Опыт Сингапура не для путинской РФ

Sep 26, 2010 14:59

Ещё недавно меня клеймили за пропаганду рецептов «сингапурского чуда», а ныне началось паломничество из РФ в Сингапур как в «лабораторию модернизации». Впрочем, учиться у Сингапура едут со всего мира, только кому-то эти поездки на пользу, а кому-то - «деловой туризм», потому что сингапурский опыт ну никак не может быть использован у себя дома. Россия пока остётся невосприимчивой к модернизации из-за отсутствия политической воли к ней, хотя пиар-слов и имитаций - сколько угодно, об этом много говорилось вчера на Учредительной конференции Общероссийского общественного движения за ускоренную модернизацию страны «Россия, вперёд!». А сегодня в Сингапуре начинает работу Российско-сингапурский деловой форум, о котором Ольга Алексеева пишет в статье "Россия и Сингапур пригодятся друг другу":

"Российско-сингапурский деловой форум начинает работу в Сингапуре в воскресенье. Главной темой форума станет обсуждение новых двигателей роста мировой экономики - Китая, Индии и России - и потенциала развивающихся рынков Азии - Вьетнама, Индонезии и Тайваня.

Проведение делового форума в Юго-Восточной Азии (ЮВА) стало традицией - в Сингапур отечественные бизнесмены ездят с 2006 года. Выбор именно этой страны неслучаен - в прошлом году Республика Сингапур была крупнейшим торговым партнером России среди стран АСЕАН: товарооборот между странами составлял чуть более $2 млрд (на 22% выше, чем в 2008 году). Кроме того, Сингапур - это региональный центр реэкспорта и транзитной торговли.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АСЕАН объединяет все страны ЮВА (не считая Восточный Тимор, который получил независимость лишь в 2002 г.), в неё входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

«Сингапур может стать хорошей площадкой для диалога и налаживания бизнес-контактов России со странами региона ЮВА», - считает исполнительный директор организационного совета Российско-сингапурского делового форума Майкл Тэй. Он рассказал «Газете.Ru», что одной из главных тем на форуме могут стать поставки из России энергоресурсов: традиционное богатство России может очень пригодиться Сингапуру, у которого нефть и газ отсутствуют. Кстати, еще в ноябре прошлого года глава государственной нефтегазовой компании Сингапура Keppel Чао Бэнг Чу заявлял, что в перспективе «Газпром» может стать эксклюзивным поставщиком в Сингапур сжиженного природного газа (СПГ).

«В будущем «Газпром» начнет поставки энергоносителей для Сингапура, и мы постараемся обеспечить ему эксклюзивные права, когда закончится наше сотрудничество с British Gas», - говорил топ-менеджер.

Ранее министр торговли и промышленности Сингапура Лим Кианг сообщил Герману Грефу, в то время министру экономического развития, что его страна надеется диверсифицировать импорт СПГ и рассчитывает, что Россия станет одним из его поставщиков. «Стоит ожидать увеличения поставок нефти в Сингапур, связанного с вводом в действие нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» и увеличением экспорта нефти в ЮВА, а также началом поставок СПГ (проект «Сахалин-2»)», - прогнозирует научный сотрудник отдела исследований современной Азии Российского института стратегических исследований (РИСИ) Илья Усов.

Второй главный аспект сотрудничества - наука и технологии.

«У России очень сильная фундаментальная наука, но Россия не умеет ее коммерциализировать, а Сингапур ей может в этом помочь», - считает Тай.

Республика, имеющая отлаженную систему коммерциализации научных разработок, также проявляет интерес к российским высоким технологиям (возобновляемым источникам энергии, водоподготовке и водоочистке, биохимии и биомедицине, нанотехнологиям и электронике). Сотрудничество, как отмечают аналитики, может развиваться в сфере электронного правительства, где Сингапур обладает большим опытом, туризма, развития морских портов, авиасообщения, логистики, судостроения, бизнес-образования, добывающей и обрабатывающей промышленности (на территории России и других стран).

Уже есть конкретные шаги в области инвестиций: в 2005 году с участием компании Temasek из Сингапура был создан фонд прямых инвестиций Russia New Growth Fund, который находится под управлением Troika Capital Partners и контролирует активы на $345 млн. «Правда, основу сингапурских инвестиций составляет центральная Россия, тогда как хотелось бы видеть участие капитала из города-государства в проектах на Дальнем Востоке России.

Поэтому особое внимание надо обратить на привлечение сингапурского бизнеса к инновационным разработкам, а также их переориентацию, используя предоставления льгот, из центральных районов России на наш Дальний Восток», - считает Усов.

Для этого возможно рассмотреть преференции вхождения на этот рынок капиталов из ЮВА, прежде всего из Сингапура и Малайзии.

