БЫЛ ЛИ МАЗЕПА ГЕЕМ? или Проблема гендерных интерпретаций перехода Мазепы на сторону шведов

Aug 29, 2014 10:06



Эта статья представляет собой фрагмент из книги "Мифы Украины: Мазепа", которая была издана летом 2012 года. В ней я затронул едва ли не самый ЩЕКОТЛИВЫЙ вопрос украинской мазепианы, от которого она бежит как чёрт от ладана. Да и я, признаюсь, бежал тоже, более двух лет не публикуя этот текст в интернете.

Хотя...



Ведь это так модно и стильно сейчас в Европе, а Украина стремится в ЕС - значит должна черпать европейские ценности полной ложкой.

А тут: ура, Украина снова опередила Европу! Оказывается, пока через тернии оформленного в суровые одежды аскезы пуританизма Просвещения и путанные метания Модерна постфеодальная буржуазная Европа веками продиралась к радости однополой любви, "политик барокко" гетман Мазепа на сотни лет опередил время, оказавшись тоньше, изысканнее, постмодерновее...

Есть на кого равняться! Так что читаем, просвещаемся и умиляемся.



Настоящая любовь - великая вещь, независимо от того, имеет ли она отношение к человеку, идее, стране, партии или просто любимой работе. Ведь она позволяет проявиться в человеке самым светлым чувствам. Раскрыться лучшим чертам характера и уйти в тень худшим.

Однако, у сложного человека и любовь проявляется сложно. И никто не гарантирует, что столкнувшийся с ней исследователь не окажется лицом к лицу с такими тайнами, которых страшатся даже их обладатели. Возможно, так было и с Мазепой. А может, и с его поклонниками.

В том, что «мазепинцы» любят созданный ими «образ» своего кумира, ничего удивительного нет. Ведь они его сотворили. А творец должен любить своё творение и всячески его от враждебных посягательств защищать. В этом смысле Мазепа в исторической мифологии стал своеобразным альтер-эго Петра. Героем-трикстером [1]. Его вечным и одновременно роковым спутником. Украинским Хромым бесом. Мефистофелем. Локи. «Блудливым» Санчо Пансо или Ламме Гудзаком. Порочным девственником. Мимикрирующим под сильных мира сего соблазнителем, представляющим себя как «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте).

При этом его типичная для казачества социокультурная и психическая неустойчивость делает его для исследователей и биографов неуловимым вплоть до смены гендерных ролей. А в контексте этого «слоя» истории, который сейчас крайне моден на Западе, а у нас в силу евроинтеграционной политики только начинает осваиваться, «история» с протестами гетмана относительно замысла Петра реорганизовать Войско Запорожское в регулярные войска может быть подана, как гендерный конфликт, когда «на смену гомосексуальному эросу номадов приходит рациональная машинерия регулярной российской армии» [2].



Иначе говоря, Петру хотелось «ликвидировать безженный статус козачества» [2]. И хотя он тогда этого не сделал, разработанный в 1706 году немецкими военными советниками русского царя Краткий артикул (т. н. Московский Военный Регламент [3]), предусматривавший наказание (сжигание на костре) за мужской гомосексуализм, по мнению отдельных исследователей, мог вызвать такую реакцию гетмана, которая в конечном итоге привела его к «измене» [См.: 4].

Кстати, известно, что в гомосексуализме «мазепинцы» обвиняли как раз Петра, что и было так ярко показано в скандальном фильме украинского кинорежиссёра Ю. Г. Ильенко «Молитва про гетмана Мазепу».

Однако, крайне маловероятно, чтобы практикующий подобные «удовольствия» царь предлагал для борьбы с якобы близкими ему гомосексуалистами столь суровые меры. А вот недовольство гетмана на этот счёт и его «восстание» совпадает с этой историей и по времени, и по сути. Ведь, по мнению харьковского профессора С. В. Жеребкина, к казакам «апеллировали как к опыту иного типа сексуальности, иного отношения к женщине» [2], да и к мужчине тоже.



В результате овеянные романтикой «братства», «сексуальные отношения в Украине рассматривались как формы проявления особой, романтической любви» [2] между мужчинами. И в случае, если подобные исследования будут проведены успешно, выступление Мазепы против Петра I можно представить в совершенно ином виде.

Причём, в данном случае Ю. Г. Ильенко идёт ещё дальше, сужая смысл «измены» Мазепы Петру до глубоко личного, интимного переживания, которое отразил в следующих таинственных словах: «Единственный человек в мире, который имел право сказать, что его предал Мазепа, был Петр I, потому что он по-своему любил гетмана» [5]. А с учётом того, как после долгой совместной работы с гениальным кинорежиссёром С. Й. Параджановым над его фильмом «Тени забытых предков», когда Ю. Г. Ильенко был у него оператором, будущий создатель «Молитвы за гетмана Мазепу» стал трепетно относиться к однополой любви, особенно, в истории [6], ничего в этом удивительного нет.

