Что-то случилось с Георгием Дмитриевичем Гачевым в воскресенье 23 марта 2008 года - вышел из дома в Переделкино погулять, погиб на дороге (сбит то ли машиной, то ли поездом). Его дочери Анастасии я пока не дозвонился, подробностей не знаю. Подружился с ним в 1964 году на Моховой в Коммунистической аудитории МГУ на собраниях нашего УММ (Университет Молодого Марксиста). Последний раз видел его четыре месяца назад на семинаре «Русская философия (традиция и современность)» в Доме-библиотеке Алексея Федоровича Лосева на Старом Арбате. Он делился не столько творческими, сколько издательскими планами и просил помочь с грантами на издание нескольких книг по национальным образам мира народов Европы - французов, англичан, испанцев и других. Я было горячо взялся, однако из-за сверхцейтнота не смог даже сходить в посольство Франции и в Дом Сервантеса. Зато с огромным удовлетворением прочел его книгу «Осень с Кантом», ибо нашел в ней ряд созвучий со своей работой «Постигая Хайдеггера», где, в частности, плотно истолкован хайдеггеровский трактат «Кант и проблема метафизики». Жалко, что он не освоил ЖЖ и вообще не пользовался Интернетом и электронной почтой.
1 мая ему бы исполнилось 79 лет. Он родился в Москве в семье болгарского коммуниста-эмигранта Дмитрия Гачева и музыковеда Мирры Брук. При знакомстве он представился мне - «жидоболгарин». Я считаю его ярчайшим гением современной русской культуры, и его многочисленные изданные и ещё неизданные работы предстоит штудировать нашим последователям. И сам я намерен их доосмысливать и использовать в своих текстах.
О себе он пишет 29 ноября 1993 года в
Заветном списке:
«Родился в Москве в 1929 году. Сын политэмигранта из Болгарии Гачева Дмитрия Ивановича, эстетика и литератора-западника (1902 -1954 г.; с 1938 г. на Колыме, откуда прислал мне список мировой литературы, по которому я ее изучал с 1944 года) и музыковеда Мирры Семеновны Брук (род. в 1904). Окончил в 1952 г. филологический факультет МГУ по отделениям романо-германской и славянской филологии.
В 1952 -54 г.г. - учитель средней школы в Брянске. С 1954 - в системе Академии наук СССР и РАН. 1954 -72 г.г. в Институте мировой литературы, 1972 -85 - в институте славяноведения и балканистики. В 1962-63 г.г. - эпизод "хождения в народ": бросил АН и полтора года работал матросом на Черном море. Дважды женат. Трое детей. Доктор филологических наук с 1983, член Союза писателей с 1965 .
Начал как литературовед: выработал теорию ускоренного развития литературы, что есть как бы теория относительности в применении к гуманитарной культуре. См. в книгах: "Ускоренное развитие литературы (На материале болгарской литературы первой половины - XIX века) М.: Наука, 1964; 2-е изд. "Неминуемое". М.: Художественная литература, 1989; а также "Чингиз Айтматов" (в свете мировой культуры). Фрунзе: Адабият, 1989. Затем - книги по теории литературы и эстетике: "Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр". М., Просвещение, 1968; "Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа" Часть 1. М.: Искусство, 1972; "Образ в русской художественной культуре". М.: Искусство, 1981; "Творчество, жизнь, искусство". М.: Детская литература. 1980.
Затем стал строить мост (рыть туннель?) между гуманитарной культурой и естествознанием. См. книги: "Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке", М.: Педагогика, 1991 и "Наука и национальные культуры. Гуманитарный комментарий к естествознанию". Изд-во Ростовского ун-та, 1992. Но основной труд - серия "Национальные образы мира" - 16 томов рукописей за 30 лет работы. См. книги: "Национальные образы мира", М.: Советский писатель, 1988; "Русская Дума. Портреты русских мыслителей". М.: Новости, 1981; "Образы Индии. Опыт экзистенциональной культурологии". М.: Наука, 1993.
