Примерно год назад мы с Екатериной
katichka Кадиевой запустили проект детских образовательных лагерей «Марабу». Сегодня мне захотелось подвести итоги этого года, рассказать, как оно придумывалось и как оно работает.
У нас было три основных идеи.
Во-первых, нам хотелось применить опыт преподавания математики, который существует в России - для этого мы собрали прекрасную команду во главе с Яном Раухом (вот
тут можно прочитать его прекрасное интервью, где он объясняет, как дети у нас взаимодействуют с математикой).
Во-вторых, мы хотели помочь детям, живущим вне России, сохранить связь с русской культурой и русским языком. Если у нас будет по-настоящему интересная программа на русском языке, решили мы, то дети поймут, что русский язык нужен не только для семейного общения. Более того, то, что у нас в одном лагере будут дети из разных стран тоже сработает на эту идею.
- Мы сразу понимали, что это будет интересным моментом для всех детей, -
вспоминает Екатерина Кадиева, - именно в нашем лагере они оказывались в ситуации, когда русский язык оказывался главным языком их общения. Понимаете, языковые лагеря, ориентированные на русский, есть во многих странах. Я видела летние лагеря для американских детей из русских семей. В них, как только взрослые отворачивались, дети переходили на английский: просто потому, что им так проще. Видела подобные лагеря во Франции: там дело обстояло лучше, и детям удавалось даже немного научиться русскому, но все равно: любой другой общий язык всегда очень мешает именно общению на русском. В Марабу прошлым летом были дети из 24 стран. И говорили они на 15 языках минимум. Так что русский в этой ситуации действительно оказался, языком межнационального общения. И это было очень здорово.
И, наконец, мы дополнили математическую программу гуманитарной, собрав прекрасный коллектив преподавателей - Сергей Гуриев, Линор Горалик, Андрей Десницкий, Ася Штейн и другие.
В итоге, у нас получалась насыщенная программа, и, понимая, что нагрузка оказалась достаточно высокой, мы создали для детей максимально комфортные условия: хороший отель, небольшие номера, вкусная еда, возможности для занятй спортом, и так далее.
Сегодя мы можем твердо сказать, что образовательный лагерь оказался востребован, причем не только в Европе или в России, о которых мы думали с самого начала, но и в Азии и даже в Америке: к нам приезжали дети из Казахстана, Бали, Израиля, с Восточного и Западного берегов США. Судя по отзывам родителей и самих детей, в лагере им понравилось - лишним подтверждением служит то, что многие дети снова приехали осенью и записались на лето 2016 года.
При этом за год случилось много того, что мы не могли предположить в начале нашего пути. Прежде всего, расширилась творческая и гуманитарная программы:
осенью мы провели лагерь на Желтой Мельнице Славы Полунина.
- Пространство Желтой Мельницы, - говорит Екатерина Кадиева, - настолько плотное и мощное, что не учитывать его запросы было невозможно. Для Мельницы мы составили специальную программу: количество математики мы уменьшили, взяв при этом в качестве сквозной темы криптографию и лингвистику. А гуманитарную программу, наоборот, усилили: сначала рассказали детям про труды великого русского ученого Владимира Проппа, который сделал для анализа фольклорного текста примерно то же, что Менделеев для химии, а потом перешли к более поздним работам в этой области, например, тому, чем занимался Клод Леви-Стросс. В результате, нам удалось донести до детей довольно сложные вещи, которые моя дочь, например, проходит сейчас на третьем курсе Сорбонны. Но, как показала практика, дети гораздо пластичней, и готовы понять и впитать гораздо больше того, чем принято считать, они могут понять. Главное, уметь им это просто и красиво рассказать. Мне кажется, у нас получилось. А в конце этой осенней смены мы ушли совсем уж в нехарактерный для нас жанр: поставили два разных спектакля с двумя группами детей, и это был для нас всех новый опыт.
На днях мы объявляем о запуске
весеннего «Марабу», который пройдет в долине Луары и будет фактически целиком посвящен истории и культуре позднего Средневековья и Возрождения. Наши дети и преподаватели будут жить в небольшом замке, они увидят несколько королевских замков и посетят парк Леонардо да Винчи, где где собраны действующие модели пятидесяти знаменитых изобретений великого тосканца, включая первый в мире танк, вертолет и разводной мост. Вернувшись в замок, мы постараемся разобрать основные принципы механики и физики, на которые опирался Леонардо при создании своих изобретений. И, конечно, поговорим о том, что сделало да Винчи тем великим гением, которого мы знаем.
