Эксплуатация как предпосылка и форма существования мира и общества

Oct 01, 2014 23:59

Без разницы потенциалов не течет ток, без оппозиции не увидеть позиции, без борьбы противоположностей нет единства. Такова азбука мысли с незапамятных времён - «женское» инь везде и во всём сплетено с «мужским» ян. Причем всё действительное страдательно, наслаждение вывёртывается в боль, и наоборот - садомазохизм! Это в сути сущего, так устроен мир и человек, в каждом сущем примерно половина «женская» и половина «мужская», и обычно разница выражена физиологически-соматически, хотя часто оба противоположные начала взаимодействуют в одном теле, порождая трансвестизм, гомосексуализм и массу других патологий. «Женское» умоляет «возьми меня, эксплуатируй по полной, пользуйся как хочешь!», а «мужское» требует «дай мне!». Разумеется, в каждом случае масса оттенков.

Вёл многочасовые разговоры с историком и палеопсихологом профессором Борисом Фёдоровичем Поршневым об открытой Николаем Введенским лабильности психики, тренд которой задаётся доминантой Александра Ухтомского, то есть очагом повышенной возбудимости центров на фоне торможения прочей центральной нервной системы. Эта доминанта - источник суггестии (внушения) как неявно от коллектива, так и явно от лидера. Доминирующая особь «эксплуатирует-берёт» остальных и определяет иерархию. В экспериментах с грызунами («мышиный рай» Джона Калхуна и «иерархия крыс» Дидье Дезора) это установлено сверхнаглядно, а поведение людей по сути не отличается от поведения крыс и других живых существ, ведь мы все произошли от одной клетки. Однако благодаря прорыву субъектности в человеке возникла мошная контрсуггестия, высекшая искру сознания (как и поведано в Ригведе, в Библии и в Священном Коране). Гегелевская диалектика "господина" и "раба" - проявление борьбы контрсуггестии с суггестией на уровне перехода от феодальных порядков к буржуазным, но легко проецируется и на более ранние стадии человеческой истории.

Необходимая для существования и воспроизводства коллектива суггестия - это-понуждение особи со стороны коллектива или доминирующей особи. Разве Авраам не "эксплуатирует-использует" своего любимого первенца, намереваясь принести его в жертву высшему началу, дабы взамен получить благо? Разве ребёнок не понуждается коллективом взрослых к взрослению-социализации? Разве женщина не отдаётся мужчине добровольно, чтобы тот взял-эксплуатнул её как жертву ей на радость?

Так что эксплуатация не обязательно нечто "плохое". Как часто, поддаваясь мощной суггестии и соответственно сверхэксплуатации со стороны доминирующей особи, люди обретают счастье. В самых авторитарно-патерналистских обществах, хотя они обычно и самые нищие, выше доля счастливых, чем в богатых "демократических" странах. Диктатор представляется подобием Бога, а ведь Иисусом Христом сказано - "Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, а бремя Мое легко" (Евангелие от Матфея 11:28-30).

Этимологически термин "эксплуатация" восходит к ex- «из-, от-» и праиндоевропейскому *plek- «плести, скручивать». Негативный оттенок это слово получило в эпоху примитивно-механистических просвещенческих представлений о человеке. В лозунге "свобода-равенство-братство" доминировало "равенство". Мол, любая кухарка может управлять государством, а нравственный императив выражен кантовским «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Вплоть до наших дней мир живёт этой максимой, конкретизированной во Всеобщей Декларации ООН (1948) прав человека и извращённой то абсурдов толерастости. Однако историческая практика не стала критерием истинности этой максимы.

Открытия психоанализа и практики тоталитаризма подвигли фрейдомарксистов Франкфуртской школы переосмыслить буржуазно-демократический эгалитаризм, и в 1947 году появилась книга Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно "Диалектика Просвещения. Философские фрагменты". Изучен феномен "бегства от свободы" - ведь многие люди, у которых слабо проявляется контрсуггестно-волевое начало, предпочитают отдаться "господину", пусть даже недоброму. Этот феномен отражен в русской поговорке "бей бабу молотом - баба будет золотом", в стихе Николая Некрасова "Люди холопского звания - сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание - тем им милей господа". Короче, немногочисленные субъектники-пассинарии являются господами, созданные по образу и подобию Господа Бога, а подавляющее большинство людей имеют слабую волю и не способны противостоять суггестии, являются добровольными рабами и счастливы в своём рабстве. Это неустранимо.

Борьбу с эксплуатацией человека человеком надо вести, как учителя ведут борьбу с нежеланием ученика учиться, но отнюдь не все ученики достигают освобождения от незнания, хотя надо стремиться к максимизации успеха обучения, зажечь побольше учеников стремлением к обретению субъектности. Пусть это принципиально невозможно, но форсированное взращивание субъектности в обществе, - святое дело. Но строить иллюзий не надо - подавляющее большинство людей предпочитают эксплуатацию со стороны господина, общины, государства, чем волевой напряг предприимчивости. Если поместить популяцию в условия, когда "каждому по потребности, от каждого по способности", как в опыте с "мышиным коммунизмом" Джона Калхуна, то деградация и вымирание воспоследуют через пять-шесть поколений, а если популяцию оставить в любых вариантах естественных условий "борьбы за существование", как в экспериментах Дидье Дезора, то выделение доминирующих особей с их мощной суггестией и соответственно с подавлением контрсуггестии других - абсолютно неизбежно.

И Владимир Ильич Ленин в 1903 году в полемике с более поверхностно-мыслящим Георгием Валентиновичем Плехановым по поводу новой редакции Программы РСДРП критиковал тезис о полном преодолении эксплуатации человека человеком при коммунизме - ""все" угнетенное "человечество" еще не знаю, ос­вободим ли мы: напр., угнетение тех, кто слаб характером, теми, кто зело тверд харак­тером" (Полное собрание сочинений. Издание 5-е. Том 6, стр. 232).
Previous post Next post
Up