Мышление, которым работает Гачев, - не Отвлеченное, а Привлеченное: все трактаты - внутри дневника жизни и мысли, теоретические построения отрефлексированы - как сублимация загвоздок личной жизни и в ситуациях поведения. Потому культурологию свою Гачев именует "экзистенциальной" См. "Жизне-мысли" (М.: "Правда", М., 1989).
"Золотой список" исповедально-завещательный из 30 книг. Располагаю в последовательности влияния в ходе жизни.
1. Сказки Братьев Гримм.
2. Сказки Тысяча и одной ночи
3. Сетон -Томпсон. "Рассказы о животных".
4. Вальтер Скотт. "Айвенго".
5. Дюма. "Три мушкетера".
6. Гюго. "Отверженные".
7. Стендаль. "Пармская обитель".
8. Толстой. "Война и мир".
9. Державин. Оды.
10. Пушкин. "Евгений Онегин".
11. Лермонтов. "Герой нашего времени".
12. Гоголь. "Ревизор".
13. Гончаров. "Обломов".
14. Гомер. "Одиссея".
15. Софокл. "Царь Эдип".
16. Шекспир. "Король Лир", "Гамлет".
17. Гете. "Фауст".
18. Достоевский. "Идиот".
19. Библия: "Бытие", "Екклезиаст", "Евангелия".
20. Фурье. "Теория четырех движений и всеобщих судеб".
21. Гегель. "Феноменология Духа".
22. Платон. "Апология Сократа", "Пир", " Федр", "Федон", "Тимей".
23. Бахтин. "Франсуа Рабле".
24. Тютчев. Поэзия.
25. "Бхагавадгита".
26. "Дао-дэ-цзин".
27. Монтескье. "О духе законов".
28. Декарт. "Рассуждение о методе".
29. Н.Федоров. "Философия общего дела".
30. Светлана Семенова. "Тайны Царствия Небесного"
Далее цитирую Леонида Латынина из деловой Интернет-газеты «Взгляд»
Памяти Георгия Гачева (24 марта 2008 года):
«В Переделкине на 79-м году жизни погиб замечательный русский мыслитель Георгий Гачев. Ненадолго вышел из дома. В старой пишущей машинке остался заправленный лист.
В духовной истории России ХХ века много значат имена наших современников - Солженицына, Аверинцева, Мамардашвили, Гаспарова, Топорова. У Гачева - дервиша русской философии - особое место.
Он выдвинул множество идей и написал множество работ: тут и «Портреты русских мыслителей», и « Русский эрос», и «гуманитарные комментарии» к естествознанию, к физике и химии, и многотомные «Национальные образы мира», где всякая национальная целостность понимается как «космо-психо-логос», то есть как единство местной «природины», характера народа и склада мышления, где описание ведется на «метаязыке четырех стихий» (Земля, Вода, Воздух, Огонь), охватывая и материальную культуру, и духовную символику.
Но главное его открытие - жанр «жизнемыслей», философского дневника, в котором смело соединяется научная рефлексия с шокирующей исповедальностью - и это его изобретение не поддается литературному тиражированию.
Дело в том, что образ жизни своеобразного философа идентичен образу его текстов.
Наивен, простодушен, всеведущ, свободен, бескорыстен, духовен, экзистенциален, избыточно жаден к слову, мысли, со-бытию, к истории, времени, пространству и Богу, к любви, семье (жена - известный философ Светлана Семенова, дочери: Анастасия Гачева - литературовед, Лариса Гачева - художник, иконописец).
Сама его жизнь и происхождение - метафора русской души.
«Отец - болгарин из Фракии, мать - еврейка. (Болгария + Иудея) = Эллада выходит. Так что натурально себя платоником, даже досократиком чую и на языке четырех стихий всё выражаю», - писал Гачев, добавляя, что родился-то он в России, и родной язык его - русский.
Как русская земля полторы тысячи лет на своих свободных неогосударствленных просторах собрала все веры, языки и крови, так и Георгий Гачев есть сосуд, вместивший в себя и смешавший эти веры, языки и крови в равноправии, любви и духовном движении.
