Италия 2013. Часть 3. О катании

Jun 08, 2013 20:18

Жизнь в Италии - это, конечно, интересно. Но мы приехали кататься. :) Вот об этом теперь и расскажу.

О трассах

Трасс в Червинии относительно немного. И добраться до некоторых их них вообще достаточно проблематично. В смысле, можно, но долго. Потому нам были доступны только те трассы, которые находились на склонах вокруг самой Червинии. Тут надо смотреть на карту.



Изначально мы, как уже было сказано, планировали разъезжать из центральной точки, Plan Maison, куда идут два подъемника. Оттуда можно добраться куда угодно. После корректировки планов стартовая точка у нас поменялась, и первой доступной зоной катания стала левая часть долины. Оказалось, что это даже неплохо. С этой стороны долины стоят два мощных шестикресельных подъемника, на которых минут за 15 можно подняться на высоту 2950м, откуда открываются несколько неплохих трасс либо обратно к старту, либо же к центральной точке. А оттуда при желании можно уехать и дальше - на трех кресельных подъемниках подняться на высоту 3330 с возможностью уехать в Швейцарию, или же на кабинках и гондоле на высоту 3470 - и опять-таки с возможностью уехать как в Швейцарию, так и на ледник в сторону Италии.

Вообще, трассы в Червинии ориентированы на лыжников начального и среднего уровня. Черных трасс всего 7-8, причем как минимум половина из них на деле сильно красные. Мы их довольно легко проехали втроем и я уверен, что Пашка тоже справился бы.



Остальные же трассы красные и синие, красных чуть больше. И в отличие от Зёльдена они ровные, с равномерным уклоном, широкие и не заваленые вбок. Для нашего уровня, потребностей и предпочтений это идеально. Соответственно, за две недели мы объездили всё в пределах доступности, исключая несколько черных трасс и зону Вальтурнанша, куда было просто далеко добираться.

О погоде

С погодой... ну, я даже не знаю как бы это сказать. Могло быть и лучше.

Во-первых, для Червинии характерны ветра. Мы это знали еще до поездки. Но не знали масштаба.

В четверг, 14 марта, начался ветер. Он был такой, что верхние линии подъемников были закрыты. На нижних кататься было можно, но посмотрев через полчаса после начала занятий на Пашку, мы решили, что оно того не стоит, забрали его из группы (справедливости ради надо сказать, что он остался там уже один, остальных разобрали раньше) и Настя с ним отправилась домой. А я поехал за Валькой. Прикинул, где они могут быть, поднялся на центральную станцию - и нашел группу, сбившуюся как стаю воробьев на морозе, в помещении станции. Они грелись. Спросил Вальку, хочет ли она кататься дальше, она сказала, что нет. Предупредил тренера, надели лыжи - и поехали вниз, аккуратно, по синим трассам, чтобы не сдуло.

Честно сказать, я в таких условиях до этого не ездил. Было на трассе одно место, где она скорее красная, чем синяя. И если не часто поворачивать, то разгоняешься там до космической скорости. Так вот, я поставил лыжи строго параллельно, вдоль линии ската, встал в полный рост - и медленно пополз вниз. Ветер в лицо дул такой, что держал мои 100 кг на хорошем уклоне. Но доехали без приключений.

А на следующий день, в пятницу, у Вальки занятий не было вообще. Она на место встречи пришла одна из группы. И открыты были только два подъемника - кабинки на центральную станцию и маленький кресельный на нашем месте дислокации, на котором в гору метров на 90 можно подняться. Пашка героически выдержал два подъема. Правда, после второго, он вцепился в ногу инструкторши, чтобы не унесло, и так и стоял, боясь оторваться. Он тоже был один в группе. :) Мы его забрали, спустились вниз вместе, после чего Настя с Пашкой пошли домой, а мы подождали часов до 12, когда начали постепенно открываться подъемники. Не до самого верха, но хоть сколько-то.



А наверху... Мы потом увидели, что там было. Я такое в первый раз видел. Ветер реально сдул с гор весь снег. Там, где вчера еще был толстый слой - голые камни. Жаль, фотоаппарата под рукой не оказалось.

