла в поездку сливочное масло - не в пачке, конечно, а 100 грамм примерно размягчила и переложила в маленький пластиковый контейнер. Вот плюс холодной погоды - можно возить с собой масло, и ему ничего не будет. Зато пюре и макароны можно есть не сухими, а с маслом, что гораздо приятнее. Этот лайфхак у меня отлично прижился, очень понравился и в следующий свой длительный одиночный велопоход по Северной Норвегии я тоже возила с собой сливочное масло, добавляя его в рис, гречу, пюре и вермишель, и радовалась жизни и сытной еде.
12. Печенье. Беру всегда несколько пачек, для перекусов, завтрака и ужина к чаю, отлично идет.
13 и 14. Йогурт и бутерброды в дорогу.
Вот такой набор еды на пять ходовых дней. В принципе, всего вполне достаточно, в Финляндии я покупала только колбасу на бутерброды и всякие вкусняшки, и это все. С собой у меня была газовая горелка и новый газовый баллон на 220 миллилитров, который я нещадно использовала не только для приготовления пищи, но и для других целей, расскажу позже, каких. Примерно половина газа в нем у меня еще осталась. Может быть, чуть меньше.
Накануне
Вечер и часть ночи накануне поездки я потратила на тетрис. Еды у меня оказалось немного, а вот вещей - ад, включая огромный спальник, обычную туристическую двухместную палатку Nordway Dome 2 весом под 3 кг, которая верно служит мне уже много лет, хотя я все порываюсь сменить ее на более легкий и компактный вариант аля Naturehike, куча зимней одежки, включая зимнюю куртку, свитер, шапку, шарф и перчатки, запас сменной одежды, арсенал накидок от дождя на себя и велоштаны, запас больших мусорных мешков, в которые так удобно заворачивать коврик и все внутренние вещи для дополнительной защиты, ну и куча всего по мелочи. Новенькие велоштаны с Али Экcпресс хоть и были повместительнее прежних, но все же на такой объемный набор вещей не сильно подходили.
Вещи-то я внутрь распихала, это не проблема, а вот палатку, так как она в упакованном виде шире велоштанов и ни в один из отсеков целиком не влезала, я сначала привязала сверху велобаула, рядом привязала коврик, туда же - велочехол для перевозки велика в автобусе и получила полную ерунду. Жаль, не сфоткала, выглядела эта пирамида по-идиотски и очень неустойчиво. Да и не для того я покупала велоштаны, чтобы вещи снаружи него таскать. Поэтому я все вытащила и пошла другим путем. Палатку я разделила на части: дуги завернула в коврик, эта часть багажа все-таки останется снаружи в силу своих габаритов. Нижнюю часть палатки сложила в тугой квадратик, который влез в боковой карман штанов. Туда же запихала свернутый в такой же тугой сверток тент. Ура! Влезло. Даже осталось немного места - напихала туда еды. Во второй карман пошла вся кухня: котелок, горелка, газ, посуда, оставшиеся вещи и еда. В верхнюю часть на удивление влез спальник целиком, хотя и пришлось очень постараться застегнуть молнию. В итоге к двум часам ночи мой тетрис сложился во вполне себе симпатичный багаж, хотя и весьма впритык, а в четыре утра мне уже надо было вставать, завтракать и выдвигаться в путь, поэтому ни испугаться, ни впечатлиться моментом я не успела - только с облегчением вздохнула и пошла скорее спать свои два часа до звонка будильника.
Готово! На антураж не смотрим, у меня вечный ремонт:-)
Едва упав в кровать, я моментально провалилась в глубокий сон, спустя мгновение также моментально оттуда вывалилась, не успев толком ничего понять, и в состоянии полного сомнабулизма, чего-то там наспех позавтракав и одевшись, выпала в предрассветный пасмурный город, ощущая лишь легкий привкус предвкушения неизвестности.
Никогда не знаешь, что ждет тебя в пути. Именно этот первый шаг, который делаешь, выходя из дома; это предвкушение неизвестности, в которое ныряешь с головой, словно в бездонный омут, ощущая одновременно адреналин опасности и восторг ребенка, разворачивающего подарок, все снова и снова гонит нас в путь. Где за каждым новым поворотом - неизведанное, за каждым новым восходом - невиданные краски неба, за каждым новым знакомством - новые истории, за каждой сложностью - маленькие и большие победы над собой. Ты все воспринимаешь выпуклее, мир становится объемнее, внутренний свет - ярче, а привычный уже серпантин дорог все сильнее и сильнее нас манит в новую бесконечность. И противостоять этому - невозможно.
Продолжение -
День первый.