Тема использования символа двуглавого орла на Западе столь обширна, что материалов по ней может хватить на целую диссертацию. Поэтому в этом и следующих постах собираюсь коснуться лишь тех примеров, которые связаны с имперской идеей, европейско-византийскими связями и Святым Граалем.
Двуглавый орел. Из Сицилии в Германию.
Завоеванная в 11 веке норманнами Сицилия представляла собой место, где пересеклись западнохристианская, арабская и византийская культуры. Хронологически первое изображение двуглавого орла в Cappella Palatina относится к 40-70-м гг XII века (Pascal Androudis LES PREMIERES APPARITIONS ATTESTEES DE L’AIGLE BICEPHALE DANS L’ART ROMAN D’OCCIDENT (XI - XII SIECLES). ORIGINES ET SYMBOLIQUE), Достаточно небольшой хронологический промежуток отделяет это изображение от тех, на которых двуглавый орел предстает в более привычном почти европейском виде как в кафедральном соборе Палермо)
Рельеф в центральной апсиде кафедрального собора Палермо
Но наиболее интересны для нашей темы мозаики свода «Норманнского зала» королевского дворца Палермо, известного также как «палата короля Рожера» (Рожер II, король Сицилии 1130-1154 гг). Мозаики были сделаны в середине XII века, но подверглись капитальной переделке в годы правления Сицилией Фридриха II Гогенштауфена (1197-1250). Двуглавый орел изображен в арке западной стены зала. В центральной арке присутствует изображение герба Гогенштауфенов - одноглавый орел, который держит зайца в своих когтях. Вероятно, это, как и многие другие изображения двуглавого орла на Сицилии следует датировать эпохой Фридриха II.
Мозаика из "палаты короля Рожера" в Палермо, фрагмент с изображением двуглавого орла.
Мы видим двуглавого орла на аверсе монет, чеканеных в первые годы правления Фридриха Сицилией, На реверсе греческая надпись IC NIKA.
Тарис Фридриха II, 1202-1203 гг.
Византийские влияния кажутся очевидными. Нет почти никаких сомнений, что мозаики в Палермо сделаны греческими мастерами. Но можно ли говорить, что двуглавый орел заимствован из Византии? Однозначных доказательств в пользу этого нет, так как византийские памятники столь раннего времени либо отсутствуют, либо их датировка весьма сомнительна.
Двуглавый орел изображен на коронационной мантии сицилийских королей середины XIII века, которая хранится в соборе Ананьи. Здесь двуглавый орел изображен в медальоне, наряду с грифонами и двумя птицами. По другой версии это риза папы Бонифация VIII (c.1235-1303).
«Риза Бонифация», собор Ананьи.
В годы правления Фридриха II двуглавый орел становится официальным гербом императоров Священной Римской Империи. В хронике Матфея Парижского (Corp. Christi Coll. Ms 16. fol. 72 v.) приведет «Императорский щит», сопровождающий письмо Фридриха Генриху III.
Императорский щит из хроники Матфея Парижского Corp. Christi Coll. Ms 16. fol. 72 v.
В этом же манускрипте fol. 242 изображение двуглавого орла сопровождает известие о смерти Фридриха. В Historia Anglorum, B.L. Ms. Roy. 14.C.VII, fol. 149 такое же изображение двуглавого орла приведено с надписью Corona Ierusalem en Corona Siciliae.
Герб Фридриха Гогенштауфена из хроники Матфея Парижского
Корона Иерусалима и Сицилии B.L. Ms. Roy. 14.C.VII, fol. 149. Источник
British Library Двуглавого орла использовали преемники Фридриха, Конрад, король Сицилии (1250-54) и Иерусалима (Abbreviatio Chronicorum B.L. Ms. Cotton Claudius D. VI, fol. 95 v с надписью «щит Конрада, короля Сицилии» и Chronica Majora B.L. Ms. Roy. 14.C.VII, fol. 164v)
Герб Конрада Гогенштауфена
а также Манфред, регент Сицилии 1254-58г.
Герб Манфреда из Chronica Majora B.L. Ms Roy. 14.C.VII fol. 165. Источник
British Library Во второй половине XIII века Гогенштауфены потерпели сокрушительное поражение в борьбе с папством. Последний представитель династии Конрадин, король Рима, Иерусалима и Сицилии был позорно казнен на рыночной площади Неаполя в октябре 1268 года.
После смерти Фридриха II Священная Римская Империя вошла в длительный период смут и междоусобных войн. Последующие императоры, такие как Людвиг Баварский (1328-1347) и Карл IV Люксембург (1355-1378) использовали двуглавого орла на своих печатях и гербах, но по популярности он сильно уступал своему одноглавому родственнику.
Только при Сигизмунде Люксембургом он получил официальный статус. В 1401 году Сигизмунд принял двуглавого орла в качестве герба, будучи имперским викарием. В 1417 году, готовясь к коронации он заказал себе новую печать с изображением двуглавого орла, официальная коронация его в качестве императора произошла только в 1433 году, с этого времени двуглавый орел являлся официальным гербом Священной Римской Империи (Α. V. SOLOVJEV LES EMBLÈMES HÉRALDIQUES DE BYZANCE ET LES SLAVES// Seminarium Kondakovianum-07 (1935))
Портрет императора Сигизмунда их «Хроники Констанцкого собора», напечатана в Аугсбурге в 1483. Источник
Bridgeman Art Library Герб императора Максимилана I (1459-1519)
Источник Bridgeman Art Library Герб императора Карла V (1500-1558). Источник
Bridgeman Art Library