Отказ от Болонской системы скажется благотворно на российской высшей школе

May 25, 2022 15:57



Блогер taxfree решил вынести приговор российскому образованию, когда узнал, что в министерстве образования созрела мысль отказаться от Болонской системы, которая на протяжении нескольких десятилетий уничтожала всё лучшее, что в российском образовании было, пытаясь:
- отказаться от тех наработок в образовании, которые его лучшее и сильнее;
- приспособить наше образование под западное, чтобы использовать на благо Западу;
- выстроить наше образование так, чтобы Запад мог выкачивать из страны лучшие мозги, предварительно их обучив.

На деле наше образование стало слабее, более громоздким и позволяла за счёт РФ проводить отбор лучших студентов и выпускников для использования их не дома, а на Западе.
И то особенно важно, нагрузки преподавателей при переходе к болонской системе возросли вдвое.
В результате, скажем моя прежняя нагрузка, котрая составляла ставку, стала полставки. И мне пришлось добирать ещё столько же часов.
Результат, если до этого я выпускал несколько монографий в год, то с 2016 года не выпустил ни одной.

При этом уезжавшие на Запад выпускники и студенты не возвращали стране те средства, которые были потрачены на них в процессе обучения.
А ведь по расчётам на Западе стоимость затраты на подготовку нашего кандидата (у них это доктор) около 1 миллиона у.е.

Другое дело, что в РФ власть мало думала о том, как использовать этих выпускников на благо общества.
Но в любом случае общее мнение преподавателей будет против Болонской системы и за возвращение к советской модели высшего образования.

Однако есть и те, кто с этим несогласен.
Блогер taxfree - один из них.
Вот его стон.

***

Похоже вчера дошла очередь до российского образования. Россия готова отказаться от Болонской системы (а это: бакалавриат, магистратура, вот это всё) и создать свою - заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Пара лет назад, в этом самом блоге, в комментариях к циклу постов, о том как я отправлял своего сына учиться в Германию после школы, мне громко и долго рассказывали о преимуществах русского образования. Жизнь все расставила на свои места. Не будет никакого русского образования. Ибо в современном мире ценится мобильность и кооперация. Если такой возможности нет, то такое образование никому не нужно. Ведь никто не хочет учиться в Северной Корее? 🤣

Зарождение болонского процесса, который сейчас хотят отменить в России, приходится на 1999 год. А произошло это в одном из итальянских городов - Болонья. Отсюда и соответствующее название, которое было утверждено и одобрено 29 министрами образования различных европейских держав.
Его основными задачами являются следующие положения:

1. Расширить границы высшего образования;

2. Повысить мобильность преподавателей и студентов;

3. Привлечь европейские традиции для дальнейшего международного сотрудничества;

4. Гарантировать выпускникам вузов успешное трудоустройство за рубежом;

5. Модернизировать традиционное высшее образование.

Если говорить простым языком, российское Министерство Образования получило дополнительное финансирование от Европы взамен на новые стандарты обучения, привлекательные на мировом рынке труда.

Во-первых, перед студентами тогда открылась Европа, где отечественные студенты теперь также могли получать высшее образование. Учащимся российских вузов можно было закончить несколько семестров в российском университете, а после без проблем продолжить свое обучение в одном из европейских вузов.

Во-вторых, тогда же все российские образовательные программы были пересмотрены, и отныне соответствовали европейским стандартам, тем самым повышая качество образования и, соответственно, квалификацию выпускников вузов.

В-третьих, достигнутое европейское равновесие позволяло отечественным студентам устраиваться на работу в международные компании, повышая не только свой уровень жизни, но и квалификацию.

И последнее: единая европейская зона высшего образования обеспечивала эффективную конкуренцию между европейскими и американскими вузами, а это значит, что спрос на отечественных специалистов стремительно возрастал, причем в несколько раз.

Теперь всему этому придёт конец. То что предлагает министр образования это фактически закрытие страны в сфере образования, и одновременно закрытие возможности русским выпускникам устроиться работать на Западе. Это настоящий железный занавес. Результатом которого станет стремительная деградация образования, а затем и науки и промышленности. Впрочем, кого сейчас этим удивишь? Сейчас вам начнут много рассказывать, что европейское образование деградировало, а вот русское, оно расцветет. Это продолжающийся тренд на закрытие страны, перенесение всех ее областей жизни и деятельности обратно в поздний Советский Союз. С теми же последствиями и практиками. Но спросите себя, а где сейчас более передовая промышленность? Чья продукция с максимальной добавленной стоимостью в мире? Кто экспортирует большей частью продукцию высоких технологий? Ну вот вам и ответ на то, куда тащат страну эти деятели.

Ну а я получил ещё одно подтверждение в своей правоте. Я отправил сына учиться в Европу, ещё когда это было легко. Как сейчас это будут делать родители старшеклашек, которые захотят это предпринять - я им сочувствую. Серьёзно. И вы точно знаете, кто виноват. Кто утащил страну обратно в прошлый век.

https://taxfree.livejournal.com/3592206.html

Обращаю внимание, что в стенании по поводу Болонской системы утверждается, что "мобильность преподавателей и студентов" является едва ли не главной.
Спору нет, мобильность важна. Но важнее знание того, что делается у коллег в других вузах и странах. Однако эти связи с отказом от Болонской системы не теряются.
У нас в вузе работал один "мобильный" физик, который каждые три года менял место работы и тему исследования согласно последней моде.
Но какой будет из этого результат? Будет ли он расти как учёный, если лучшие из исследователей занимаются одной темой и растут ею всю жизнь?
Вот я занимаюсь 25 лет современной мифологией. И не собираюсь эту тему менять из-за того, что на неё нет финансирования.
А "мобильный будет". И что получится в итоге? Ничего. У него нет своей темы, а значит и нет служения.
Он - "подсобный рабочий" в науке на подхвате у других.

Далее. Я не против привлечения научных традиций и наработок других стран, если они уместны, но не за счёт отказа от своих.
На деле же наша научная система стала обслуживать западную.
И только.
правильно ли это?
Не уверен.

Большая игра против России, наука, образование

Previous post Next post
Up