Правда, в таком случае, по Ильенко, получается, что Мазепа перешёл на сторону шведов потому, что уже не мог терпеть сексуальные «выходки» русского царя, что может быть правдоподобным лишь для тех, кто верит в мистификации Ю. Г. Ильенко.



Кстати, в свете этого, и заверения отдельных «мазепинцев», что между Мазепой и Мотрей не могло быть плотской любви, выглядят вполне приемлемыми. Ведь не исключено, что после крайне позорной экзекуции Фальбовского Мазепе пришлось срочно сменить подчёркнутую куртуазность польского шляхетства на брутальную женофобию казачества в силу не политических, а психофизиологических причин, что тогда было равносильно смене не только его политической, но и сексуальной ориентации.



Недаром, именно после этого, он долго не сможет смотреть на женщин с вожделением и будет искать у них уже не удовольствия, а элементарную выгоду.

Впрочем, подчеркнём, что к этому скрытому пока аспекту «мазепианы» исследователи только начинают подбираться, в первую очередь испытывая трудности психологического плана. Тема-то пока для нас запрещённая.



И, возможно, поэтому в своём «нежелании анализировать коллективную природу козацкой сексуальности отечественный и западный просветительский подходы парадоксальным образом совпадают» [2].

Но это пока. Ведь усиление культурной интеграции с Европой неизбежно вынудит принять европейские ценности и по данному, пока всё ещё щекотливому для граждан Украины вопросу.

В этом смысле судьбоносный для Украины и такой знаковый для нас «евровыбор» Мазепы выглядит в духе современных подходов европейского сообщества с их особым любовным отношением к сексуальным меньшинствам, прогрессивным и либеральным одновременно. А его отчаянное выступление против Петра может быть представлено как первая известная нам украинская сексуальная революция, вылившаяся в конфликт между возглавляемым Петром гетеросексуальным большинством и поддержавшим Мазепу гомосексуальным меньшинством.

Однако, что тогда скрывает «мазепиана»? И не может ли в свете этого всё «мазепинство» быть представлено, как скрытая форма гомосексуальных симпатий, выражающаяся то в повышенной интеллектуальной агрессии, то в заунывных разговорах про всеобщую любовь?

У нас нет ответов на эти вопросы. И мы не ставим задачи данную проблему разрешить. Но предложить её как рабочую гипотезу вполне можно, несмотря на то, что для большинства исследователей она выглядит уже в силу одной привычки пока нереальной и вызывающей. Но в будущем всё возможно, и не исключено, что в данном вопросе нас ещё ждут интересные открытия [7].

Литература и комментарии

1. Trickster (англ.) - обманщик, ловкач; в мифологии, фольклоре и религии - божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения.

2. Жеребкин С. Сексуальность в Украине: гендерные «политики идентификации в эпоху козачества [Электронный ресурс] / С. Жеребкин. - Режим доступа: http://www.genderstudies.info/sbornik/muzhest/11.htm

3. Краткий артикул был составлен бароном Г. Гюйссеном на основе Саксонского военного устава и издан на немецком языке в 1706 г. под названием «Moskovitisches Kriegs-Reglement» (Московский Военный Регламент); затем с немецкого текста был сделан русский перевод.

4. Karlinsky S. The Sexual Labyrinth of Nikolai Gogol / S. Karlinsky. - Chicago and London : The University of Chicago Press, 1992. - 344 p.

5. Проторская Н. Юрий Ильенко: "Никакой Полтавской битвы не было" [Электронный ресурс] / Нелли Проторская. - Режим доступа: http://www.ng.ru/culture/2003-05-29/6_poltava.html

6. Сам Ю. Г. Ильенко по этому поводу в уже упомянутом интервью говорит: «Один известный кинорежиссер, у которого я работал оператором, пытался сделать из меня гомика, но я этому не поддался» [См.: Там же]. И, возможно, он говорит правду. Однако, тот факт, что сам Ю. Г. Ильенко после этого чрезвычайно трепетно стал относиться к данной теме в своём творчестве, наводит на мысль, что в отношении к однополой любви в голове Ю. Г. Ильенко после общения с Параджановым всё же произошёл заметный и по-своему необратимый переворот. Причём, как у Эдуарда Лимонова, начался с увлечения гомосексуальной тематикой, а закончился исповедальным и одновременно радикальным по характеру национализмом.

7. Разумеется, автор к рассмотренной выше версии относится с большим сомнением. Но она хорошо показывает, как, используя применяемую «мазепинцами» методологию, можно обосновать самые невероятные вещи. А с учётом постоянного повтора и психологического привыкания, они со временем уже невероятными совсем не кажутся.

ИСТОЧНИК

Мазепа, мифы Украины, современный миф

Previous post Next post
Up