О самолетах. На чем мы летаем

Jan 24, 2012 00:36

Начало размышлениям положил вот этот пост: http://letchikleha.livejournal.com/130503.html. Совсем вкратце суть. 9 января у самолета VIM Airlines (чартер из Барселоны) с нескольких попыток не завелся двигатель (с выключением света в салоне), пассажиры начали истерить, рваться из самолета наружу, рейс сорван, задержка почти 9 часов, 88 человек из чуть более 200 отказались лететь. Взаимные обвинения компании и пассажиров, ну и прочие скандальные происшествия. letchikleha решил провести по этому поводу ликбез - выделить журналистский бред, рассказать, как оно на самом деле, что и к чему. Респект человеку.

Обсуждение этого ликбеза разрослось до неприличия. И зачастую принимало неприличные формы. От открытых обвинений во лжи («А почему мы должны этому верить? Вы лицо пристрастное, Вам есть, зачем врать») до мнения, что этот пост проплачен. И в числе прочего был один комментарий про плохое состояние летающих у нас самолетов, заканчивающийся так:

И вот теперь скажите, что "это все фигня" и мы и вправду летаем не на "ржавом старье" с американских свалок

Мне стало интересно и я решил проверить это утверждение. Сначала нашел данные по "Сибири", которой мы летаем, когда вообще куда-нибудь летаем, они оказались совсем не такими удручающими. А потом я задумался - а как с вопросом возраста самолетов обстоит дело не у нас? Действительно ли мы покупаем то, что полетало несколько лет, а иностранные компании предпочитают использовать только новые машины? Вот, собственно, об этом я и хочу написать.

Есть такой сайт - www.airfleets.net. Он содержит информацию обо всем, что летает - когда борт был выпущен, когда у кого работал, под каким кодом был зарегистрирован и т.п. Можно искать и по авиакомпаниям - что у них есть, что было, кода получили, когда отдали. В общем, крайне полезная информация в разрезе того, что я хотел изучить. По самолетам нашего производства там ничего (хотя Ту-204 я видел, но это совсем новый самолет), а вот по иномаркам - практически полная информация. Все возрасты указаны на сегодняшнее число - 24 января 2012 года. Все ссылки ведут на соответствующие страницы на www.airfleets.net.

Для начала - по нашим авиакомпаниям.

Аэрофлот

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A319152.58.35.8
Airbus A320431.28.43.6
Airbus A321200.27.53.8
Airbus A330170.13.51.8
Boeing 767912.120.814.7
McDonnell Douglas MD-11318.619.218.8
Sukhoi SuperJet 10070.21.30.5
Итого1140.120.84.9

S7 Airlines (бывшая Сибирь)

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A310122.422.422.4
Airbus A319206.112.49.7
Airbus A32092.16.23.4
Boeing 737218.819.419.2
Boeing 737 NG60.79.77.0
Boeing 767215.016.515.7
Итого400.722.49.0

Трансаэро

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 7372313.524.417.6
Boeing 737 NG50.613.76.5
Boeing 7472011.930.716.3
Boeing 7671311.925.719.4
Boeing 7771012.316.713.3
Итого710.630.716.2

UTair

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
ATR 42/72250.124.611.4
Boeing 7373013.418.115.1
Boeing 737 NG80.79.34.9
Boeing 75749.818.114.6
Canadair Regional Jet1511.715.714.1
Итого820.124.612.8

Уральские Авиалинии

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus 320137.321.213.5
Airbus 32188.114.011.4
Итого217.321.212.7

Россия (Пулково)

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus 31999.115.010.2
Airbus 32069.818.012.8
Boeing 737419.821.020.1
Boeing 76739.913.512.1
Итого229.121.013.0

Ну и с кого всё началось - VIM Airlines

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 7571018.821.619.7
Итого1018.821.619.7

Можно было бы продолжать, но эти компании практически покрывают весь рынок пассажирских перевозок.

Итого, промежуточные итоги (отсортировано по среднему возрасту парка).

