Спасение Дьявола и Круг Времени

Dec 22, 2014 14:12

В заметке «Апокатастасис - разъяснение и преодоление спора о «спасении всех»» (20 декабря 2014 года) рассмотрел проблему «воскресения всех» в рамках матрицы «круг времени» и показал, что в рамках привычной для христианского богословия матрицы «стрела времени» невозможно «спасение всех» (апокатастасис), и я сослался на добротную статью в «Православной энциклопедии» проректора Московской Православной Духовной Академии заведующего кафедрой богословия Михаила Степановича Иванова. Однако статью-обзор этот я воспроизвел в своём Дневнике целиком без комментариев, поскольку заслуженный профессор добросовестно и почти исчерпывающе раскрыл тему. Между тем не на ровном же месте возникла концепция апокатастасиса.

Сам профессор указывает - «Идея апокатастатиса зародилась в античном сознании в связи с пониманием времени и истории. Для этого сознания не существовало линейного потока времени, который бы двигался по направлению к вечности. Временна́я перспектива для него всегда была ограничена и замыкалась в круге как символе полноты бытия. Причем эта полнота существовала изначально, а не осуществлена во времени в результате исторического процесса. Она выражала собой идеальный мир, являвшийся первообразом мира эмпирического. Постоянное обращение к этому первообразу в античные времена всегда было связано с идеей «вечного возвращения», или «вечного повторения»; согласно этой идее, время не начинается и не кончается. Оно проявляется в постоянно повторяющихся замкнутых циклах эмпирического мира; в этих циклах мир совершает некое круговое движение; сами же циклы в точности повторяют друг друга. «Это повторение происходит именно в космическом объеме и размахе, «возвращается» весь мир, стоики так и говорили - о «восстановлении всяческих», ἀποκατάστασις τῶν πάντων... Однако никакого движения вперед все-таки нет,- все возвращается «в том же образе» (ἐν ᾧ ἔσμεν σχῆμα). Получается, действительно, некое жуткое космическое perpetuum mobile...» (Флоровский Г., протоиерей. О воскресении мертвых // Переселение душ: Сборник статей. Париж, 1935, стр. 161). Человек в этом «вечном двигателе» становится лишь «винтиком», оказавшимся «во власти космических ритмов и «звездного течения» (что греки именно и называли «судьбою», ἡ εἱμαρμένη)» (Там же). Апокатастасис, таким образом, в эпоху античности понимался как периодическое возвращение мира и человека в их первоначальное состояние».

На самом деле, как я обосновываю в преамбуле своей заметки, в Круге Времени нет никакого «возвращения» или «повторения» и тем более «круговорота», а есть абсолютная тождественность «циклов», А ≡ А, есть один «цикл», единственный и единый. Наоборот, невыносимо «райское бессмертие», если принять «спасение» в бесконечности «стрелы времени», и спасает от этой невыносимости вечности только саможертвенная смерть, когда космическое жуткое «бессмертие» попирается смертью, и человек не как «винтик», а как всеохватывающий субъект, свершает высший рукотворный акт Богосаможертвоприношения, которым оправдываются-попираются присущие сущему смерть, террор, война, насилие и сопрягается Точка Омега Конца с Точкой Альфа Начала. Именно человек - Сын Человеческий, а не какой-то дядька бородатый на облаке, попирает смертью смерть и в конце времён при «втором пришествии» предстаёт Сплотом Правоверных или Воинством Небесным, оборачивающимся «после» сопряжения конца с началом и «нового творения» как Элохим /Аллах/, буквально «сплот высших могуществ».