Среди множества метафор Гачева есть рассуждение о вертикали Земля - Небо, проходящей транзитом «через сердце - «я» творческого сосуда». Эта метафора вызвала к жизни строки в стихотворении, посвященном Георгию Гачеву, написанном четверть века назад:
Сруби меня - и в небе будет яма
С корнями, не убитыми в глуби.
Проносясь равнодушно мимо великого человека, стоявшего на краю железной дороги, железная машина срубила его жизнь, но корни его мысли и души навсегда остались в небе русской духовной истории».
Он окончил филологический факультет МГУ (1952) и аспирантуру Института мировой литературы (1957). С 1957 работает в системе Академии наук СССР (РАН): в Институте мировой литературы (1957-1972), Институте истории естествознания и техники (1972-1985); с 1985 - ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики. Докторская диссертация - "Развитие художественного образа в литературе" (1983). Разрабатываемые проблемы и темы: стадии, типы и формы сознания (художественного и научного) - исторические, национальные, индивидуальные. В трудах Гачева выдвигаются идеи ускоренного развития культуры, национальных образов мира, гуманитарного комментария к естествознанию, экзистенциальной культурологии и привлеченного мышления.
Согласно развиваемой Гачевым концепции, ускоренное развитие культуры в странах Восточной Европы XIX века (Болгария) и Азии XX века (творчества Чингиза Айтматова) в стяженном виде воспроизводит стадии мирового духовного развития.
Главный труд Гачева - многотомная серия "Национальные образы мира". Всякая национальная целостность понимается как Космо-Психо-Логос, т. е. как единство местной "природины", характера народа и склада мышления. Описание ведется на "метаязыке 4-х стихий" ("земля", "вода", "воздух", "огонь"), охватывая и материальную культуру, и духовную символику (образность в искусстве, язык науки, метафоры в терминах философии). Задавшись вопросом "Как сказывается национальная ментальность в "точных" науках?", Гачев стремится "построить мост" между естествознанием и гуманитарной культурой в стремлении к целостной картине мира.
При этом, считает он, сохраняется целостность как в стиле мышления (в нем - синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), так и в личности: автор в рефлексии обнаруживает, что его теоретические построения сублимируют ситуации его личной жизни, так что свое мышление он называет "ПРИвлеченным", а культурологию - экзистенциальной; его трактаты - внутри дневника "жизнемыслей".
Основные его произведения:
Национальные картины мира // Народы Азии и Африки, Москва, 1967, № 1;
Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - Москва, 1968;
Творчество, жизнь, искусство. - Москва, 1980;
Образ в русской художественной культуре. - Москва, 1981;
Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина мира. - Москва, 1987;
Национальные образы мира. - Москва, 1988;
Жизне-мысли. - Москва, 1989;
Русский Эрос // Опыты. - Москва, 1990;
Русская Дума: Портреты русских мыслителей. - Москва, 1991;
Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. - Москва, 1991;
Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию. - Ростов-на-Дону, 1992;
Логика вещей и Человек: Прение о правде и лжи в "На дне" М.Горького. - Москва, 1992;
Образы Индии: Опыт экзистенциальной культурологии. - Москва, 1993;
Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии, Москва, 1994, № 12;
Русский Эрос. - Москва, 1994;
Жизнь с Мыслью (Испо-весть). - Москва, 1995;
Космо-Психо-Логос. - Москва, 1995;
Америка в сравнении с Россией и Славянством. - Москва, 1997;
Национальные образы мира: Курс лекций. - Москва, 1998;
Воображение и мышление. - Москва, 1999;
Музыка и световая цивилизация. - Москва, 1999;
Национальные образы мира: Евразия космос кочевника, земледельца и горца. - Москва, 1999;
Вещают вещи, мыслят образы. - Москва, 2000;
Осень с Кантом: Образность в «Критике чистого разума» - Москва, 2004.
В одном из эссе Гачев сформулировал, как должна звучать его эпитафия: «Упуская время, жил счастливо».