... в вопросах веры главную роль играет не «Бог в душе» и не личное озарение, а государство, которому с помощью кнута и пряника обычно удается убедительно донести до каждого, «какая вера правильная».
Думаю, это можно объяснить тем, что большинство людей не склонно слишком погружаться в вопросы веры, как и вообще глубоко мыслить. То, что в православной терминологии называется "теплохладностью". Т.е. "качество" их веры всегда не слишком велико. Соответственно, таким людям достаточно легко поменять свою веру и мировоззрение (которых на самом деле и не было). Это касается как различных верований, так и атеизма (как серьезного осознанного мировоззрения, а не просто "нулевой" веры).
Это все верно. Только как раз такие "теплохладные" верующие и делают погоду. И государству, и многим другим структурам важна массовка -- толпа, поддерживающая что-то, а насколько это глубоко -- это уже не так важно.
На самом деле для "настоящих" верующих это не так уж и плохо, хотя они и брюзжат часто на "теплохладных". По крайней мере, это лучше, чем если бы их не было. Они создают что-то вроде почвы, из которой появляются иногда "настоящие".
Из твоих наблюдений можно сделать такой вывод: миссионерам лучше тратить максимум своих усилий на обращение элиты и руководства государства, чем на простой народ. Что, похоже, и делается :).
Интересный поворот мысли -- не правитель решает, какую религию выбрать, а религия выбирает правителя. Наверное, нередко так и было. Что в прошлом, что теперь миссионеры боролись не столько за народ, сколько за элиту.
Концепция интересная, но, возможно, требует уточнений, чтобы объяснить как можно более широкий круг явлений.
В частности. Как можно объяснить стремительную "протестантизацию" Южной Кореи в течение второй половины ХХ - начала ХХI веков? А также стремительную атеизацию Чехии примерно за этот же период времени?
Я это понимаю так. Южная Корея после окончания Корейской войны стала фактической провинцией США. Это, с одной стороны, открыло туда доступ для американских миссионеров, с другой, вероятно, обеспечило поддержку местных властей. Чехия в течение того же периода была под контролем сначала СССР, потом -- ЕС. О насаждении атеизма в первом случае едва ли нужно говорить, во втором же случае, по-моему, также проводится религиозная политика, нацеленная на "атеизацию".
и как эта поговорка работает в отношении той же Польши или Португалии?
и на каком основании атеистическую Чехию или малорелигиозную Данию следует считать лидером западного мира? а довольно религиозную Италию - нельзя считать?
Всё сказанное лишь подтверждает мою модель любого общества как операционного усилителя (ОУ). Не будучи охваченным обратными связями (ОС), он просто усиливает всё то, что ему подают на вход какие-нибудь правители, с большим, но не особенно предсказыемым коэффициентом усиления, зависящим от схемы, чистоты материала подложки и степени легирования отдельных структур, или, к примеру, от состава населения, предыдущего исторического опыта и так далее
( ... )
В двух словах - стабильное общество или ещё какое сложное устройство должно быть охвачено быстродействующей отрицательной обратной связью, а иначе никакой стабильности и сроду не добьёшься.
В последнее время замечаю, насколько сходно устроены различные науки. Как-то захотелось мне смоделировать термодинамические процессы во времени, а программы такой - нет, либо есть, но мне неизвестна и уж тем более - незнакома.
И вот - взял обычную какую-то программу для моделирования электронных схем, заменил тела с их теплоёмкостью конденсаторами, утечки и теплопроводность - резисторами, нагреватели - источниками напряжения, и так далее, и вуаля - получил вполне реалистические кривые.
И гидродинамика в своей сути - если разобраться, та же электротехника.
Comments 91
Думаю, это можно объяснить тем, что большинство людей не склонно слишком погружаться в вопросы веры, как и вообще глубоко мыслить. То, что в православной терминологии называется "теплохладностью". Т.е. "качество" их веры всегда не слишком велико. Соответственно, таким людям достаточно легко поменять свою веру и мировоззрение (которых на самом деле и не было). Это касается как различных верований, так и атеизма (как серьезного осознанного мировоззрения, а не просто "нулевой" веры).
Reply
Reply
Из твоих наблюдений можно сделать такой вывод: миссионерам лучше тратить максимум своих усилий на обращение элиты и руководства государства, чем на простой народ. Что, похоже, и делается :).
Reply
Reply
В частности. Как можно объяснить стремительную "протестантизацию" Южной Кореи в течение второй половины ХХ - начала ХХI веков? А также стремительную атеизацию Чехии примерно за этот же период времени?
Reply
Reply
Reply
Reply
и как эта поговорка работает в отношении той же Польши или Португалии?
и на каком основании атеистическую Чехию или малорелигиозную Данию следует считать лидером западного мира?
а довольно религиозную Италию - нельзя считать?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
В последнее время замечаю, насколько сходно устроены различные науки. Как-то захотелось мне смоделировать термодинамические процессы во времени, а программы такой - нет, либо есть, но мне неизвестна и уж тем более - незнакома.
И вот - взял обычную какую-то программу для моделирования электронных схем, заменил тела с их теплоёмкостью конденсаторами, утечки и теплопроводность - резисторами, нагреватели - источниками напряжения, и так далее, и вуаля - получил вполне реалистические кривые.
И гидродинамика в своей сути - если разобраться, та же электротехника.
Reply
Об этом вся экономика, только еще с положительной обратной связью в придачу.
Reply
Reply
Leave a comment