Собор Св. Павла в Лондоне

Jun 12, 2014 13:26

Одной из главных достопримечательностей Лондона, наряду с Биг Беном и Тауэром, является, конечно же, собор Святого Павла. Его знаменитое воплощение, созданное сэром Кристофером Реном в последней четверти XVII века, является лишь пятой версией собора. Начиная с VII века н.э. на одном и том же месте, недалеко, от берега Темзы, строились соборы Св. Павла. Их всех ждала гибель в огне: первый собор сгорел в VII веке, второй - во время набега викингов на Лондон в X в., третий - в XI в., четвертый горел дважды - в 1561 г. (был разрушен частично) и во время Великого Пожара 1666 г. И каждый раз лондонцы упорно восстанавливали собор.

Надо сказать, что четвертое воплощение собора Св. Павла считалось самым крупным в средневековой Европе. Построенный в XI - XIII вв. (соборы тогда строились очень долго), он был произведением искусства. Огромный 150-метровый шпиль возвышался над Лондоном, знаменуя собой триумф христианской веры в Англии.

Реконструкция "старого" собора Св. Павла в иллюстрации 1913 г.



Но в 1561 г. во время грозы в шпиль собора попала молния. Он загорелся, а затем рухнул на здание. Власти Лондона и даже королева Елизавета I выделяли деньги на реконструкцию собора, но процесс шел слишком медленно. В начале XVII века основное здание собора было восстановлено, но шпиль еще не успели построить. В таком виде храм и возвышался над Темзой.

Собор Св. Павла на гравюре голландца К.Я. Висшера, 1616 г.



В 1621 г. король Яков I сделал заказ известному архитектору Иниго Джонсу на реконструкцию собора. Джонс принялся за работу, и в 1620-1630-е гг. храм активно достраивался. Кстати, в это время его настоятелем являлся знаменитый поэт Джон Донн. Однако в 1642 г. разразилась гражданская война. В парламенте, взявшем власть над Лондоном, как известно, заседали пресвитериане и индепенденты, которые боролись против англикан и католиков. Естественно, англиканский собор Св. Павла, как контрреволюционное здание, был закрыт. Огромный неф собора в 1640-х гг. использовался как конюшня парламентской кавалерии. Диктатура пуританина Кромвеля также не стала благополучным временем для собора. В 1650-х гг. лорд-протектор разрешил евреям жить и свободно трудиться в Англии (впервые с XIII в.), а в качестве компенсации за столетия изгнания хотел превратить англиканский собор Св. Павла в иудейскую синагогу. По каким-то причинам это не произошло.
Реставрация монархии Стюартов в 1660 г. знаменовала собой и реставрацию англиканства. Собор снова был открыт, и снова претендовал на роль главного собора страны. Как оказалось, недолго.
Ночью 2 сентября 1666 г. в доме пекаря на улице Пуддинг Лейн начался пожар. Огонь распространялся по центральной части Лондона так быстро и с такой силой, что за три дня уничтожил большую часть города. В огне "Великого пожара" (под таким названием он вошел в хроники) сгорел и собор Св. Павла.

Ладгейт и старый собор (на заднем плане) в огне. Картина написана неизвестным художником в 1670 г.



Реконструкцией Лондона после пожара 1666 г. занимался известный архитектор того времени сэр Кристофер Рен. Восстановление собора Св. Павла стало венцом его творений. Надо сказать, что Рен принимал участие в реконструкции храма еще до пожара. В 1661 г. его привлекли в команду архитекторов, которые должны были вернуть храму прежний облик после революционных лет. Поэтому первый проект, представленный Реном в 1668 г., отчасти напоминал старый собор Св. Павла.



Но путешествия по Италии оказали на Рена огромное влияние, и он превратился в поклонника итальянского барокко. Таким образом новому собору Св. Павла было суждено строиться именно в этом стиле. Хотя некоторые историки находят сходство английского храма с церковью Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме, определенное сходство английского собора Св. Павла с римским собором Св. Петра очевидно. Рен стремился не просто воссоздать римский храм в Лондоне, но сделать его еще лучше. В этой конкуренции был и идеологический замысел: католики являлись врагами англикан, следовательно, англиканский храм должен превосходить самый главный католический храм мира.

Собор Св. Петра в Риме (Ватикане)



Собор Св. Павла в Лондоне (построенный Реном)



Кстати, римское (или все-таки английское?) влияние прослеживается еще в одном известном архитектурном памятнике.

Исаакиевский собор (Санкт-Петербург)



В то же время считается, что именно архитектура собора Св. Павла оказала влияние на проект еще одного известного здания, носящего не религиозный, а политический характер.

Здание Конгресса США



Кристофер Рен начал строительство нового собора Св. Павла в 1675 г. (при Карле II), а завершил в 1708 г. (в годы правления его племянницы Анны). Впоследствии архитектор был там же похоронен.
С XVIII века собор Св. Павла - одно из главных украшений Лондона. Он появляется в живописи, становится местом паломничества верующих и туристов.

Собор Св. Павла на картине итальянского художника Антонио Джоли (1748 г.)



Видов собора с южного берега Темзы много. Например, картина неизвестного художника 1850 г.



Или картина художника-импрессиониста Эрнеста Дейда (1936 г.)



Но есть и другие виды. Например, картина Джона О`Коннора "Вечер на Ладгейт-хилл" (1887 г.)



С тех пор собор Св. Павла не изменился. Он одинаково прекрасно смотрится со всех улиц в центре Лондона...







... и с южного берега Темзы.



Собор представляет собой сочетание форм классицизма и барокко XVII века.











В архитектуре собора многократно присутствует популярная в XVII веке "садово-фруктовая" тема.



У входа сидят туристы (или это англикане, ждущие службу?).



Завершением творения Рена стал памятник королеве Анне, в правление которой собор достроили. Он стоит возле входа в храм.



В 1713 г. в честь заключения Утрехтского мира, завершившего кровавую войну за Испанское наследство, в соборе Св. Павла знаменитый композитор Георг Фридрих Гендель исполнил свои произведения "Утрехтский Te Deum" и "Jubiliate", за что удостоился от королевы Анны пожизненной пенсии в 200 ф.ст.



В наше время многочисленные туристы и местные жители не обделяют этот памятник своим вниманием.



В садике возле собора стоит памятник Святому Павлу, которому и посвящен храм.



А я прямо через дорогу от собора стоит еще одно творение, видимо, сэра Кристофера Рена - вот такая замечательная арка, выполненная в стиле барокко. Своеобразная маленькая Италия в центре Лондона.



Арка посвящена отцу и сыну - королям Карлу I и Карлу II, чьи скульптуры можно видеть на памятнике.



Собор Св. Павла является одним из символов Лондона. В нем проходят важные религиозные службы, в нем похоронены Веллингтон и Нельсон. И если вы окажетесь в британской столице, я очень рекомендую посетить это место.


Лондон, история, старая добрая Англия

Previous post Next post
Up