О детях и вокруг

Jan 13, 2012 11:04

Дал интервью Лехе Андрееву про воспитание детей. Давал перед Новым Годом, больной и в цейтноте - сейчас перечитал и мне больше всего понравился финал, потому что Леха задал совершенно неожиданный вопрос:

- Ну и напоследок - про национальное воспитание. У тебя есть "Букник", это про еврейскую культуру. Понятно, что татарские или грузинские семьи тоже могут вырастить детей в своих национальных традициях. Но куда податься русскому человеку за подобным образованием? Из того, что я вижу вокруг - это безликое "общее образование" в школе, плюс принцип "с миру по нитке" во всем остальном: китайские игрушки, сказки скандинавских писателей, английские завтраки, японские единоборства и так далее. Нет, можно конечно пойти святой водицы тяпнуть под крестом среди матрешек, и ребенка тому же научить - но не тянет. Склепом пахнет. Что я делаю не так, доктор?
- На самом деле я не верю ни в какое "национальное образование". Мои дети, конечно, знают, что они - евреи, но они также знают, что они - даргинцы, немцы и голландцы (по маме). И русские по нам обоим. Я не транслирую детям "еврейскую культуру" - я транслирую им свои ценности. Часть из них могут быть сочтены "еврейскими", но я никогда их для себя так не определял. Ты, я думаю, тоже транслируешь какие-то свои ценности детям, в этом у нас нет разницы.
При воспитании национальное, по-моему, имеет смысл, когда ты, благодаря апелляции к истории народа, создаешь своему ребенку дополнительный ресурс. "Мы, евреи, всегда умели выживать в тяжелых условиях" или "мы, евреи, всегда ценили образование". Но ведь точно также можно говорить "мы, русские, всегда чувствовали себя гражданами мира" или "мы, русские, всегда умели собраться в решительный момент".
При этом, слава Богу, все нации столь разнообразны внутри себя, что каждый родитель может выбрать из бесконечного перечня национальных черт те, которые ему ближе: можно сказать "мы, русские, всегда прежде всего развивали свою культуру!", а можно "мы, русские, всегда были открыты другим культурам". И то, и другое в равной степени правда (и в равной степени не совсем правда, и даже совсем неправда) - любое "мы, такие-то, всегда..." это чистое мифотворчество. Нужно осознавать его как мифотворчество и использовать так, как надо использовать мифы - чтобы на них можно было опереться в трудную минуту. И, да, детям тоже надо объяснять, что это, конечно, мифы, а не реальная история.
Тут, я уверен, важна методология работы с национальными корнями - а какие это корни, не так уж важно.
Previous post Next post
Up