П. Балаев vs историки: выводы и впечатления

Sep 10, 2019 10:46



По наводке одного из читателей моего блога наткнулся на работы по истории Петра Балаева, который издал две книги "Анти-Стариков" и в серии ЖЗЛ опубликовал книгу про К. Ворошилова.
Обязательно "буду посмотреть", что он пишет. Наверняка, интересно, даже если с чем и не соглашусь. Но первое, что мне из его заметок попалось, это эссе про историков.

Не смог пройти мимо него, поскольку, каюсь, сам профессиональный историк. А там П. Балаев бедных историков полощет как грязное бельё. Однако я его понимаю. Ведь наше историческое сообщество сейчас довольно сильно разделено и запутано, хотя и сохранилась "дифференция по цвету штанов" в лице всяких степеней и званий. Одни обслуживают власть, продолжая линию вылетевших в трубу в октябре 1917-го "февралистов". Другие гонят за монархическо-православный дискурс, обосновывая "рай" царской России и "ад" СССР, местами пересекаясь с первыми. Третьи им противостоят, отстаивая "красный проект", при этом шпыняя друг друга на предмет своей особой сакральности. И всё это разнообразие изобилует интерпретациями, а порой и подтасовками, которые в совокупности могут любому крышу снести.

Как с этим разобраться? Почему они строем не ходят? Как отличить честного историка от манипулятора, а профессионала от дилетанта?
Прямо скажу: очень не просто. И далеко не сразу. Однако процесс идёт. И История без сомнения со временем всё раставит на свои места. Только торопить её не надо.
И в этом плане эссе П. Балаева будет полезным.

Правда, его, отработанный на подследственных в бытность работы на оперативно-розыскных мероприятиях, менторский тон порой озадачивает, т.к. создаёт впечатление человека, уму которого ни ошибки, ни манипуляция не свойственны. А я таких не знаю, включая себя. И не ему быть исключением. "Наука погрешима, ибо дело рук человеческих", - говорил большой хитрец от науки Карл Поппер. И без сомнения был прав. Да и попытка Балаева стричь под одну гребёнку всех историков, несмотря на их очевидное разнообразие, настораживает.

При этом отмечу, что я не удивлён тем, что профессиональный следователь пришёл к истории. Ведь у историка любое исследование действительно напоминает расследование, где крайне важно понять не только что произошло, но и почему? Мотивация в истории значит не меньше, чем в следствии. Но следователи тоже могут быть разные. Одни ищут истину. Другие - назначают виноватого. Одни хотят разобраться. Другие - побыстрее закрыть дело. Будем их всех клеймить?

Впрочем послушаем-почитаем его эссе. А потом я сделаю несколько наводящих на размышления замечаний.
___

Каких нормальных историков я знаю, которых могу посоветовать читать?

Читать я советую ВСЕХ. Только читать нужно - думая. А то к историкам вы относитесь примерно так же, как к врачам. Если вас лечит простой врач в поликлинике, то даже в случае полного излечения, вы непременно будете иметь к нему претензии. Вплоть до того, что будете своим знакомым рассказывать, как вас неправильно лечили и как нужно было лечить.

А если попадете с насморком в руки врача с профессорским званием, то даже став в результате профессорского лечения инвалидом, будете с гордостью хвастаться перед знакомым, как вас известный врач спас от смерти. Даже состояние собственного здоровья не позволяет огромному числу людей критически оценить деятельность «профессионалов». А что уж говорить об отношении к каким-то историкам, результаты деятельности которых не так очевидны?!

Я начал писательство с книг о Николае Старикове, в серии «Анти-Стариков» вышли первые две мои книги о работах Николая Викторовича на исторические темы. Только Стариков - не профессиональный историк, мне он был интересен в качестве объекта критики потому, что свои исторические изыскания подтягивал к своей политической деятельности.

Надо сказать, что профессиональные историки отнеслись к Старикову, скажем так, с некоторой долей профессиональной толерантности. Несмотря на довольно большие тиражи его книг и его серьезную раскрутку, они сделали вид, что его не замечают. И правильно сделали. Потому что в противном случае, если бы они его стали критиковать, получили бы много неприятностей. Николай Викторович, несмотря на его явную глупость, был бы вполне в состоянии начать разбор творений профессиональных историков с таким результатом, что им осталось бы только захлебнуться своей слюной.

