В 1951 году Правительство Италии объявило конкурс на создание утилитарного внедорожника для армейских нужд. В конкурсе участвовали Fiat и Alfa Romeo. Оба автомобиля назывались AR-51 «Autovettura da Ricognizione», что означает Автомобиль разведки образца 51 года. Alfa создала более удачный с технической точки зрения автомобиль. Он был легче, имел большую грузоподъемность и развивал большую скорость, за счет более мощного двигателя. При этом, Alfa стоила заметно дороже Фиата и потребляла больше бензина. Fiat удалось снизить себестоимость своего внедорожника за счет унификации с серийными моделями. В итоге, исходя из экономических соображений, победителем конкурса был признан прототип Fiat, получивший впоследствии название Campagnola.
В компании Alfa Romeo не хотели признавать поражение и развернули массированную рекламную кампанию. На культовом ралли Mille Miglia 1952 года Alfa победила в классе военных автомобилей, оставив далеко позади Fiat Campagnola. В апреле 52 года два автомобиля приняли участие в рейде по Южной Америке, через Бразилию, Парагвай, Аргентину и Перу. И в тропиках, и в заснеженных Андах Alfa показала себя очень надежным и эффективным автомобилем.
После демонстрации своих возможностей машина получила достойное прозвище «Matta», что означает «Безбашенная», хотя официально модель именовалась 1900М. Выпущено было всего около 2000 машин. Несмотря на это, Matta все-таки нашла свое место в армии, в полиции и других специализированных службах. Гражданским лицам продали около 170 машин.
До наших дней дожили единицы Matta, но есть в Италии энтузиасты, которые ищут и восстанавливают остатки безбашенных внедорожников.
P.S. В 1968 году два Alfa Romeo Matta и четыре Alfa Romeo Giulia Super участвовали в изнурительном марафоне "Raid della Fratellanza e della Pace" ("Рейд братства и мира"), преодолев за несколько месяцев 24 страны и путь длиной более 27000 км из Ватикана в Пекин. Внедорожники использовались в качестве передвижных мастерских, в которые было загружено большое количество запасных частей и оборудования, которое могло понадобиться во время долгого путешествия. Для этих целей два автомобиля, списанных из итальянской армии. Машины получили стационарный металлический верх и дополнительные топливные баки. Один из автомобилей сегодня можно увидеть в экспозиции Museo Storico Alfa Romeo в Милане.