May 08, 2012 11:17
Греки долгое время жили «не по средствам» и потому оказались у разбитого корыта. Они производили меньше, чем потребляли. Халява развращает. Это совсем несправедливо. Кто не работает, тот да не ест. Дисциплина труда - предпосылка свободы. Заработанное - для будней, подарок - для праздников. Но халявы быть не должно. Восхождение к субъектности небожительского господства - через напряжно-рабочее освоение приземленной объектности. После Грехопадения предписал Господь Бог праотцу нашему Адаму - «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19).
Сама по себе дисциплина производства и потребления не образуется, как сами по себе дети не ходят в школу и не социализируются. И бремя субъектности-самодостаточности очень тяжким кажется для обычного человека, он при первой возможности стремится убежать от свободы, необходимо «тренировать» субъектность, чтобы обеспечить её «самодвижение», как спортсмена надо упорно тренировать, чтобы он смог взять «планку» мастера. Тренировать можно по-разному - из-под палки или из заинтересованности или путём разумного сочетания принуждения и побуждения. Казалось бы, террор - универсальный и самый эффективный метод тренировки через принуждение, гарантированы энтузиазм и сплоченность, «стахановское движение» и прочие впечатляющие свершения. Плюс - террор благоприятствует социализации («начало мудрости страх Господень»), минус - террор блокирует субъектизацию, так что превращается в издевательство вывешенный над входом в концлагерь верный лозунг «Arbeit macht frei” («труд делает свободным»). Как возвысить человека и общество к субъектности, избежав террора полпотовщины? Оптимум достигнут соседом и современником кампучийского Пол Пота - «отцом сингапурской модернизации» Ли Куан Ю. Он сопряг террор с репрессией, что не блокировало субъектизацию, а стимулировало социализацию, и он подавил требования халяв, к которым были склонны полумафиозные профсоюзы. И в итоге на наших глазах произошло «сингапурское чудо». Типовые рецепты возвышения значительной доли исходно бедных сограждан к субъектности через массовую их социализацию подробно описаны в книге мудрого модернизатора «Сингапурская история: Из третьего мира в первый».
В Греции по вине левых и профсоюзов усугубилась болезнь халявщины, парализовавшая конкурентоспособность народа и государства. Недавние парламентские выборы показали, что в условиях демократии нет у греков шансов на выздоровление. Кто принудит Грецию к субъектизации? Когда-то «черные полковники» осквернили замысел «диктатуры развития и модернизации», поскольку предались шкурничеству и растоптали идеалы свободы и прав человека. Возврат к какой-либо новой диктатуре субъектизаторов вряд ли в Греции ныне возможен. Значит, продолжится деградация вплоть до выхода из еврозоны, что ещё больше ухудшит положение страны. Тупик!
В коварную ловушку халявщины попали ныне и мы, русские. В 1990-ые годы сложились идеальные социально-экономические условия для модернизационного рывка - при неплохой доставшейся от советских времён промышленно-транспортной инфраструктуре, нашим колоссальным конкурентным преимуществом являлась крайне дешевая и в то же время вполне квалифицированная рабочая сила, которую легко можно было мобилизовать на прорывные свершения.Увы, момент упущен не просто из-за «как бы вредительства» Путина, который продолжил шкурное компрадор-мародерство Ельцина, но также из-за нефтедолларового ливня, обрушившегося на Россию. Конечно, колоссальное халявное богатство досталось кучке приближенных к Путину олигархов, в потребительско-халявной РФ сейчас миллиардеров почти столько же, сколько в нешкурно-производительной КНР, однако брызги нечаянной роскоши попали и в кошельки достаточно многих россиянцев - и холуяжной многочисленной обслуге-челяди, и многим простым городским работягам. Стоимость местной рабочей силы стремительно возросла, сейчас русские в массе живут совсем не по средствам, как и избалованные еврокредитами греки, и приходится завозить гастарбайтеров с юга, чтобы заполнить ими миллионы рабочих мест, на которых не хотят работать развращенные халявой жители российских мегаполисов.
Естественно, жизнь не по средствам чревата хроникой, знаем по плебсу Древнего Рима с его требованием «хлеба и зрелищ». Увещевания «давайте трудиться в поте лица своего» не сработают - моральная мотивация нереальна. Даже к реформе обанкротившейся пенсионной системы боятся подступиться. Путин же как временщик, принципиально устанавливающий в РФ строй неоопричной-неофеодальной демодернизации, целеустремленно продолжает погибельную политику развращающего социального подкупа отдельных групп населения, прежде всего судей, чиновников и силовиков. Кто-то жирует, как черви в разлагающемся трупе, а большинство довольствуются созданным хосписом и потихоньку вымирают. Даже если Путин вдруг сгинет, на его место, как и в нынешней Греции и отчасти в соседней Украине, вероятнее всего придут те или иные популистские неадекваты, не особо задумывающиеся о модернизации страны и о её достойном месте в современном остроконкурентном глобализирующемся мире. А современному русскому модернизатору, если таковой вдруг проклюнется, предстоит в первую очередь обуздывать шкурность халявщины, что невозможно сделать без самоорганизации авангарда-рассадника современной нации - низовой субъектности.