Потому что по уровню глупости и вранья профессиональные историки (разумеется, я имею ввиду тех из них, которые занимаются периодом СССР) Старикова делают на раз. Они неподражаемы. Можно даже писать серии книг с разбором буквально каждой книги каждого из них.

Например, почти одновременно с моим «Ворошиловым» вышла в серии «Жизнь замечательных людей» книга «К.Е.Ворошилов» известного историка Николая Великанова. У меня читатели даже интересовались, знаком ли я с работой Великанова. Конечно, знаком. Николаю Великанову в 2017 году, в год выхода книги, исполнилось 83 года. Старость нужно уважать. Но уважения достойна старость, заслуживающая уважения.

Посмотрим, что написано в книге Н.Великанова о Ворошилове, цитата из нее:

9 сентября Ставка отправила в Ленинград телеграмму: «Ворошилову, Жданову.

Нас возмущает ваше поведение, выражающееся в том, что вы сообщаете нам только лишь о потере нами той или иной местности, но обычно ни слова не сообщаете о том, какие же вами приняты меры для того, чтобы перестать, наконец, терять города и станции. Также безобразно вы сообщили о потере Шлиссельбурга. Будет ли конец потерям? Может быть, вы уже предрешили сдать Ленинград?... Мы требуем от вас, чтобы вы в день два-три раза информировали нас о положении на фронте и о принимаемых вами мерах.

Сталин, Молотов, Маленков, Берия.»

Ответа Ворошилова и Жданова на телеграмму Ставки не последовало.

И это написал бывший главный редактор журнала Министерства обороны СССР «Советское военное обозрение»!!!

Ничего странного в этой цитате вы не заметили? Если нет, то вам простительно. Вы же не профессиональные историки. Тем более, не бывшие главные редакторы главного исторического журнала МО СССР.

Поэтому вы могли бы и не понять, почему Ворошилов и Жданов не ответили на телеграмму Ставки. Как они могли ответить на фальшивку, состряпанную уже даже не после войны, а после их смерти? Из загробного мира прислать ответную телеграмму в Ставку?

Дятел, который изготовил эту «телеграмму Ставки» с целью представить Ворошилова военным идиотом, сам проявил эталонный идиотизм, перепутав состав Ставки ВГК с составом Государственного Комитета Обороны. Подпись под документом Ставки Маленкова и Берии, никогда в состав Ставки не входивших, это нечто невероятное. Запредельное. Эта «телеграмма Ставки» у человека, занимавшегося историей Великой Отечественной войны, может вызвать даже не подозрение, а лишь глумление над «мастерством» лепил, работавших в архивах.

Но бывший главный редактор «Советского военного обозрения» этого не заметил. Господин Великанов вообще хоть состав Ставки ВГК знает?

Закономерно, что историк с таким уровнем интеллекта написал биографию Климента Ефремовича Ворошилова… у меня даже слов подходящих нет, чтобы охарактеризовать достойно его труд. Это гнусный, нелепейший, позорный, бессовестный пасквиль. Даже это определение слишком мягкое.

Так мало Ворошилова, Великанов в той книге и Сталина оболгал в стиле Троцкого.

И если сделать разбор книги Н.Великанова о Ворошилове, то можно написать на целую книгу - столько там всего!
Вот вам о профессиональных историках. Читайте их труды очень внимательно и вдумчиво. Проверяйте каждый факт и каждое утверждение, если не хотите в результате «лечения насморка» получить инвалидность, доверяя таким профессорам.

Так неужели вообще нет таких историков, которым можно доверять? Конечно, есть. Есть такие историки, в работах которых нет фактов и утверждений, проверка которых не приводит к выводам о профессиональной непригодности и лживости автора. Только мы историков не там ищем. У нас головы свернуты лицом к заднице.

«Пройденный путь» - книга мемуаров С.М.Буденного. Читайте и смотрите, как должно выглядеть историческое исследование. Кстати, историки утверждают, что не сам Семен Михайлович писал мемуары, а нанятый «литературный раб». Это они от зависти. Если бы такой «раб» существовал, то это был бы литературный гений.

«Рассказы о жизни» Климента Ефремовича Ворошилова - это совсем уж серьезно. Серьезнейшая работа об истории революционного движения на Донбассе до 1907 года. Эталонная в смысле научности.