А картинка была потрясающая - когда-то кто-то проехал по целине, соответственно, снег под лыжами примял. А вокруг остался нетронутый. И до этого ветра выглядела поверхность так - снег, а на нём борозда. Ну, обычное дело. Но ветер-то сдул весь нетронутый снег! А на примятый сил не хватило. И в результате - камни, а на них налипшие валы снега сантиметров 20-30 высотой, с характерными следами лыж.

Трассы после этого ветра были... мягко скажем, голые. А если быть точным - лёд. Конкретная ледяная корка, на которой лыжи не держали вообще никак. В некоторых местах до земли всё сдуто. Я после катания в субботу лыжи отдал точить, ибо иначе невозможно.

Впрочем, такая картина продержалась недолго - один день. Ибо в субботу вечером пошел снег... И это было во-вторых, после ветра.

Масштабы снегопада в Червинии мы тоже не могли представить заранее. С вечера субботы до утра понедельника внизу выпало не менее 60 см снега. Это я когда в среду с машины его счищал, прикинул. Сколько его стаяло к этому времени на солнце - не знаю, но он был откровенно мокрый. А наверху нападало, судя по всему, около метра. Я в какой-то момент через пару дней решил по целине рядом с трассой приехаться, лыжи все-таки универсалы, должны выдержать. Отъехал метра три от трассы... и сел практически по пояс. Ну по линию бедер точно, низ куртки был уже в снегу. Выбирался минут пять, как трактор.

В общем, снег валил больше полутора суток. Потом его дня три постепенно раскатывали, в результате чего во второй половине дня бугры были совершенно невозможные. И потом еще периодически по ночам подсыпало сантиметров по 20-30. В Зёльдене бы утром выпустили ратраки, но итальянцы не очень напрягались. Вот, например, картинка утром во вторник, до начала занятий в школе:



Эта трасса очень пологая, детям самое то для обучения, но при этом обычно весьма быстрая. А тут - сплошная целина.

Ну и в итоге - три дня катания практически убил ветер, дня четыре хорошо попортил снег. Семь дней из двенадцати. Могло быть и лучше. Но тут уж от нас ничего не зависело...

О главном

Несмотря на все капризы погоды, мы выжали из трасс Червинии всё, что были в силах. Раньше я рассказывать начинал с детей, теперь, для разнообразия, начну с нас.

Я и Настя

О нас пишу вместе, поскольку мы и катались большую часть времени вдвоем. Получалось даже дольше, чем в Зёльдене - там два часа до перерыва было, а тут почти три.

Я для себя подтвердил ощущение, что мои лыжи могут сильно больше, чем я. В Зёльдене для этого как-то не нашлось подходящих трасс, а вот в Червинии есть где развернуться. Я и разворачивался. Несколько раз спускался с самой верхней точки до нашей "базы" меньше чем за 15 минут - не расчитывали время, у Пашки уже занятия заканчиваются, а мы на 1300 метров выше него. Вот Настя с Валькой со своей скоростью, а я экспрессом. 8 км по трассе. Раньше я на таких скоростях не ездил - не чувствовал себя комфортно. А тут как по рельсам, лыжи держат абсолютно надежно. Кстати, показатель, - за всё время во время "крейсерского" хода я ни разу не упал. На какой бы поверхности ни был - укатанный снег, разбитые бугры, лёд. Совершенно чумовые лыжи. Доволен как слон.

Был забавный момент. Я поднимался на кресле один, достал фотоаппарат и стал снимать. Перчатки положил рядом. Поснимал, включил видео, снял "прибытие поезда на станцию", в смысле, приехали, пора слезать. Выкатился, поснимал вокруг. Всё, пора катиться дальше. Фотоаппарат убрал. Надо надевать перчатки. Так, а где они? А перчатки - на кресле. Едут себе спокойно вниз отдельно от меня. Ну, что делать, - палки в руки перед собой и догонять по красной вдоль подъемника. Что самое интересное - догнал. В тот момент, когда я проходил через турникет, тётка, которая следит за подъемником, метнулась наперерез к креслу и сняла с него мои перчатки. Приехал бы секунд на 10 раньше - сел бы на то же кресло и забрал бы сам. И это несмотря на то, сколько я там снимал наверху перед спуском.

