Жертвоприношение как ключевой акт существования

Sep 22, 2014 14:56

По телеканалу История крутят ддокументально-познавательный фильм о жертвоприношении в самых разных обществах http://kinomir.net/load/krov_dlja_bogov_smotret_onlajn_2010_3_serii/11-1-0-20570. Раньше редко кто задумывался о глубиннейшей сути убийства, террора, войны, а без этого ничего в мире понять нельзя. Правда, подступы к осмыслению есть у некоторых мыслителей древности и современности, однако концентрированного системного понимания никто пока не достиг. Хайдеггер кружил вокруг через экзистенциал бытие-к-смерти (Sein zum Tode) и через восприятие человека как «местоблюстителя Ничто», Фрейд сопрягал эрос и танатос, Сартр узрел в женском половом органе «дыру Ничто», Рейху открылась космическая суть саможертвенного оргазма, и т.д. Всё раскладывается по полочкам, если в истоке бытия сущего познать Богосаможертвоприношение, отблеск которого не только Голгофа, но и акт познания, сопряженный с субъект-субъекным сексуальным разрядом (см. мой ЖЖ).

Поскольку человек создан по образу и подобию высшего саможертвенного начала мира, то ему тоже свойственна тяга к убийству и самоубийству. Первосын прародителей Адама и Евы первый братоубийца Каин - «человек от Господа» (Бытие 4:1). Первобратья Каин и Авель первым делом жертвуют своей собственностью Богу, но земледелец Каин принес дар высшему «от плодов земли», а скотовод Авель «от первородных стада своего», а высшему нужна кровь - «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Бытие 4:3-4). Тогда Каин из ревности к обретению любви Бога убил Авеля, то есть принес его в жертву своей тяги к высшей участи. Господь оценил кровавое жертвоприошение высшему и взял Каина под Свою «крышу» - «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Бытие 4:15). Частица «человека от Господа» /Каина/ в каждом из нас, и она неубиваема, и лишь различные системы сдержек и противовесов способны сдержать главный инстинкт человека к убийству-жертвоприношению себе подобных, к приобщению высшему теургическому акту. Террор жертвоприношения любого невиновного скрепляет общество страхом Господним как началом социальной мудрости.

Жертвоприношения различных видов обеспечивают сплочённость обществ. Особенно эффективен террор, то есть жертвоприношение невинных, прежде всего самых любимых детей-первенцев («жертвоприношение Авраама»). Не буду обозревать-классифицировать эти виды жертвоприношений, обобщу лишь мысль профессора Артёма Кобзева о разнице в поведении оседлых земледельцев и кочевых скотоводов - «Для первых главное - пространство, для вторых - время. Центральный ритуал - похороны - в иероглифических культурах земледельцев предполагал погребение (в идеале с мумификацией), то есть максимально долгое сохранение тела усопшего в пространстве этого же мира, а в алфавитных культурах кочевников - сожжение, то есть наиболее радикальное его изъятие из пространства этого мира для перехода в идеальное время - вечность. Смысл погребального костра - в полной дематериализации и обретении принципиально иного состояния. Здесь возникала идея инобытия как лучшего мира, который не имманентен, а трансцендентен земному пространству. И отсюда произрос западный, индоевропейский идеализм, не возникший ни в Египте, ни в Китае, где в схожих иероглифических культурах с одинаковой бережностью сохраняли тела умерших и умело их мумифицировали» (Вопросы философии, Москва, 2014, № 6, стр. 158). И есть два доминирующих вида жертвоприношения людей, которые подробно освещены в фильме, - кровопускательные пытки тела с финальным вырыванием сердца или обезглавливанием и сожжение на жертвенном костре или в бронзовом «быке» или деревянном-соломенной «юрте».

В фильме показано, как замученный пытками и обреченный на мучительную смерть человек непосредственно перед казнью благодарит палачей и особенно верховного жреца-правителя за честь быть принесенным в жертву и тем самым удовлетворить высшее начало существования. Сразу вспоминаются большевистско-преданные жертвы сталинского террора, которые после перенесенных физических и моральных страданий перед дулом пистолета благодарят Сталина, как бы понимая, что их приносят в жертву ради того высшего дела, которому они служили.

Отблеск Богосаможертвоприношения - также в самоубийстве. Не буду классифицировать разновидности (как и виды войн, террора, геноцида и т.п.), напомню только о художественной интуиции Фёдора Достоевского, который в романе «Бесы» вскрыл смысл попытки Кириллова через самойбийство стать Богом - «Всякий, кто хочет главной свободы, тот должен сметь убить себя... Кто смеет убить себя, тот Бог». Саможертвоприношение Кириллова ради спасения человечества - прообраз Богосаможертвоприношения, свершающегося не только в изображенных киносредствами актах человеческих жертвоприношений, но и в многообразных религиозных обрядах типа христианской евхаристии или буддийской самоотрешенности.
Previous post Next post
Up