(no subject)

Jan 26, 2009 18:37

Происхождение

Пинхас Рутенберг родился в украинском городе Ромны (Полтавская губерния Российской империи, ныне Сумская область Украины). Отец - купец 2-й гильдии Моисей Рутенберг, мать - дочь кременчуцкого раввина Марголина. Семья была религиозной и многодетной - четыре дочери и три сына.

Рутенберг окончил религиозную еврейскую школу - хедер и светское Роменское реальное училище. Во время занятий в училище проявляет высокие способности к математике. В 1897 Рутенберг преодолев процентную норму для евреев, существовавшую при поступлении в университеты в России (в столице норма составляла 3% от общего числа), стал студентом Петербургского технологического института.

Революционер

Во время учебы в столице Рутенберг примыкает к оппозиционным студенческим кружкам, в частности входит в состав социал-демократической группы «Рабочее знамя», которой руководят братья Савинковы. В 1899 Рутенберг активный участник студенческих беспорядков в столичных вузах.

Беспорядки начались после конфликта радикальных студенческих активистов с ректором Петербургского университета Сергеевичем. Студенческий бунт быстро перерос в стычки с полицией и был поддержан оппозиционными кругами. Итогом студенческого бунта стали разработанные генералом Ванновским «Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками учебных заведений…», согласно которым участников студенческих беспорядков разрешалось отдавать в солдаты для «перевоспитания». Шеф жандармов Спиридович в мемуарах охарактеризовал эту меру как «одно из самых ошибочных мероприятий царского правительства. В армию вливали самых недисциплинированных, распропагандированных молодых людей. Там они в большинстве случаев сразу же попадали в привилегированное положение, что меньше всего походило на отбывание наказания, которое выдумало для них правительство».

За участие в беспорядках Рутенберг был исключен из института и сослан в Екатеринославскую губернию под надзор. Тут он работал сначала чертежником на Александровском Южно-Российском металлургическом заводе Брянского Акционерного общества, потом - на Екатерининской железной дороге.

В 1900 Рутенберг восстанавливается в институте и в 1904 с отличием заканчивает его с дипломом инженера. Во время учебы Рутенберг не прерывает нелегальных связей с революционерами, женится на Ольге Хоменко, владелице демократического издательства «Библиотека для всех» (для вступления в брак Рутенберг принимает православие).

В 1904 Рутенберг получает место на крупнейшем заводе империи - Путиловском, где работает начальником инструментальной мастерской. В это же время старый товарищ по революционным кружкам Борис Савинков, член ЦК партии эсеров, вербует Рутенберга в террористическую Боевую организацию. Эсеры поручают Рутенбергу войти в контакт с оппозиционным рабочим лидером - священником Георгием Гапоном.

Георгий Гапон - украинский православный священник, протеже полковника Зубатова, видного представителя Охранного отделения, активно использовавшего провокаторство как метод борьбы с революционным движением и как инструмент сложной борьбы внутри элиты Российской империи. Не исключением был и Гапон, возглавивший созданное при поддержке полиции Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга. Эта массовая рабочая организация, при общем верноподданническом настрое, использовалась против курса реформатора Витте (забастовки «гапоновцы» устраивали только на предприятиях принадлежащих сторонникам Витте). Современники характеризовали Гапона, как крайне амбициозного и тщеславного человека.

Рутенберг быстро входит в доверие Гапону и становится начальником его охраны. В декабре 1904 с Путиловского завода были уволены четыре рабочих - «гапоновца». Гапон организовывает забастовку в их поддержку, а затем решает организовать мирное шествие к царю с тем, чтобы передать петицию с требованиями рабочих. Рутенберг является одним из разработчиков плана шествия, планируя превратить демонстрацию в вооруженное выступление против правительства. Впоследствии Гапон сообщил охранному отделению, что в планы Рутенберга входило также убийство царя Николая II, во время выхода его к народу.

9 января 1905 Рутенберг принял участие в шествии к царю, находясь рядом с Гапоном. После того, как правительственные войска обстреляли демонстрацию, Рутенберг помог Гапону скрыться. От имени Гапона Рутенберг пишет прокламацию, призывающую рабочих к восстанию против царя, а затем помогает священнику выехать из страны. Вскоре выехал в Европу и сам Рутенберг.

По решению ЦК Российской партии социалистов-революционеров (РПСР) Рутенбергу была поручена подготовка вооруженного восстания в столице, руководил нелегальными поставками оружия в Россию. После того, как транспорт оружия «Джон Крафтон» сел на мель, правительству стало известно о подрывной деятельности Рутенберга, и он был арестован осенью 1905 в Петербурге, но вскоре освобожден по амнистии 17 октября 1905.

В ноябре-декабре 1905 Рутенберг руководил Петербургской боевой дружиной партии эсеров. После поражения вооруженного восстания в Москве в декабре 1905, он вновь ушел на нелегальное положение.

В феврале 1906 Гапон связался с Рутенбергом и предложил ему, от имени вице-директора Департамента полиции Петра Рачковского, сотрудничество с охранкой, одновременно от себя предлагая использовать противоречия между различными лагерями в российской элите в революционных целях.