Для летнего лагеря, где мы сохранили сильную математическую составляющую, нам пришлось переделать гуманитраную программу. На самом деле слово «гуманитарная» - не очень точное. Мы начинали лагерь, как математический, поэтому все занятия, не связанные с математикой, стали называть гуманитарными. Но, скажем, экономика - в прошлом году ее читал Сергей Гуриев - насколько это гуманитарная наука? Или психология?
Как бы то ни было, по итогам прошлого лета мы увидели, что и дети, и преподаватели остались довольны опытом совместной работы над нематематическими предметами. Жалко только, что каждый из приглашенных специалистов мог прочитать не больше двух лекций для каждой группы детей. Это очень мало - по большому счету, мы успевали сделать только первые шаги и останавливались как раз тогда, когда становилось по-настоящему интересно. Но времени для длинных курсов у нас не было, да и далеко не все дети захотели бы слушать четырехдневный курс по мифологии или экономике. Вместе с тем, учителя математики очень хотели рассказывать детям о физике, астрономии или о тех областях математики, на которые не хватало времени в основной программе, построенной вокруг решения задач.
Иными словами, почти каждый из преподавателей хотел еще больше времени для работы с детьми, но сделать больше учебных часов мы не могли: нам нужно было успеть сходить в пход и попрыгать на батуте.
Мы долго обдумывали эту ситуацию, обсуждали ее с учителями и родителями, и в результате решили немного поменять подход.
Что мы придумали?
Мы оставляем две утренние пары на математику (столько же было у нас в осеннем лагере), а две пары после обеда занимаем другими предметами. Но на этот раз мы даем детям возможность самим выбирать, чем именно они будут заниматься - примерно так, как это происходит в европейских и американских университетах. Большинство преподавателей готовят небольшие четырехдневные курсы, и за время лагеря каждый ребенок прослушает четыре таких курса. Кроме того, мы оставляем без изменений короткие курсы Линор Горалик (разумеется, читать на них будут другие произведения, чем в прошлом году).
Таким образом нам удалось сделать программу более разнообразной. Этим летом детей ждут дополнительные курсы по математике и точным наукам, традиционные гуманитарные занятия (семиотика, мифология, фольклор), семинары по генетике, музыке и литературе. Те, кому слишком трудно учиться по четыре пары в день, могут вместо одного из курсов выбрать какие-то более игровые занятия - например, шахматы. Но надо понимать, что, как и в настоящих университетах, у нас будут действовать некоторые ограничения - нельзя брать только игровые курсы, или только естественно-научные. Мы хотим, чтобы учебная программа оставалась сбалансированой, как и в прошлом году.
Благодаря этим изменениям, нам удалось привлечь больше преподавателей. Так, один из самых известных российских композиторов Борис Филановский согласился поговорить с нашими детьми о музыке, Елена Гельфанд из
Broad Institute (совместный проект Гарвада и MIT) расскажет о современной генетике, Александр Гаврилов планирует вместе с детьми найти ответ на вопрос «Зачем нам врут писатели и какая от этого польза?», Анна Козлова проанализирует генетику супергероев, а социолог Элла Панеях расскажет об институтах в современном обществе. Это, конечно, не полный список преподавателей, он будет пополняться - мы ведем сейчас переговоры еще с несколькими интересными людьми. И, разумеется, с нами остаются те, с кем вместе мы работали в прошлом году: Линор Горалик, Ася Штейн и Андрей Десницкий.
Что касается математической программы, то Ян Раух видит свою задачу в том, чтобы попытаться сделать программу лагеря еще более гармоничной.
- Есть расхожая фраза, -
говорит он, - «математика ум в порядок приводит». Ты начинаешь аккуратнее думать и это очень важно, особенно в 12-13 лет, пока не выработался иммунитет к определенного рода учениям или каким-то фейкам. У нас, конечно, всегда будет какая-то гуманитарная часть, потому что это лагерь для русскоязычных европейских детей и важно, чтобы русская культура сохранялась. Мне кажется, что прошлым летом у нас не очень хорошо получилось соблюсти баланс между математикой и гуманитарными науками, а вот осенью вышло уже лучше. Всё было связано в единую линию - и мы попробуем развиваться в этом направлении и дальше.
Подробней об Умном Лагере Марабу можно прочитать у нас на
сайте или на нашей
странице на фейсбуке