Кроме того, для российских компаний Сингапур может быть интересен как биржевая площадка. Сейчас Сингапурская биржа занимает 10-е место среди азиатских фондовых площадок (после японских, китайских, индийских, австралийской и корейской) с суммарной капитализацией $551 млрд. «Конечно, это весьма средний показатель: приблизительно в пять раз меньше капитализации Лондонской фондовой биржи, однако с учетом роста азиатских рынков, а также принимая во внимание, что это крупнейшая биржа ЮВА, выход на эту площадку может стать весьма интересной «опцией», - считает эксперт РИСИ. К IPO на азиатских площадках российские компании вполне готовы - первопроходцем стал «Русал» Олега Дерипаски, разместившийся в начале года на бирже в Гонконге".

zhiletkin:
сначала Россия пыталась примазаться к развитым странам через всякие G7 и ВТО, а теперь уже к развивающимся - Китаю и Индию, но и до них, по сути, не дотягивают. Надеюсь, скоро Россия осознает, что ее уровень - это Зимбабве и Никарагуа, и никак не более...

Прочитал также статью главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Фёдора Лукьянова "Диктатура развития" - о недавнем пребывании в Москве отца «сингапурского чуда» Ли Куан Ю. Увы, автор несколько односторонне излагает суть дела. Постсоветские публицисты и аналитики обычно отбрасывают базисный анализ, считая его запятнанным «марксизмом», и предаются надстроечной поверхностности. Кроме того, они антисоветски-ангажированы, что тоже замутняет восприятие реалий (Редакционная справка о Фёдоре Лукьянове: Выпускник филологического факультета МГУ, с 1990 года - журналист-международник, работал на Международном московском радио, в газетах "Сегодня", "Время МН", "Время новостей". Член Совета по внешней и оборонной политике России). И даже комментировать затрудняюсь. Я считаю, что в Сингапуре нет ни диктатуры, ни авторитаризма, ни репрессий, ни полицейщины, но Ли Куан Ю пользуется авторитетом среди населения благодаря своей самоотверженной работе на благо страны. Порядки строгие (а как без строгости?), но справедливые. Произвола и коррупции в помине нет. Лукьянов же видит в сингапурской надстройке то, что привык видеть в РФ - авторитаризм. Мол, у них авторитаризм, значит, и нам нужен существующий авторитаризм, чтобы сдвинуть РФ с места. У нас диктатура закона, которая на самом деле, как у Оруэлла, прикрывает на самом деле диктатуру беззакония, и у них в Сингапуре тоже диктатура, пусть и «диктатура развития». Базисное различие - у нас руководство шкурное, у них ответственное, у нас душат низовую субъектность («кошмарят» бизнес), у них взращивают её. Учитывая сказанное, и надо воспринимать статью:




"Резюме: В России Ли Куан Ю бывает часто. Как будто бы всерьез пытается понять, как получается, что страна, обладающая абсолютно всем необходимым для процветания, ходит по замкнутому кругу...

От встреч с политиками высокого ранга не ожидаешь интеллектуального блеска. Для них важнее интуиция и талант публичной фигуры, совсем хорошо, если это сочетается с целостным мировоззрением, хотя последнее, как правило, требует эластичности. Если государственный руководитель оказывается оригинальным мыслителем, это всегда неожиданность.

Основателю Сингапура Ли Куан Ю, который посетил Москву в конце прошлой недели, только что исполнилось 87 лет. Официально он отошел от власти 20 лет назад, оставив пост премьер-министра. Но мало сомнений в том, что человек, должность которого называется «министр-наставник», остается реальным главой Сингапура. Этот город-государство он создал полвека назад, и его удивительный успех заставляет политиков и аналитиков всего мира особенно внимательно слушать Ли.

Министра-наставника удивляют бесконечные российские разговоры о развитии и модернизации, за которыми ничего не следует. Характерно, что политическая сила, основанная Ли и бессменно правящая Сингапуром, называется Партия народного действия. Именно действие, которое дает результат, является, по его убеждению, единственным смыслом государственного управления. Особенности политических систем и идеологий Ли Куан Ю не интересуют. Несколько лет назад он назвал Сингапур государством, свободным от идеологии.

Формально в стране действуют демократические процедуры, проводятся выборы и даже есть оппозиционные депутаты. Это, однако, скорее дань внешнему миру: выпускник юридического факультета Кембриджа понимает, что нужно соблюдать ритуалы. При этом, как рассказывал мне один из сингапурских политиков, хорошо знакомый с патриархом, Ли искренне не понимает смысла оппозиции. Если человек профессионально состоялся и способен приносить общественную пользу, он должен быть в администрации, а не в рядах ее оппонентов.

Российские руководители охотно встречаются с Ли Куан Ю, который, в отличие от западных лидеров, никогда никого не учит демократии. Однако ограничительный подход к демократическим институтам сочетается в Сингапуре с тем, чего в России нет и в помине, - жесткой меритократической системой отбора и продвижения лучших на всех уровнях общества, а также прозрачной некоррумпированной бюрократией.