В своих воспоминания Рутенберг пишет, что Гапон сказал: «Дело в том, что Витте и его приближенные, как Мануйлов, хотели бы, чтобы убили Дурново. А Рачковский и Дурново были бы не прочь, чтобы убрали Витте».

Когда Рутенберг сообщил о планах Гапона ЦК эсеров, ему было поручено ликвидировать Гапона и Петра Рачковского в момент их встречи. Но член ЦК и руководитель Боевой организации Евно Азеф, будучи сам сотрудником охранки, единолично отменил приказ ЦК и поручил Рутенбергу убить только Гапона.

28 марта 1906 Гапон был убит боевиками Рутенберга на даче в Озерках. Сам Рутенберг вскоре выехал в Швейцарию для отчета ЦК.

Однако ЦК эсеров и Боевая организация, в лице Азефа, отказались брать на себя ответственность за убийство Гапона, предлагая Рутенбергу представить акцию, как частную инициативу. Тем временем, известный журналист (и сотрудник охранки) Иван Манасевич - Мануйлов в газете «Новое время» обвинил Рутенберга в том, что тот также работает на охранку, и убил Гапона из-за полицейской конкуренции. Попытки Рутенберга организовать партийный суд для восстановления справедливости ни к чему не привели. Лишь 22 октября 1906 ЦК сделал для печати короткое заявление о том, что «революционная честь» Рутенберга вне сомнений.

В 1907-08 Рутенберг еще неоднократно безуспешно пытался добиться от партии публикации отчета по делу Гапона. Находясь в состоянии депрессии, Рутенберг даже планировал убийство Азефа. «Гапониада» и последовавшее вскоре скандальное разоблачение Азефа, как агента охранки, завершились отходом Рутенберга от русского революционного движения.

Свою версию обстоятельств убийства Гапона Рутенберг изложил в воспоминаниях «Дело Гапона», опубликованных в сборнике «Былое» (Париж, 1909), изданных в 1925 в Ленинграде отдельной книгой (под заглавием «Убийство Гапона»).

Сионист

Рутенберг поселился в Италии, часто бывает на острове Капри в доме у одного из лидеров российской оппозиции писателя Максима Горького. Здесь он знакомится со многими итальянскими левыми политиками, в частности с будущим лидером фашистов Бенито Муссолини.

Покинув узкий круг русских политэмигрантов, Рутенберг работает инженером, осваивая новую профессию гидротехника на севере Италии, изобрел новую систему строительства плотин для гидроэлектростанций, запатентованную им в 1914.

В эмиграции у Рутенберга произошла переоценка жизненных ориентиров - возвращение к своим национальным корням. Он вернулся к иудаизму, пройдя через средневековый обряд покаяния отступника (39 ударов бичом), и примкнул к сионистскому движению.

В 1914 Рутенберг знакомится в Лондоне с лидером радикального крыла сионистского движения Владимиром-Зевом Жаботинским, увлекается выдвинутой им идеей создания Еврейского легиона в составе британской армии, которая бы воевала на Ближнем Востоке за освобождение Палестины от турков.

В 1915 Рутенберг создает в Италии общество «Про кауза эбраика» (Еврейское дело), которое должно было отстаивать интересы евреев в послевоенном переделе мира. В мае 1915 Рутенберг отправляется в агитационную поездку в США, чтобы через еврейскую общину склонить американское правительство, сохранявшее нейтралитет в мировой войне, в сторону поддержки сионистского проекта. Вместе с эмигрантом из России и бывшим эсером Хаимом Житловским, Рутенберг участвует в создании Американского еврейского комитета - лоббистской сионистской организации.

Резко пробританская позиция Рутенберга вызывает недовольство у многих лидеров еврейского движения, опасавшихся репрессий в отношении еврейских общин в странах, противостоящих Антанте. Противником планов Рутенберга выступает и признанный лидер сионизма Хаим Вейцман.

В Америке Рутенберг издает под псевдонимом Бен-Амми книгу на идише «Национальное возрождение еврейского народа», написанную им по-русски в Италии. Тогда же Рутенберг разрабатывает детальный план ирригации Палестины.

В русской революции

После Февральской революции 1917 в России, свергнувшей царя Николая II, Рутенберг, казалось бы, навсегда порвавший с Россией и революционерами, неожиданно возвращается на родину.

В июле 1917, Рутенберг встречается с главой Временного правительства эсером Александром Керенским, который назначает бывшего эмигранта заместителем Петроградского губернского комиссара (губернатора), в его ведении находится снабжение столицы продовольствием. Одновременно, Рутенберг вместе с российским соратником Жаботинского Иосифом Трумпельдорфом создает Национал-социалистическую группу, еврейский аналог партии эсеров.

Однако роль, которую Рутенберг играет в судьбе Временного правительства, можно назвать роковой - открытый саботаж и хаос в продовольственном ведомстве ведет к дефициту продуктов в столице и усиливает общественное недовольство, которым пользуются большевики. В октябре 1917 Рутенберга неожиданно назначают помощником «особоуполномоченного по водворению порядка в Петрограде», сугубо штатского доктора Кишкина (другой заместитель - гражданский инженер Пальчинский), который был способен лишь констатировать захват власти большевиками.