Обозначил для себя проблему - начиная с определенного уклона я начинаю "садиться" назад и гасить скорость. На синих трассах все хорошо, на не очень крутых красных - тоже. А вот где покруче - начинаю осторожничать. И, соответственно, отставать. От Насти.

Настя в этом году разогналась до умопомрачительных скоростей. То ли страха у нее меньше, то ли техники больше - но реально, на крутых склонах она улетала вперед без каких-либо усилий. Сыграла роль и физическая подготовка - вот уже год как Настя занимается с тренером. В общем, догнать я ее не всегда мог, даже если и хотел. При этом всё управляемо и контролируемо. Хотя, если честно - это всё только по ровной поверхности. После снегопада опыт таки победил молодость и задор, и по буграм я скакал существенно легче и увереннее, чем Настя. А вот прорезать лёд у меня так до конца и не получалось - слишком быстро двигаться надо.

Правда, под конец Настя начала несколько нахальничать, на что кто-то там наверху не замедлил отреагировать, - она немного не справилась с управлением и вылетела в целину на краю трассы. Пока выбиралась - протрезвела. И после этого стала ездить существенно аккуратнее, тем более что приближался конец отпуска.

Ну и в связи с увеличившимися скоростями, так что мне уже не приходилось ждать, да еще и по хорошим трассам - несколько дней мы отрывались по полной. Сдавали детей в школу и отправлялись покорять пространства. Столько удовольствия мы, пожалуй, до этого не получали даже в Зёльдене. Пару раз получилось так, что мы приехали уже после окончания занятий. Валька нас подстраховала - забрала Пашку. Тренера нам после второго раза сделали внушение, и дальше мы приезжали минут на 10 раньше.

Поскольку Червиния находится совсем на границе, а по ту сторону гор уже Швейцария, Церматт, зона катания у них общая. На ледник мы сильно не вылезали, но границу таки перешли. Прикольно, конечно, сфотографироваться одновременно в двух странах. Очередь стояла с фотоаппаратами! :)





А по леднику со стороны Червинии нам как-то не очень понравилось. Я там в первый раз был с Валькой, да еще в тумане, так что из всех впечатлений осталось "ну и лёд, лыжи не держат". А на следующий день мы туда заехали уже с Настей, да при солнечной погоде. Глянул я вниз и аж икнул - ё-моё, как же тут спускаться-то? Круто и лёд. Но я твердо помнил, что вчера я тут уже проехал - иногда туман полезен для нервов! - так что спустился. А Настя опять уехала на параллельных, врезаясь кантами в лёд как кот когтями в ковер. Но общее впечатление - в нашей зоне лучше.

И еще один важный момент. Что называется - свершилось! Настя потребовала шлем. Именно что потребовала, сказала, что он ей нужен обязательно. Если до прошлого сезона она от него просто отказывалась, в прошлом - ну, пусть будет, то сейчас после первого дня - и маска без него не так сидит, и в уши дует, и назад не посмотреть, если в капюшоне. Ну, пошли выбирать. Плохого Настя, естественно, не выберет (скидка 50% оказалась очень кстати). :) Шлем реально классный - мало того, что сидит отлично, так еще и сверху обтянут тканью с шотландской красно-зеленой клеткой. Настя от такой расцветки вообще умирает от восторга. А тут шлем именно такой. В общем, со второго дня уже каталась она совсем как взрослая. :) Чему я, надо сказать, весьма рад, я ее пять сезонов в шлем одеть пытался.

В общем, в первую неделю мы неплохо покатались вдвоем. Хотя могли бы и больше, если бы не погода. А со второй недели к нам присоединилась Валька.

Валька

Вальку на первой неделе определили в школу. Тренера звали Ринальдо. Мужик выше меня ростом, и лет за 50. Вот интересный тоже момент - в Зёльдене инструктора в основном молодые. А тут наоборот - в основном в возрасте. Моложе 35 мы не видели.

В группе у Вальки было человек 8. Валька объективно самая сильная. Ездили они сильно медленнее, чем она может, периодически кто-то падал, останавливались, ждали. В какой-то момент я понял, что новому она ничему уже не научится. Хотя повозили их по всей области капитально, я несколько раз после занятий вывозил ее куда-то далеко, думал, что вот, новое что-то дочке покажу. А она махала рукой и говорила - "А, мы вчера уже тут были". Так что в Швейцарии Валька успела побывать раньше меня, неоспоримый факт.