Высокая эффективность управленческой машины, которая обеспечивает бурное развитие страны уже несколько десятилетий, - ответ западным критикам авторитарных замашек министра-наставника.

По ясности и четкости ума Ли Куан Ю, один из последних старших представителей великого политического поколения второй половины ХХ века (из еще живущих к нему принадлежат немец Гельмут Шмидт, француз Жак Делор и англичанка Маргарет Тэтчер), может сравниться разве что со своим ровесником Генри Киссинджером.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Ну несопоставим Ли Куан Ю с каким-то Киссинджером - он же первое лицо, поднял собственную страну, а Киссинджер - один из чиновников. Сказывается преклонение наших либералов перед Западом, США/

С одной стороны, Ли очень хорошо понимает многообразие мира, вред упрощений и невозможность универсальных рецептов. С другой - категорически отвергает любые химеры и искусственные попытки придумать проблемы там, где их нет. Так, в отличие от большей части остального мира, он низкого мнения о Михаиле Горбачеве. По той причине, что он, блуждая среди разных идейных клише, потерял и направление движения, и великую страну. Но при этом он только пожимает плечами по поводу постсоветской ностальгии в России и желания восстановить «сферу влияния»: это ложная и пустая цель, которая помешает решать истинные российские проблемы и заведет в никуда.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Опять наворочено. Кто на Западе «высокого мнения» о Горбачеве, это наши либералы его ценят, а при взгляде со стороны он просто минус. И опять либерал истолковывает Ли Куан Ю неверно в том смысле, что-де надо отказаться от любой «сферы влиния», не предаваться амбициям и т.п., а жить сырьевым придатком, ездить по заграницам в своё удовольствие. Тогда почему тот же Сингапур, не говоря о других успешных странах, ведёт острейшую борьбу за рынки и за расширения своих «сфер влияния»? Здесь автор свои мысли пытается приписать другому, мудрому/

Ли всегда был убежденным антикоммунистом, но из прагматических соображений: марксизм неправильно понимает человеческую натуру, ограничивает возможности для свободного экономического и личного развития, ведет в тупик. Он восторгается Дэн Сяопином, который инстинктивно это почувствовал и отказался от маоизма в пользу рыночной экономики. При этом Ли Куан Ю подчеркивает мудрость Дэна, который не развенчал Мао, ограничившись формулой «70% прав, 30% неправ». В противном случае у реформ не будет никакой легитимности, что, по мнению Ли, и произошло в России: Горбачев и Ельцин разрушили собственный фундамент, отвергли среду, из которой вышли, поэтому преобразования имели столь плачевный итог.

Когда у Ли спрашивают советов, он предлагает приехать в Сингапур и посмотреть, как все может работать. Именно такой визит Дэн Сяопина летом 1978 года стал, по убеждению министра-наставника, главным стимулом для начала преобразований в Китае: глава КНР увидел, как живут и работают китайцы, если им создают условия. Для Ли Куан Ю есть два императива - образование, причем обязательно международное (обучение за границей и приглашение в страну лучших профессоров), и иностранные языки, прежде всего английский, но чем больше, тем лучше. Это меняет сознание элиты и нации; а тот, кто не знает, как на самом деле устроен мир, обречен на деградацию.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Луккьянов или не знает, или игнорирует тот факт, что «убежденный антикоммунист» Ли Куан Ю заставил своего старшего сына Ли Сянь Луна (ныне премьер) изучать русский язык, чтобы лучше освоить успешный опыт социалистического строительства в СССР, и, как он сам рассказывает в воспоминаниях, тайно встречался в Пекине с лидерами сингапурских коммунистов в изгнании и предлагал им партийные и государственные должностишки на родине. Верно, что Дэн и Ли, будучи почти земляками, тепло общались, но «четыре модернизации» Китая были намечены Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем ещё чуть ли не 1960-х годах, да и Дэн вдохновлялся опытом не только Сингапура, но также Франции, где он работал в 1920-х годах, и ленинского нэпа в СССР, который Дэн в годы учебы в нашей стране застал и хорошо продумал/

Взгляды Ли Куан Ю на мировые политические перспективы настолько неполиткорректны, что даже в России звучат шокирующее. Столкновения цивилизаций (как его описал «мой приятель» Сэмьюэль Хантингтон, то есть многих цивилизационных типов) не будет. Случится столкновение двух общностей - мусульмане против всего остального мира. Почему? Потому что ислам как религия не способен к развитию: он воспринимает слова Пророка, сказанные почти полторы тысячи лет назад, как неоспоримую догму, в то время как другие религии адаптируются к изменениям, официально или фактически. Нет гибкости - нет инноваций любого рода, хоть политических, хоть технологических. А те, кто отстают, становятся агрессивными.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Опять нет доверия к пересказу Лукьянова. Нет у прагматика Ли Куан Ю особой аллергии к исламу, но есть соперничество с «отцом малайзийского чуда» мусульманином Махатхир бин Мохаммадом, ведь Малайзия - через пролив от Сингапура, одно время Сингапур входил в Малайзию, и ныне Малайзия, хотя там инициативу держат малайцы-мусульмане, наступает на пятки Сингапура. Сверхуспешный опыт Малайзии опровергает представление о неспособности мусульман к модернизации/