25 октября 1917, во время переворота в Петрограде, Рутенберг требует ареста и казни Ленина и Троцкого, но никаких мер не принимает. В итоге он был сам арестован в Зимнем дворце, вместе с министрами Временного правительства.

В Петропавловской крепости Рутенберг сидит в одной камере с лидерами монархистов Пуришкевичем и Щегловитовым (организатором «дела Бейлиса»). В марте 1918, по ходатайству Максима Горького и Александры Коллонтай, Рутенберг оказался на свободе и уехал в Москву, где работал в руководстве кооперативного движения. Летом 1918 Рутенберг бежит от «красного террора», в независимую Украину, поселяется в Киеве, затем в Одессе.

В 1919, на юге Украины высаживается десант французских войск, приглашенный лидерами антибольшевистского сопротивления. Рутенберг предлагает свои услуги интервентам по налаживанию продовольственного снабжения. В качестве советника по вопросам продовольствия вошел в сформированный французскими войсками 23 марта 1919 Комитет обороны и продовольствия.

Пребывая на этом посту, Рутенберг остро конфликтовал с другим представителем Комитета обороны гражданским уполномоченным генералом Дмитрием Андро де Ланжероном (украинский патриот, видный деятель режима гетмана Скоропадского), писал на него доносы французскому командованию с обвинениями генерала в воровстве и коррупции, дискредитируя в его лице представителей Белого движения. В свою очередь генерал Андро и начальник деникинской контрразведки Орлов обвиняли Рутенберга в сочувствии большевикам и покровительстве немецким шпионам Гепнеру и Вольфзону. А известный еврейский адвокат Грузенберг в своих мемуарах отмечал развал продовольственного снабжения Одессы в период руководства им Рутенберга.

В апреле 1919 Рутенберг был одним из руководителей эвакуации французов и белогвардейцев из Одессы, сам покинул Россию на французском корабле.

Промышленник

В ноябре 1919 Рутенберг приезжает в Палестину, оккупированную англичанами. При поддержке сионистов он осуществляет изучение водных ресурсов страны для получения концессии от британских властей на реализацию плана ирригации Палестины, давно задуманном Рутенбергом.

В 1920, вместе с Жаботинским, Рутенберг организовывает отряды самообороны для защиты еврейских поселений от налетов арабских разбойников. Эти отряды становятся основой Хаганы - нелегальной еврейской армии, существовавшей до создания Израиля.

В 1922 Рутенберг лоббирует в Англии свой проект орошения палестинских земель. Его сомнительное прошлое террориста и революционера вызывают недоверие в британских правительственных и промышленных кругах. Еще больший скандал вызывают намерения Рутенберга закупить необходимое оборудование в Германии, в ущерб интересов британских компаний. Однако покровительство министра по делам колоний Уинстона Черчилля, англо-еврейских магнатов Ротшильдов и Мондов позволяют ему создать Палестинскую электрическую компанию, которой британские власти предоставили концессию на использование вод Иордана для электроснабжения.

Во время прений по этому вопросу в британском парламенте Черчилль заявил: «Уважаемый депутат не может требовать от меня сообщить ему полную биографию инженера Рутенберга, поскольку это не входит в круг моих обязанностей. Однако я могу с точностью утверждать, что было бы безумием считать г-на Рутенберга большевиком. Г-н Рутенберг был изгнан из России именно из-за своего активного сопротивления большевизму и его учению». В поддержку Рутенберга свой голос подал и бывший глава Временного правительства Керенский.

В течении 20-х годов Рутенберг занимается электрификацией Палестины, в 1932 запустил гидроэлектростанцию Нахараим, полностью обеспечившую потребности Палестины в электроэнергии. В этот период Рутенберг не участвует в политической жизни еврейской общины (ишува) Палестины.

В 1929, после кровавых еврейско-арабских беспорядков, Рутенберга, как компромиссную фигуру, равноудаленную от всех сионистских группировок, избирают председателем Ваада Леумми (Национального совета), главного органа самоуправления Палестины (занимал этот пост до 1931). Рутенберг занимал миротворческую позицию между различными группировками сионистов, претендовавших на главенство в ишуве, пытался выработать и платформу мирного арабо-израильского сотрудничества, пользуясь покровительством иорданского эмира Абдаллаха. Одновременно использовался британскими властями для установления неформальных контактов с Муссолини, с которым Рутенберг был дружен и часто встречался в Риме.

После начала 2-й мировой войны, Рутенберг вновь был избран главой Ваада Леумми, но уже в 1940, по состоянию здоровья, был вынужден оставить этот пост. В 1942 он умер от рака в Иерусалиме, завещав свое состояние на создание Фонда Рутенберга, впоследствии эти средства пошли на создание университета в Хайфе. В доме Рутенберга открыт Молодежный центр.

Константин Скоркин

евреи, история, из личного архива

Previous post Next post
Up