Ну и вот первую неделю Валька доходила в школу просто для развлечения, чтобы в компании кататься. А в конце недели я ей предложил кататься дальше с нами. По скоростям она с нами уже сравнима, так что должно быть интереснее. Она подумала и согласилась. И вторую неделю мы по утрам катались уже втроем.

Ну, по скоростям-то сравнима, если дугами идти. Но есть места, где надо просто катиться на плоских лыжах. И тут Валька как-то необъяснимо отставала. Такое ощущение, что лыжи просто не скользят. Может, так и есть - они же из упаковки, а как были обработаны - неизвестно. Может и никак. В следующем году надо будет парафином обрабатывать. И, судя по всему, самому придется учиться, - четыре пары лыж несколько раз в год отдавать в обработку получится дороговато.

Как бы то ни было, на второй неделе этаким паровозом мы объездили всю доступную нам область. Даже в Швейцарию все вместе зарулили, причем не одной ногой и потом назад, как в первый раз, а немного спустились по швейцарской стороне, потом выехали к нам обратно. Настя попутно отковыряла камень от скалы. Традиция, что поделать...









В общем, Вальку теперь, судя по всему, надо отдавать в школу только тогда, когда ее будут там реально учить, т.е. в сильную группу. Возможно, отправлять в школу типа SnowPro на каникулы, с нашими инструкторами, но на их ледники. В 9 лет уже можно без родителей. Только язык надо подучить.

Но вот у кого был наибольший прогресс в этом году - так это у Пашки.

Пашка

Такого мы от него не ждали. Впрочем, мы вообще от него ничего особо не ждали, помня прошлый год, когда он, казалось, чисто физиологически не мог ноги поставить плугом. Просто понравится - и ладно. Но Павел Евгеньевич решил по-другому.

Инструктора звали Симона, она знала несколько слов по-русски, чего Пашке было достаточно, чтобы увлеченно ей что-то рассказывать. В группе их было всего шестеро, для самых младших - оптимальный вариант. Пашка был самым маленьким в группе. Честно сказать, там учить-то начинают с пяти лет, мы просто на возрасте не заостряли внимания.

И вот в первый день покатались они на ленточном подъемнике, который в самом низу находится. Хороший склон, больше 100 метров длиной, есть где раскататься. И, кстати, в отличие от Зёльдена, этот подъемник общедоступный (там у каждой школы был свой и чужих не пускали). На второй день детей уже поднимали на маленьком кресельном подъемнике, почти 100 метров перепада и 600 по склону. А на третий день их уже повезли на совсем большом подъемнике. Мы помогли Симоне, взяв с собой Пашку, впрочем, там много кому детей раздавали. А дальше они построились гуськом, как обычно, - и уехали вниз.



Мы как раз смогли со стороны посмотреть на то, как Пашка держится на лыжах. Очень уверенно и контролируемо - где надо разогнался, где надо затормозил, с поворотами тоже всё хорошо. Вот так они целый день с большой горы и катались. Пашка по этому поводу был потом доволен как слон:



Дальше были два дня с ветром, когда почти нереально было кататься, то есть Пашка в эти дни ну в лучшем случае по паре раз с маленького кресельного подъемника съехал. На этом закончилась первая неделя занятий.

А потом начались чудеса. В выходные мы, естественно, не сидели дома, а поскольку занятий в школе нет - катались вместе. В субботу Пашка катался практически целый день со мной, Настя с Валькой где-то летали самостоятельно. И катался он по скорости очень даже неплохо. Правда, на прямой его лыжи начинали тормозить так же, как и Валькины (а они только размерами отличаются, так что, скорее всего, действительно в обработке дело), но Пашка научился выкручиваться - он хватал меня за палку, я его резко подтягивал к себе, он в это же время подтягивался на палке, - в общем, получив ускорение, он уезжал вперед. Попробовали прокатиться на бугеле, Пашка упал с первого же раза, расстроился и отказался пробовать дальше.

В воскресенье был снегопад, и много кататься не получалось - было достаточно холодно, ветер и лыжи вязнут. Мы спустились несколько раз с самого верха и отправились домой.

