Двуглавые орлы в Бактрии

Feb 02, 2015 17:29

В Бактрии изображения двуглавых орлов на амулетах и бронзовых печатях появляются на рубеже 3-2-го тыс.до н.э

Одной из самых выразительных является фигура двуглавого орла на бронзовой печати из Бактрии, конца 3-го - начала 2-го тыс. до н.э., где она является знаком собственности и принадлежности лицу/семье с высоким социальным статусом на что указывает геральдическая поза орла. Орел терзает двух змей, что находит параллели в сиро-хеттском искусстве.





1. Бронзовая печать с образом двуглавого орла с распростертыми крыльями и двух змей. Бактрия. 2-е тыс. до н.э. Воспроизводится по: Сарианиди В. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. Ашхабад, 200 - с. 303.



2 - перегородчатая печать с изображением двуглавого орла

3- каменный амулет с изображением двуглавого орла. (В.И. САРИАНИДИ СИРО-ХЕТТСКИЕ БОЖЕСТВА В БАКТРИЙСКО-МАРГИАНСКОМ ПАНТЕОНЕ//Советская археология. М., 1989. № 4. С 17-24)




Самой известной и уникальной находкой является топор, отлитый в виде крылатого антропоморфного божества с двумя орлиными головами, который с 1982 года хранится в Metropolitan Museum of Art.

Описание с сайта музея:

«Серебряный топор с позолотой. Конец III - начало II тысячелетия до нашей эры.
Герой с головой птицы, сражающийся с диким кабаном и крылатым драконом. Идея птицеголового героя, вероятно, пришла из западного Ирана, где она задокументирована на цилиндрических печатях. Мускулистое тело героя - человеческое, за исключением птичьих когтей, заменяющих пальцы на руках и на ногах. Он представлен дважды - на каждой из сторон топора, таким образом, что создается впечатление, будто у него две головы. С одной стороны, он хватает кабана за брюхо, а с другой за клык. Тело кабана изогнуто так, что образует форму клинка. Другой рукой герой держит крылатого дракона за шею».

В.И. Сарианиди вслед за иностранными авторитетами Вардом и Амье видит в этих изображениях хеттско-миттанийские влияния:

«Среди изображений бактрийских орлиноголовых божеств выделяются единичные с двумя головами, представленные помимо амулетов на одном уникальном топоре, отлитом в виде крылатого антропоморфного божества с двумя орлиными головами. Прямые соответствия им имеются опять-таки в сиро- хеттском искусстве. Показательно, что в обоих регионах такие двуглавые божества нередко терзают животных, что указывает уже на их и семантическую близость, сводя элемент случайного совпадения до минимума. Известны в бактрийской глиптике и сфрагистике и просто двуглавые орлы, малоазийское происхождение которых представляется наиболее вероятным. Там они изображены в геральдической позе и известны уже с самого начала II тыс. до н. э. Несколько позднее двуглавые орлы распространяются в сиро-хеттской глиптике и даже на каменных рельефах, как можно судить по Богазгею. Уже В. Вард отметил, что именно для сиро-хеттской глиптики наиболее характерны изображения антропоморфных крылатых божеств, которые затем были заимствованы Ассирией [Ward W. The Seal Cylinders of Western Asia. Wash., 1910. с. 303], сюда же теперь с полным основанием можно добавить Бактрию и Маргиану....

С другой стороны, особого интереса заслуживает тот факт, что многие сиро-хеттские прототипы бактрийско-маргианского пантеона в свою очередь определяются как отражающие митаннийский стиль в месопотамском искусстве. Так, к митаннийскому стилю относит П. Амье уже упомянутый уникальный бактрийский топор с двуглавым демоном (Amiet P. L'Age des exchange inter-iraniens. 3500-1700 avant J.-С. P., 1986.), а Э. Порада и Г. Франкфорт безоговорочно определяют «жезлы с шарами» как митаннийские эмблемы. Точно также изображения животных, под животами которых извиваются змеи, композиции с акробатами, гибридные персонажи с головами животных Б. Буханан определяет как митаннийские по стилю».

(Источник: В.И. САРИАНИДИ СИРО-ХЕТТСКИЕ БОЖЕСТВА В БАКТРИЙСКО-МАРГИАНСКОМ ПАНТЕОНЕ//Советская археология. М., 1989. № 4. С 17-24)

Однако, стоит отметить, что датировка бактрийских находок предшествует хеттским, а не наоборот.
См., в частности, об этом: Царева Е.Г. Образы птиц на туркменских коврах XVI-XIX веков // Сб. ОЮЮЗА МАЭ РАН. Спб.: МАЭ РАН. 2012б. С. 111-136.

Двуглавый орел

Previous post Next post
Up