АвиакомпанияВозраст
МинимумМаксимумСредний
Аэрофлот0.120.84.9
S7 Airlines (Сибирь)0.722.49.0
Уральские Авиалинии7.321.212.7
UTAir0.124.612.8
Россия9.121.013.0
Трансаэро0.630.716.2
VIM Airlines18.821.619.7

Более чем предсказуемо. У Аэрофлота парк новый, в основном не старше 9 лет (за исключением Boeing 767). Сибирь, UTAir и Трансаэро свои парки обновляют, выводя самые старые самолеты (возрастных самолетов уже остается мало, закупаются новые, с завода). Уральские Авиалинии и Россия живут на когда-то купленных самолетах. Минимальный разброс по возрасту у VIM - они все в районе 20 лет.

Само по себе такое исследование имеет определенную ценность. Но вопрос в другом - о чем эти цифры? 20 лет для самолета - это много или мало? Как считают иностранные авиакомпании?

Если бы меня попросили назвать крупные иностранные авиакомпании, то я бы назвал следующие. Американские - Delta, American Airlines, Northwest (сейчас часть Delta), Southwest, United Airlines. Европейские - Lufthansa, Air France, KLM, British Airways, Ryanair. Ближневосточные - Etihad, Qatar, Emirates. Азиатские - All Nippon Airways, Japan Airlines, Korean Air, Singapore Airlines. Ну и австралийская Qantas сюда же. Вопрос: а какой у них возраст парка?

Delta Air Lines

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus 319578.212.59.9
Airbus 320698.421.516.8
Airbus 330324.59.06.5
Boeing 737 NG831.613.310
Boeing 747159.823.718.7
Boeing 7571739.627.517.9
Boeing 767959.925.015.6
Boeing 777181.912.56.9
McDonnell Douglas MD-80/9014512.824.520.3
Итого6871.627.515.5

Одна уже эта таблица дает обильную пищу для размышлений. В Delta Airlines успешно летают самолеты со средним возрастом 20 лет и максимальным - 27 лет. И в других компаниях то же самое:

American Airlines

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 737 NG1670.213.06.1
Boeing 7571219.822.617.3
Boeing 767738.426.319.2
Boeing 777475.713.111.0
McDonnell Douglas MD-80/9021012.127.320.3
Итого6180.227.315.0

United Airlines

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus 319559.714.612.0
Airbus 320979.418.413.6
Boeing 7372814.218.016.5
Boeing 737 NG2120.813.98.7
Boeing 7472311.722.716.4
Boeing 7571587.822.517.0
Boeing 7675910.320.914.0
Boeing 777741.517.512.6
Итого7060.822.712.9

Хватит, пожалуй, таблиц. Суть ясна. По отдельным моделям средний возраст самолетов в американских авиакомпаниях доходит до 20 лет, максимальный превышает 27.

Для удобства сведу данные по всем упомянутым компаниям в одной таблице:

АвиакомпанияКоличество бортовСредний возраст парка
Максимальный средний возраст по моделиМодель (количество)
Американские авиакомпании
Delta Air Lines
68715.520.3McDonnell Douglas MD-80/90 (145)
American Airlines
61815.020.3McDonnell Douglas MD-80/90 (210)
United Airlines
70612.917.0Boeing 757 (158)
Southwest Airlines
56411.920.1Boeing 737 (194)
Европейские авиакомпании
Lufthansa
30513.321.0Boeing 737 (56)
Air France
2559.414.2Boeing 747 (12)
KLM
1139.217.0Boeing 747 (26)
British Airways
22912.619.3Boeing 737 (19)
Ryanair
2803.83.8Boeing 737 NG (280)
Ближневосточные авиакомпании
Etihad Airways
594.48.8Airbus A319 (2)
Qatar Airways
1024.921.4Airbus A300 (3)
Emirates
1676.610.8Airbus A340 (18)
Азиатские авиакомпании
All Nippon Airways
17112.318.6Boeing 747 (8)
Japan Airlines
1239.614.8McDonnell Douglas MD-80/90 (16)
Korean Air
1429.819.6Airbus A300 (7)
Singapore Airlines
1187.111.2Boeing 747 (16)
Австралийские авиакомпании
Quantas
14211.319.2Boeing 737 (15)
Российские авиакомпании
Аэрофлот
1144.918.8McDonnell Douglas MD-11 (3)
S7 Airlines (Сибирь)
409.022.4Airbus A310 (1)
Трансаэро
7116.219.6Boeing 767 (13)
UTair
8212.815.1Boeing 737 (30)
Уральские авиалинии
2112.713.5Airbus A320 (13)
Россия (Пулково)
2213.020.1Boeing 737 (4)
VIM Airlines
1019.719.7Boeing 757 (10)

