Занимаюсь осмыслением философии Алена Бадью

Nov 16, 2013 17:58

Надо продолжить комментирование книги «Манифест за философию» (1989) последнего из великих французских мыслителей второй половины прошлого века Алена Бадью, но прежде решил заняться самообразованием и читаю кое-что близкое по тематике. Например, «Манифест философии» бывшего ленинградца (родился там в 1969) Аркадия Неделя (Зеркало. Литературно-художественный журнал, Тель-Авив, 2011, № 37 /157/, стр. 79-97), в котором, впрочем, излагаются некоторые мысли, осмысленные в исповедуемой мной Правой Вере. Так, когда-то от меня шарахались современные российские философы, когда я говорил о высшем акте Богосаможертвоприношения и о сопряжении его не только с сексуальным актом, но и с актом познания. Ведь в отличие от правоверных, обрядоверцы жаждут халявы «Господи, помилуй мя!», а не саможертвоприношения как своего высшего долга, не понимая, что не Бог для человека, а человек для Бога. Сегодня же эта мысль становится общим местом. Как пишет Аркадий Недель:

«Мыслить поверх сознания есть высшее философское действие. Мысль, способная отмыслить все, включая сознание мыслящего, создает философию. И только она может создать вне-основанное мыслительное поле, где мышление уже не внешняя активность, направленная “на предмет”, мысль - не содержание сознания, а действие, не связанное с метафизическим ритуалом, цель которого - сохранить связь сознания с сущим. Это мы называем жертвенной природой сознания. Ее исток, среди прочего, следует искать в учении Аристотеля о сущности, однако вопрос этот исторический и здесь не рассматривается. И последнее: метафизика конвертировала сознание древнего жертвователя в онто-эпистемологические термины. Пытаясь заговорить с Богом при помощи жертвоприношения, человек стоял перед фундаментальной задачей преодоления смерти. Задачу эту сознание пыталось решать, принося в жертву саму мысль о смерти, последняя - мысль в ее первичности, мысль-импульс. Человек не смог помыслить смерть потому, что мышление о ней всегда оказывалось сущностью самой смерти» (стр. 84). И далее - «Новую теорию сознания нужно строить в индоевропейской перспективе... как теорию сознания, устраняющую существование (tattva) в качестве условия. Мысль, не мыслящая себя существующей, точнее, не зависящая от такого мышления, становится философской. Вся индоевропейская философия, то есть тексты, где ставится задача освоения сознания, достижения его чистого состояния, имеет в качестве основания мыслящего субъекта самопожертвования. Мыслящий субъект - жертвующий субъект, субъект, осознающий себя как жертвующего. Индоевропейский субъект жертвуется сущности, которую он ищет, самим своим мышлением, а его героическая смерть оказывается основным результатом его мышления» (стр. 86-87).

Аркадий Недель сейчас живёт в Париже, он наверняка читал «Манифест за философию» обитающего-бытующего там же поблизости Алена Бадью, но ни разу не ссылается на него, а само название - вызов классику. Тут я вижу отблеск соперничества между Аленом Бадью и Жаком Деррида, учеником которого считается Аркадий. Между прочим, все трое занимались проблемой оснований математики у Кантора, Гильберта и Гуссерля, но Бадью взял на вооружение неканторовскую теорию множеств Пола Коэна и соответственно «метод форсинга» и обошел всех.

В связи с этим осмысляю ход мысли, приведший Алена Бадью к выделению четырёх родовых надэмпирических (в смысле Пола Коэна) процедур философствования - матемы, поэмы, политической инновации и любви. Несть числе всяких философских четвероякостей, надо бы написать обзор со времён Пифагора, упомянуть Аристотеля и его вывод 10 категорий из грамматических форм, стоики свели эти 10 категорий к 4-ём (субстанция, качество, модальность и отношение), наконец Иммануил Кант затвердил 12 категорий по четырём группам (количество, качество, отношение, модальность), эту классификацию раскритиковал Гегель за её произвольность-случайность и попытался логически вывести свою систему категорий из самого абстрактно-отвлеченного понятия бытия, Артур Шопенгауэр осмыслил «корень закона достаточного основания» как неотделимость объекта от субъекта и субъекта от объекта и вывел из этого корня четыре закона достаточного основания («бывания»-причинности, познания, бытия и мотивации), сопряженных соответственно с четырьмя видами необходимости (физическая, логическая, математическая и моральная /т. е. психологическая/), а затем уже анализ любого психического акта с точки зрения учения Франца Брентано об интенциональости сознания привел Алексиуса Мейнонга к выделению четырёх классов предметностей (объекты, объективное, достойное /дигнитативное/ и желаемое /дезидераты/), соответствующих четырём классам переживаний - представления, мысли, чувства, желания. И есть множество классификаций психологов и социологов, в которых «четвероякость» играет ключевую роль, учитывая, какую глубокую трактовку в философии имеют 0 (Ничто) и различные числа (1 Единое, 2 Двоица, 3 Троица, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и др.).

По-моему, больше всего система Бадью рифмуется с системой Мейнонга, и я высмотрел у австрийского корифея не только предвосхищение квантовомеханической пси-функции или «абсорбционной теории» Ритца, но и метода форсинга и вообще построения неканторовских множеств, недаром Мейнонга считают одним из первопроходцев неклассической логики.

Важнейший термин философии Алена Бадью - «событие» (l'Événement). Я уже обозначил «заземление» события у Бадью по сравнению с ключевым термином философии Мартина Хайдеггера Ereignis (тоже иногда переводится как «Событие»). Но хайдеггеровский термин сопряжен с корнем eigen «собственный» и тем самым с базисным понятием «собственность», которое у Бадью вообще где-то на периферии, что странно для марксиста; термин же Хайдеггера Ereignis можно этимологически передать через слово «особствление», а термин Бадью l'Événement не могу пока уличить в перекличке с корнем «собственность». Впрочем, «событие» у Хайдеггера и Бадью субъектно. Но мне видится больше сходства термина Бадью с термином «событие» в философии Михаила Бахтина, надо подробнее вчитаться и сравнить с «событием» в философии Алена Бадью..
Previous post Next post
Up