Наверняка любой специалист по исламу с документами в руках убедительно опровергнет каждый из упреков Ли Куан Ю, но для министра-ментора вопрос решен. Отчасти это результат болезненной истории взаимоотношений с преимущественно мусульманской Малайзией, отчасти его представления о том, что возрождение ислама в последние десятилетия - продукт не естественного развития, а целенаправленных денежных вливаний нефтяных монархий, прежде всего Саудовской Аравии, которые иным образом не способны укрепить свое место в мире.

Выводы из такого мировоззрения иногда парадоксальные. Так, Ли открыто говорит, что малайцы, живущие в Сингапуре (коренное население, ставшее меньшинством за 200 лет), не способны конкурировать с китайцами. Они менее предприимчивы и не столь адаптивны, системно уступают по многим позициям. Но именно поэтому их нужно холить и создавать льготные условия, чтобы они не чувствовали себя ущербными и не имели соблазна бунтовать. Тот же метод, на самом деле вполне американский, Ли советует и Китаю в отношении уйгуров и тибетцев.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Опять передерг. Ли Куан Ю подробно описывает в своей книге «Сингапурская история: из «третьего мира» - в «первый» (1965-2000)» взаимоотношения с мусульманской малайской общиной, и действительно были проблемы с разницей в IQ между коренными малайцами и пришлыми «евреями Востока» китайцами, но это объяснялось не расистски, а социально, и Ли Куан Ю мудро провел работу по вовлечению малайцев в модернизацию, воспользовался опытом не только США, но ленинской национальной политики, и смог снять проблему, честь ему и хвала. Только советы его надо распространить не только на КНР, но и на его давнего друга Израиль, в котором тоже имеется очевидная разница в IQ между евреями и палестинцами, и форсированное взращивание палестинского «среднего класса» - единственно возможный путь к взаимовыгодному симбиозу еврейского и палестинского государств, как и было предусмторено буксующей ныне «Дорожной картой»/

Отношение Ли Куан Ю к Америке двойственно. С точки зрения способности к инновациями и практическому действию это идеал министра-наставника, пример, которому должны следовать все. С точки зрения места в мире - Ли удивлен, как много ошибок делают Соединенные Штаты из-за непонимания других. Интересна оценка Барака Обамы, с которым он встречался дважды: умный, яркий, интеллигентный, хороший публичный политик, но едва ли имеет шансы на переизбрание. Потому что он неконфронтационный по духу, старается избегать конфликтов и достигать консенсуса. А это чуждо американской политической культуре, которая конфронтационна по своей сути, - она уважает тех, кто готов драться и побеждать.

Если Обаму не переизберут, он повторит судьбу демократа Джимми Картера, который тоже отслужил лишь один срок. Любопытно, что Картер для Ли Куан Ю, как он как-то говорил в интервью, - антиперсонаж, самый бездарный из 10 президентов США, с которыми Ли пересекался как лидер Сингапура. Картер олицетворяет то, чего Ли не приемлет в политике - бездеятельный идеализм, не способный достигать поставленных целей.

Рассуждать о том, чему Россия может научиться у Сингапура, не имеет смысла. Сингапур - уникальный случай. Здесь совпали крошечный размер государства, китайское трудолюбие и настойчивость в достижении целей (три четверти населения страны китайского происхождения), британские традиции открытого взгляда на мир и свободной торговли (полтора века Сингапур был британской колонией), а также фактор неповторимой личности самого лидера. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не приемлю тезисов об «уникальности» Сингапура, ибо подобного процветания может добиться кто угодно, вспомним «Таинственный остров» Жюль Векрна, и о расовом превосходстве китайцев; Сингапур - лаборатория, генерирующая годный для всех опыт модернизации/. Учиться на самом деле можно только одному - способности непредвзято смотреть на себя и мир, умению сохранять трезвость оценок как основу стратегического мышления и избавляться от химер. России учиться всему этому придется долго.

И одно личное наблюдение. Из семи представителей российских СМИ, приглашенных на ужин с легендарным основателем Сингапура и подтвердивших участие, пришли трое. Это многое говорит обо всех нас - ленивых, нелюбопытных и по-прежнему высокомерных, хотя оснований для этого все меньше /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вопиюще!/".
Previous post Next post
Up