Вчера в бизнес-школе СКОЛКОВО выступал Андрей Волков, человек интересной судьбы и один из создателей школы. По совместительству - председатель Федерации Альпинизма России, советник Министра образования и бейсджампер. Лекция была настолько интересной, что решил поделиться неструктурированными тезисами. Думаю, будет полезно.
- Человек - продукт деятельности, через которую он прошел. А тело - лишь случайный носитель.
- Обычные люди себя не знают. Чтобы узнать, надо пережить психофизиологическое напряжение. Потому что жизнь случается лишь тогда, когда она невыносима. И если страшно, то ты занимаешься настоящим делом.
- Психическое неотделимо от телесного (психосома). Когда невыносимо тяжело, появляется материал для рефлексии и конструирования себя. Если ты можешь анализировать себя, то ты можешь себя строить.
- Работа управленца - это деятельностное упрямство. Отодвинуть внешние обстоятельства и потерпеть 3-5 лет, потому что хороший проект за меньшее время не сделать.
- Смерть - это техническое понятие. По отношению к смерти можно рассмотреть человека. Человек, с которым ты идешь на восхождение, думает о тебе примерно столько же, сколько о себе. В критической ситуации это спасет тебе жизнь.
- Четыре определяющих характеристики команды:
1. Единое сконструированное и артикулированное видение будущего, подразумевающее совместную деятельность. Хотите создать команду - скажите, в какое будущее вы зовете других людей.
2. Разные люди и система разделения труда. Невозможно сделать команду с такими же, как ты. Потому что команда - это катапульта, и вы умножаетесь на то количество людей, которые рядом с вами.
3. Команда нужна только там, где есть ситуация борьбы и конкуренции (проект).
4. Единая онтология, или ценности. Одно представление о мире, которое проявляется только в критических ситуациях. Ценности нельзя обсуждать в досужем формате или декларировать, потому что ценности это цели. Их видно. Поэтому любые корпоративные ценности - это bullshit.
- Опыт происходит только в рефлексии, это искусственная процедура извлечения уроков, а не набор впечатлений. Рефлексия - делание того, чего не было из того, что было. Если нет рефлексивной работы в команде, то команда одноразовая и скоро развалится.
- Нет ни интровертов, ни экстравертов, особенно в управлении. А то, что этому вас учат в бизнес-школах, так это противоречивое знание, которое является нормальным состоянием. Сложный проект - состояние постоянного противоречия и шизофрении.
- Надо различать лидера и руководителя. Лидер - не социальная роль, а позиция. Когда вы берете ответственность за целое на себя. Удерживает картинку, когда у остальных она разваливается. Не тот, кто сказал "Я главный".
- Как ведут себя родители, так ведут себя и дети. Это впечатывается невербально. Бессмысленно декларировать принципы детям ("Учи уроки!"), надо становиться примером и быть им интересным. Чтобы было о чем поговорить и ответить на их вопросы, когда им исполнится 15-16 лет.