Мемуары маршалов Рокоссовского, Мерецкова, Захарова (даже не смотря на редакторские «улучшения») - чем не научно-исторические труды?

Или вы думаете, что научно-исторический труд - это творение тупой дипломированной сволочи, не имеющей представления о предмете, которым эта сволочь занимается в качестве ученого?

Так многие так и думают. Поэтому верят нашим военным историкам, которые в своих книгах учат маршалов воевать. Поэтому так прижилось, что Ворошилову, члену Ставки и ГКО, Сталин не доверял командование фронтами. Т.е., Клименту Ефремовичу мало было работы в Ставке и ГКО, нужно было еще и на фронте полки водить!

Вот то, что Сталин не выгнал Ворошилова из ГКО, высшего органа власти в стране во время войны, и не послал командовать фронтом, трактуется, как недоверие к Ворошилову. Уровень должности члена ГКО и должности комфронтом сравните!

А теперь попробуйте найти хоть одного профессионального историка, который не утверждал, что Ворошилов не справился с командованием фронтом, поэтому ему это командование не доверяли? Найдёте? Если найдете, то знайте - это грамотный, умный историк. Я пока не нашел.

Коротко. Как правильно характеризовать таких историков, как Н.Великанов - тупыми или подлыми. Правильно - и тупыми, и подлыми. Подлость без тупости не бывает. Подлость только хитрой может быть. Но хитрость к этим историка не относится. Они даже свои труды пишут так, что любой внимательный читатель без посторонней помощи, всего лишь чуть критически подойдя к материалу, может сформулировать очень неудобные, мягко говоря, для авторов вопросы.

Так в книге о Ворошилове сам же Великанов сначала пишет, что Климент Ефремович был назначен командующим царицынской группой войск по настоянию генерала М.Д.Бонч-Бруевича. Михаил Дмитриевич, бывший на тот момент военным руководителем Высшего Военного Совета, оценил полководческое дарование Ворошилова, под командованием которого был осуществлен беспримерный «царицынский поход» и принял решение заменить им генерала Снесарева, с командованием в сложных условиях не справлявшегося. Сам же Великанов об этом моменте пишет в книге. М.Д.Бонч-Бруевич - это высший военный авторитет среди всех военспецов. Снесарев по сравнению с ним - щенок. Военные способности Ворошилова оценил сам генерал Бонч-Бруевич!

Но буквально на следующей странице Н.Великанов утверждает, что Ворошилов военных способностей не имел. Генерал Бонч-Бруевич, который еще при царе поднялся в карьере до начальника штаба Северо-Западного фронта, тоже не имел военных способностей, раз не сумел правильно оценить способности Ворошилова?

И это еще не всё. Сначала у Великанова назначение Климента Ефремовича происходит по настоянию генерала Бонч-Бруевича, но через пару страниц он об этом забывает и приписывает это результату интриг Сталина и самого Ворошилова. Получается какая-то абракадабра.

Хитрый подлец хотя бы не стал все известные ему факты лепить в одну кучу, что то не стал бы выкладывать. Тупой историк сам не замечает, что у него в результате получается. Не замечает, что его выводы противоречат приведенным им же фактам.

Я давно уже утверждаю, что наши известные профессиональные историки создают впечатление, что историк - не профессия, а диагноз.
Источник
__

Итак мои соображения.

1) Не знаю, как вам, а по мне выводить на основании цитаты одной фальшивки (телеграмма Ворошилову), что книга про Ворошилова позорная, а автор - тупой, чтобы тут же на основании этого примера сделать вывод, что все историки - бездарные, тупые и не образованные сволочи, как-то не комильфо.
По этому фрагменту не сделать вывод, как данный документ оказался в монографии. Была ли это досадная ошибка автора или заведомо спланированный подлог? И тем более один престарелый историк не является зеркалом всех остальных историков.

2) Балаев отметил, что настоящие историки есть. Но их искать надо не там. Надо полагать, не среди профессиональных. Себя-то П. Балаев считает настоящим историком. НУ, и ещё Ворошилова с Будённым. А труд последнего, по его мнению мог написать только сам Семён Михайлович, потому что такой труд мог написать только литературный гений, а гениев среди историков нет. Значит, написал сам Будённый. Он и есть гений. Кто-то сомневался?
Вам такая логика не смешна?

