Что есть вера

Nov 13, 2014 12:18

Вера не есть ни врожденный (животный) инстинкт, ни внушенный (условный) рефлекс, хотя именно внушенный рефлекс в виде того или иного обрядоверия или суеверия или идолопоклонства обычно называют "верой", а подвергшегося рефлексованию-зомбированию-программированию называют "верующим". Если бабулька "верит" в некоего всемогущего бородатого дядьку на облаке, в чудотворную икону или священного истукана, и если даже она истово ходит в храм, молится там усердно и искренне и исполняет те или иные обряды и мантры, предписываемые той или иной соответствующей религиозной конфессией или идеологическим "измом", - то хотя она сама и окружающие считают её "верующей", на самом деле она предается обману-самообману. Такие "верующие" обрядоверцы и суеверцы на самом деле лжеверцы и не просто далеки от спасения, а обречены на погибель, как и не взыскующие высшего смысла-долга своего существования и даже не вопрошающие о нем ("неверные"). "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою" (Апокалипсис 21:8).

Дело в том, что "правильная" или "правая" вера сопряжена не с внушенным извне дрессур-рефлексом (дрессировкой), а с прорывающейся изнутри вспышкой-рефлексией (самосознанием). Осознать себя, свою самость-собственность можно лишь выскочив-извергнувшись из себя, и этот "отскок-отверг" особствления (в терминологии Хайдеггера - Ereignis) предполагает нечто такое, что лежит "под" первоимпульсом "отскока-отверга" и предстает первоистоком воли к самоосознанию. Это под-лежащее нечто как самоизвергающаяся-самобутстрепирующаяся "твердь" есть праоснова уверенности в собственной самотождественности (Urgrund в терминологии Майстера Экхарта) и называется в философии субьектом, а в богословии Духом Святым.

Субьект или Дух Святой ни от чего и ни от кого не зависит, он самодвижок-перводвигатель, он запускается самопроизвольно, он характеризуется "свободой воли", он свободен. "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Евангелие от Иоанна 3:8).

Субьект или Дух Святой - "твердь веры", но вера здесь выступает не внушенным извне рефлексом-бессознанкой того или иного "обрядоверия" или "суеверия" или "изма", а порождаемой изнутри рефлексией-осознанием самого себя и окружающего мира, рационально-критической установкой.

Противостоящая сонму внушенных-запрограммированных или искаженных-извращенных лжеверований, эта рационально-критическая Правая Вера (=Наука) - основа основ не только мышления, но и существования. Cogito ergo sum (мыслю следовательно существую) - отчеканил основоположник философии субьектного Нового Времени (Модерна) Рене Декарт. Таково кредо Правой Веры.
Previous post Next post
Up