Какие можно сделать выводы? А их, собственно два.

1. Средний возраст парка самолетов ведущих российских авиакомпаний сравним со средним возрастом парка ведущих мировых компаний. Меньше чем у Аэрофлота средний возраст только у самолетов Ryanair (но у них это политика - закупать только новые самолеты, только одной модификации, эксплуатировать не больше 10 лет) и у ближневосточных - Etihad, Qatar. С этими понятно - компании весьма богатые, заботятся об имидже. При этом, кстати, у Qatar летают три Airbus A300 со средним возрастом больше 21 года.

2. Для самолета 20 лет - не возраст.. У ведущих мировых компаний летают самолеты со средним возрастом, превышающим 20 лет. И не по одному-два борта - у Delta таких 145, у American Airlines - 210. И это только средние величины. А самые старшие в этих парках - 25-27 лет.

Более того, и это не предел. У Federal Express - одна из крупнейших мировых служб доставки отправлений - летают Airbus A310 возрастом в 30 лет без нескольких месяцев! Первый полет - 3 апреля 82 года. А McDonnell Douglas DC-10 с регистрационным номером N365FE совершил первый полет 8 марта 1971 года. Ему сейчас почти 41 год. Средний возраст самолетов этого типа у FedEx - 34.8 лет. И их не один и не два - семьдесят. Самому молодому 23 года. И летают, непрерывно.

UPD. Упомянутый выше McDonnell Douglas DC-10 N365FE сегодня, 28.05.2014, всё ещё летает. Ему 43.2.

UPD. Сегодня, 04.07.2016, N365FE 45.3 года. Он всё ещё летает.

UPD. Сегодня, 07.05.2018, N365FE 47.2 года. Он всё ещё в строю.

UPD. В марте 2019 N365FE в возрасте 48 лет был отправлен на хранение. Скорее всего, окончательно. Но без малого полвека (!!!) этот борт пролетал. 26 лет как пассажирский и 22 - как грузовой.

Да, я хорошо понимаю, что любой самолет можно халатным обращением заездить за достаточно короткий срок. Но тут уже мы упираемся в другой вопрос - а, собственно, где раньше летали самолеты, которые теперь летают у нас?

Возвращаясь к теме с которой всё началось. А именно, к самолетам VIM Airlines. Из десяти их Boeing 757 шесть летали исключительно у Condor (он же Thomas Cook), оставшиеся четыре кроме Condor несколько месяцев полетали еще у Ryan International. Мне почему-то кажется, что там за ними следили хорошо. Кстати, мне доводилось летать на одном 757 VIM, в 2008-м. К самолету никаких претензий, я бы никогда ему не дал 16 лет. По крайней мере салон у него был в отличном состоянии. Я понимаю, что это не основное, но летел он тоже как по рельсам.

Итого, резюме. Говорить о том, что в российских авиакомпаниях летает только ржавое старьё, купленное на американских свалках - в корне неверно. Возраст самолетов в ведущих российских авиакомпаниях не сильно отличается от возраста самолетов у лидеров мирового рынка авиаперевозок.

Собственно, я в этом был уверен еще до того, как начал собирать данные.

UPD: Опубликованы обновленные данные:
О самолетах. На чем мы летаем. Июль 2019. Часть 1 - статистика по авиакомпаниям России
О самолетах. На чем мы летаем. Июль 2019. Часть 2 - статистика по авиакомпаниям мира и выводы

самолеты

Previous post Next post
Up