Но если ей следовать, то получается, что любой дипломированный историк уже тупая сволочь. Почему?
Вот и ответ: "научно-исторический труд - это творение тупой дипломированной сволочи, не имеющей представления о предмете, которым эта сволочь занимается в качестве ученого".

Ну, и слегка про мемуары. Профессиональным историкам известно, что все мемуары не ставят задачу объективно отразить исторический процесс. Сие и невозможно, т.к. любые знания мы пропускаем через себя, в лучшем случае лишь стремясь к объективности. Их задача максимально возможно поднять роль в этой истории самого рассказчика и оправдать его в тех поступках, которые он совершал. Однако П. Балаев этого не знает, видимо, воспринимая эти мемуары как истину в последней инстанции и воплощение правдивого описания того, что было по принципу "как было на самом деле".
Опять не смешно?

3) Но вернёмся к логике и позиции П. Балаева.
Как по мне, а у меня первая реакция на это: во как у человека бомбануло!
Но мой опыт показывает, что чем кто-то эмоциональней, тем меньше ума будет к эмоциям прилагаться. Хотя конкретно к П. Балаеву я так говорить не буду. Всё-таки книжки пишет. А я их ещё не читал. Поэтому не будем спешить с выводами. Но клиент с диагнозом уже нарисовался.

4) Итак профессиональный историк для П. Балаева - дипломированная сволочь, не имеющая представления о предмете.
Чем же заслужили такие эпитеты историки Великой Отечественной войны? Все скопом. Хотя они - разные!
П. Балаев даёт ответ. Историки полагают, что Сталин Ворошилова перевёл из Ленинграда, потому что ему не доверял.
А вот и цитата от Балаева: "то, что Сталин не выгнал Ворошилова из ГКО, высшего органа власти в стране во время войны, и не послал командовать фронтом, трактуется, как недоверие к Ворошилову". Что в его представлении бред, а значит и считающие так - больные. Ведь Ворошилова назначили на более высокий пост члена ГКО, что было намного важнее и ответственнее, чем командование обороной Ленинградом.
Вам опять не смешно?

Особенно на фоне давно имеющей место практики, когда какого-то несправившегося с конкретной работой чиновника переводят на повышение, где он уже не наломает дров и будет под бОльшим контролем. Так поступали правители от Екатерины до Путина. Однако доверял ли Сталин Ворошилову? Как политику, соратнику, коммунисту - безусловно. Как командующему фронтом - нет. Разницу чувствуете? Более того, дело вообще не в доверии. Совершенно очевидно, что в данном случае способности Ворошилова как теоретика и практика гражданской войны были в Ленинграде бесполезны или даже вредны, т.к. в новых войнах не воюют по правилам старых, а на другом участке работы он явно был бы полезнее. Отсюда и замена Ворошилова на Жукова.

5) Отдельный вопрос про способности Ворошилова. Без сомнения он был очень способный человек. Но всё относительно. И требования к способностям менялись. И то, что было востребовано в гражданской, в Великой Отечественной могло уже и навредить. И Сталин об этом знал. А П. Балаев, может, и не в курсе. Но историки тут причём?

Какой общий вывод. Какой-то дискурс у П. Балаева черно-белый и одноклеточный.
Впрочем, выводы пока предварительные. Надо будет почитать его труды.

Кстати, было бы прикольно посадить рядом Н. Старикова и П. Балаева и послушать их полемику.

Ну и ещё немного из его взглядов:

- Утверждает, что контрреволюция в СССР произошла не в 1985-1991, а в 1953-1961, послесталинское государство являлось не советским социалистическим, а госкапиталистическим империалистическим (об этом же писали Мао Цзэдун, Энвер Ходжа), в Перестройку госкапитализм сменился частнособственническим капитализмом. В то же время нет нужды в новой социалистической революции для преодоления контрреволюции.

- Отрицает массовые репрессии 1937-1938 и бериевскую реабилитацию как таковые.

- Отрицает с приведением множества аргументов реставрацию капитализма в Китайской Народной Республике.

Вас ничего в этом не напрягает?

Мне почему-то сразу вспомнился анекдот про дурдом, где сегодня врачом из больных будет тот, кто первым одел белый халат. Особенно это смешно, если халатов много.

Великая Отечественная война, мифы России, мифоистория, мифы СССР

Previous post Next post
Up