Ранее в заметке «ЧЕРЕЗ» и/или «И» (5 декабря 2014 года) показал, как в матрице «круга времени» преодолевается «спор о Filioque» - если православные богословы, следуя матрице «стрелы времени», считают «Дух Святой от Отца ЧЕРЕЗ Сына», то католические, тоже ссылаясь на Священное Писание, приняли формулу «Дух Святой от Отца И Сына» (Filioque). Я показал, что кажущиеся противоречия Священного Писания устраняются в матрице «круга времени», которая наличествует в Библии, как заметил ещё протестантский библеист Герман Гункель в монографии «Творение и Хаос в Начале и Конце: Религиозно-историческое исследование о Бытие 1 и Апокалипсис Иоанна 12» (Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit: eine religionsgeschichtliche Untersuchung über Gen 1 und Ap Joh 12. Göttingen, 1895). Будучи студентом МГУ, мне посчастливилось ознакомиться с этой книгой (в конце 1950-х годов в Ленинке), а я тогда как раз находился под впечатлением учения о Вечном Возвращении Фридриха Ницше и потому спроецировал матрицу «круга времени» на события Священной Истории. Если Сын в акте Богосаможертвоприношения возносится на престол Отца, он становится Отцом-Творцом, и потому Дух Святой не просто «через» Сына, как выглядит в проекции «круга» на «стрелу», но «от Отца и Сына».

В таком случае пророчества-откровения святого Иоанна Богослова - «считывание» Архипрограммы бытия сущего не только касающиеся событий «перед Концом», но и событий «после Начала». И Дьявол - не самостоятельный источник бытия, а начало отрицания-сомненья-розни в бытии. Он - неустраним, и потому воскрешается (как бы «спасается») вместе со всеми грешниками после «се, творю все новое», но временно устраняется из преходящего небесного райского «тысячелетнего царства» (от Начала до создания человека и его Грехопадения). В Главе 20 Откровения чётко сказано Иоанном - «1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденныи на малое время». Это «малое время» человеческой истории от Точки И Грехопадения с ускорением приближается к Точке Омега Конца.

В полноте всеохватывающего бытия невозможно творение нового. Новое на самом деле - это исходное «старое», очищенное от корост обрядоверий. Раз нет повтора бытийного «цикла» - нет ничего бытийного «нового» в нём. Да, «прежнее» проходит, и вроде бы «се, творю все новое» (Откровение 21:5), и «смерти не будет уже», но вся эта «новь» касается обновленного-переформатированного того же самого сущего («жесткого диска» бытия сущего) - «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (21:1). В бездну заключается своеволие дьявола, но не навсегда, а лишь на райские «тысячу лет», и когда наступает бутстреп создания человека-субъекта, то ангелы-воины Царствия Небесного беспокоятся о пришествии зла в мир. Священный Коран так гласит об этом бутстрепе (Сура 2 Аль-Бакара /Корова/, Аят 30, перевел-истолковал Шамиль Аляутдинов) - «И сказал Господь ангелам: «Воистину, Я сделаю на Земле наместника [преемника, человека, Адама, от которого пойдет род человеческий]». Ангелы воскликнули [в недоумении, имея некоторые сведения из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди]: «[Господь, позволь молвить] Ты хочешь поселить там тех, кто начнет портить (разлагать, развращать, сеять раздор) и проливать кровь?! Мы же возвеличиваем Тебя с благодарностью и связываем с Тобою лишь святость. [Если есть мы, ангелы, покорные Тебе и безгрешные по природе своей, зачем нужен этот грешный человек?!]» Он [Всевышний Творец всего сущего] ответил: «Я знаю то, чего не знаете вы»». «И сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму! [Отдайте ему дань уважения как новому, доселе не существовавшему творению Господа Бога]». Поклонились все, кроме [джинна] Иблиса (Сатаны), он воспротивился, отказался [имея свободу выбора, в отличие от ангелов], посчитал себя важным, возгордился и стал одним из безбожников [отвергнувших дары Всевышнего и проявивших непокорность Ему]» (34). И Иблис был низвергнут на Землю искушать Адама.

Считываемая ангелами, пророками, мудрецами Архипрограмма бытия сущего доступна им частично, а полностью доступна лишь Создателю и Уничтожителю миров в высшем акте, запускающем её с предпрограммированными ее бутстрепами, в том числе с устранением-блокированием вселённой в Иблиса гордыни (Дьявола) на «тысячу лет» (Иблис - в Сплоте Правоверных).