На второй неделе Пашка уже пошел в группу уровнем выше. Тренером у них был Паоло, колоритный такой дядька лет под 50. С бородой, в широких бордерских штанах и с голосом как сирена у парохода. Группа была больше по размеру и более разношерстная по возрасту. Пашка опять был младшим, что неудивительно.



И даже в этой группе Пашка был далеко не самым медленным. И не самым спокойным. Судя по всему, он прочувствовал лыжи и стал по этому поводу развлекаться. Пока с тренером, он еще держался. Да и то, я после первого дня спросил Паоло, как он себя ведет. На что Паоло, задумавшись на полминуты, выдал емкую характеристику: Sometimes he's crasy. Дословно - иногда он безумный. Когда я спросил, в чем это выражается, Паоло сказал приблизительно следующее: "Не знаю. Ощущение такое. Всё в порядке, в общем".

Мы имели удовольствие через несколько дней увидеть, что имел в виду Паоло. Катаясь, мы встретили их группу на бугеле на Plan Maison. Кстати, Пашка прекрасно на нем поднимался, вот что значит тренерский опыт. И вот рядом с бугелем из палок детям поставили трассу - объезжать палки надо было достаточно длинным зигзагом. Вся группа постепенно трогается, змейка растягивается, Пашка в конце. Наконец приходит его очередь и он, не утруждая себя маневрами, становится на параллельные лыжи и свистит вниз по прямой между палками, попутно чуть не сбивая несколько детей из своей же группы. Приезжает первым.

Причем это именно развлечение! Он прекрасно умеет поворачивать. Просто не хочет. Более того, он научился поворачивать и на параллельных лыжах! Правда, он ставит их очень широко, но тем не менее - он держит их совсем не плугом и при этом маневрирует как захочет. Валька в этом возрасте и близко так не умела.

image Click to view



Единственное, с чем пока не совсем получается - контроль скорости на большом уклоне. Пашка начинает хулиганить, спрямлять повороты, в результате чего разгоняется и его иногда разносит. Какое-то время он еще остается на ногах, но летит на параллельных вниз по склону. Причем так, что мне его безопасно догнать бывает сложно. Итог предсказуем - лыжи в одну сторону, ребенок в другую. И хорошо если без потерь, только со слезами. А то один раз лыжей обломило клипсу, которая маску на шлеме держит. Причем даже не обломило, а перерубило кантом, судя по срезу. А в другой раз лыжа прилетела по уху, да так, что ободрала кожу, даже несмотря на мягкий наушник шлема.

В итоге в последние несколько дней мы выходили кататься практически к открытию, успевали хорошо спуститься с Пашкой раз-два, потом сдавали его инструктору и ехали кататься сами. Вот по такому сказочному "вельвету":



Дальше забирали ребенка, обедали - и опять катались. И сил у Пашки хватало, что удивительно, и еще оставалось на хулиганство во время прогулок ближе к вечеру.



Под конец у них даже были соревнования - в сноу-парке поставили небольшую трассу и дети по ней проехались. Пашка занял второе место в группе - самый младший! - и получил серебрянную медаль!



В общем, что касается Павла Евгеньевича, то его прогресс превзошел всё, что мы могли себе представить. Для своего возраста и, главное, опыта он прекрасно чувствует себя на лыжах, управляет ими не задумываясь и еще успевает хулиганить. Жаль, не получилось этого снять - на прямой, когда небольшой уклон, он наклонялся вперед и начинал руками быстро перебирать по земле, как будто бежал. При этом он не забывал рулить ногами.

Мы все

Ну вот оно и сбылось, то, о чем я писал год назад. Это даже несколько странно было ощущать - вся семья на подъемнике с лыжами. И вся семья потом катается вместе. И всей семье это нравится. И пусть пока мы едем в прогулочном режиме - теперь я точно знаю, что это ненадолго. У нас уже не якорь, а всего лишь тихоход, вернее даже низколёт, который очень быстро разгонится. И тогда учиться придется уже мне. Чтобы успевать за детьми... Впрочем, я об этом не жалею. Оно того стоит.

Часть 4. Дорога назад и всё, что с ней связано

лыжи, Италия

Previous post Next post
Up