Подозреваю, что сегодняшняя тема может показаться вам странной. Мне бы точно показалась. До прошлой субботы я была уверена, что хрустальные люстры - это атрибут оперных театров или квартир богатых, но необремененных вкусом людей. А потом мы с одним моим заказчиком решили пройтись по салонам.
Пикантности ситуации придавало вечное противостояние моего чисто архитекторского минимализма и вечного поиска драмы с противоположной стороны ремонтного окопа. Есть моменты в которых я готова отстаивать свое «нет» до потери пульса и дыхания. Но светильники - это акцент, и, помимо чисто утилитарной функции, они еще и нехилый такой повод для самоиронии.
В конце концов остановились мы на варианте «хрррррусталь». Сорочья натура заказчика, обожающего все глянцевое и блестящее, была в восторге. А я решила совсем чуть-чуть поделиться своими наблюдениями. Сдерживалась, как могла. Уложилась всего в 2 поста.
Не стану впадать в крайности и рассказывать о том, что такое горный хрусталь, как его открыли и чем обрабатывали. Скажу лишь, что история хрустальных люстр началась во времена
Барокко. Огромные дворцы всевозможных Людовиков нуждались в хорошем освещении, поэтому изобиловали огромными окнами, зеркальными стенами и хрустальными люстрами посередине. Блестящий, как слеза, материал усиливал сияние свечей каждой гранью.
Самой распространенной формой подвесок в то время был «дубовый лист». Насколько мне известно, были большие и малые листики, которые отличались не только размерами, но и количеством граней. Вариации на эту тему встречаются до сих пор. Особенно актуальны они для интерьеров, богатых насыщенными оттенками, лепными и резными элементами.
Сменивший избыточное во всех отношениях Барокко более упорядоченный и поддающийся логике
Классицизм принес с собой и новые элементы. Овальные подвески-маркизы и полуобъемные слезки миндаля остаются одними из самых распространенных форм. Причем актуально это не только в «люстростроении», но и при производстве декора для одежды.
Еще одним крайне живучим элементом оказались кабошоны - небольшие бусины разной формы. Со временем из декора цепи кабошонов стали формообразущими элементами. Если вам интересно, как были устроены люстры того периода, можете открыть
вот эту ссылку на «Русский хрусталь». А
вот тут можно посмотреть на разные подвески.
Формирование очередной империи интересным образом повлияло на развитие Классицизма и его элементов. Величественный и очень помпезный Ампир тоже внес свои черты в хрупкий мир хрустальных светильников. Цепи кабошонов красивыми драпировками свисали между точно просчитанными элементами каркаса. Многослойные светильники вытянулись по вертикали, освещая просторные залы с высокими потолками, украшенными лепниной.
В наши дни интерьер все больше тяготеет к умеренности и сомасштабности человеку, поэтому и «оперные» люстры встречаются в основном в театрах и посольствах. Основная форма классического светильника - на 7-9 осей с небольшими плафонами и подвесками.
Период между двумя Мировыми войнами ознаменовался расцветом дизайна.
Модерн и
Ар-Деко ввели в обиход геометричные подвески-призмы, фантазийные спирали и пики, не теряющие своей актуальности по сей день.
Современный интерьер достаточно эклектичен, чтобы подобные люстры могли работать и в сочетании с кирпичной кладкой или бетонными стенами, и с мозаичными панно или текстильными обоями.
На этом на сегодня все. Ровно через две недели будет продолжение. Я расскажу о современных хрустальных светильниках и их стилистическом применении.
А вам нравятся хрустальные люстры?