Так что Дьявол со всеми соблазненными им душами отключаются на «большое время» рая, но воскрешаются на «малое время» истории. Отсюда концепция апокатастасиса, разделяемая рядом древних и нынешних богословов. «Одним из первых отдельные положения этого учения, - пишет профессор Михаил Иванов, - выразил Климент Александрийский. При определении вечной участи людей он делал различие между теми, кто был верен Богу в течение всей земной жизни, и теми, кто такой верности не проявил, хотя и жил в лоне Церкви. «Очистительные страдания... прекратятся» для тех и других (Strom. VI 14). Однако вторые окажутся «достойными вселения в обитель лишь низшей славы» и будут испытывать страдания от того, «что не могут участвовать в блеске своих собратьев, которых за праведность их жизни Бог возвеличил высшею славою» (Ibidem). Климент Александрийский ничего не говорит о возможности избавления их от этих страданий, но, принимая во внимание, что он признавал возможным покаяние даже диавола (Ibid. I 17), можно предположить, что он допускал прекращение в будущем страданий пребывающих «в обители низшей славы». Свое продолжение учение об апокатастасисе получило у ученика Климента Александрийского Оригена. Последний усматривает 3 основные причины, по которым мучения грешников не будут вечными. 1-я заключается в том, что зло не субстанциально и как таковое несет в себе начало саморазложения и самоуничтожения. Поэтому со временем оно погибнет. То же, что создано Богом, создано «для бытия и пребывания», и оно «не погибает» (De princip. III 6. 5). Объясняя слова «будет Бог все во всем» (1 Кор 15. 28), Ориген пишет: «Тогда уже не будет различия добра и зла, потому что зла не будет вовсе: Бог будет составлять все, а при Нем уже не может существовать зло...» (De princip. III 6. 3). 2-я причина связана с представлениями Оригена о судьбе мира в его эсхатологической перспективе. Он верил, что мир движется к «всеобщему восстановлению» (ἀποκατάστασις τῶν πάντων). Но это восстановление есть возвращение мира в первобытное состояние. «Конец, приведенный к начальному состоянию, и исход вещей, уравненный с началами их, восстановят то состояние, какое разумная природа имела тогда, когда еще не хотела есть от дерева познания добра и зла. Тогда, после уничтожения всякого греховного чувства и после совершенного и полного очищения этой природы, один только Бог, единый, благой, будет составлять для нее все; и Он будет составлять все не в некоторых только немногих или не в очень многих, но - во всех существах» (De princip. III 6. 3). 3-ю причину прекращения мучений Ориген усматривает в искупительном подвиге Иисуса Христа. Подвиг этот и сила Креста Христова настолько значительны, что, по мысли Оригена, оказывают свое воздействие не только на людей, но и на окружающий мир и даже на злых демонов. Крестной силе не может противостоять никакая злая воля, как бы упорна она ни была (In Ep. ad Rom. V 10)».

Увы, матрица «стрела времени» подталкивает к ереси «всеобщего воскресения-спасения» всех людей, включая негодяев, и вместо «сто сорок четыре тысячи» реально спасенных и взятых на небо сплотников (Откровение 7:4), предлагается чуть ли не пренебречь актом Страшного Суда и помиловать-простить и воскресить для жизни в раю все миллиарды людей, живших и живущих на Земле. Подобным образом часто истолковывается учение «русского космиста» Николая Фёдоровича Фёдорова и его последователей, а также идеал коммунизма «освобождения всех». Владимир Ильич Ленин отверг эту утопию всеобщего хилиастического счастья («тысячелетнего царства» на земле /а не на небе, как в Писании/), но нынешние отечественные «фёдорианцы» продолжают придерживаться концепции апокатастасиса. О моих спорах с ними - в следующий раз.
Previous post Next post
Up