Человек так устроен, что он не может воспринимать весь мир целиком. Если бы это было так, то человеческого мозга явно было бы недостаточно, чтобы одномоментно воспринять все многообразие мира во всех деталях. Тем не менее человеческий мозг способен создавать целостную картину мира, но действует иначе: у человека в процессе эволюции сформировалась способность собирать мир "по частям", при помощи внимания. При таком подходе мы неизбежно получаем деление мира на область четкого восприятия ("фокус") и область смутного воприятия ("фон"). Человек может произвольно управлять вниманием по своей воле, но чаще внимание фокусируется непроизвольно, на различных "аттракторах".
Рассматривая социум как субъект, можно утверждать, что внимание социума в ту или иную эпоху сосредоточено на определенных вещах, определенных концепциях, определенных идеях. При этом "аттракторы", на которых сосредоточено общество, формируется либо исторической повесткой дня, либо частью этого общества в каких-либо целях. Подобная сосредоточенность общества тем или иным способом выливается в некую активность, которая может порождать как созидательные, так и деструктивные процессы.
В советскую эпоху внимание общества удерживалось на идеях прогресса, достижения новых знаний, созидания светлого будущего, то есть внимание общества сосредотачивлось на идеалах "верха". В поздне- и постсоветскую эпоху точка сосредоточения общества сместилась в сторону индивидуализма, гедонизма и "золотого тельца" через предварительное "вымарывание", последовательную десакрализацию ценностей "верха", культивирование потакания "низовым" потребностям человека.
Для воспитанных в духе материализма людей это оказалось сильной смысловой ловушкой - ну что может быть осязаемей "низовых" потребностей человека, ведь они же так "естественны", так "осязаемы"? Из-за недостаточности смыслового аппарата материализма советские ценности, такие как "светлое будущее", "жизнь и труд во благо великой Родины" оказались недоосмысленными и недооформленными и по этой причине были десакрализованы. Видимо, ситуацию усугубило решение во что бы то ни стало
построить коммунизм в отдельно взятой стране к 1980 году на XXII съезде КПСС, что прямо противоречило теориям Маркса и Ленина о построении коммунизма. Идеи коммунизма опошлились до понимания справедливого распределения материального благополучия, то есть общество сосредоточилось на ожидании этого самого материального благополучия, возбудились низовые инстинкты, которые говорят "ну вот уже скоро... давай! давай!". А когда такие инстинкты берут верх, то дальше уже все равно, какое идеологическое наполнение, главное "давай!". Коммунизм не получается в 1980 году, тогда выходит что благ капитализм? Давай капитализм. Давай скорее, заждались уже, нашего обещанного блага для всех... Ну не для всех, так для некоторых, для меня... давай!
Сосредоточив народ на низовых "давай!", предатели во власти смогли обобрать народ до нитки, который отказался от высоких советских идеалов в обмен на "давай!", в итоге не получил практически ничего даже и в материальном смысле. Так состоялось великое падение советского народа, которое можно назвать метафизическим, поскольку предана была сама идея развития, идея восхождения человека.
Несет ли народ ответственность за это падение? Безусловно несет, коль скоро мы признаем за народом историческую субъектность. Но раз народ принципиально наделен субъектностью, это означает, что народ произвольно, волевым усилием должен, обязан сосредоточиться на идее реванша, ренессанса и последующего великого восхождения. Шансы на это, к сожалению, не велики, но они есть.