У amp-amp попался фольклорный материал под названием "Казак Мамай как зеркало украинской духовности"
Заинтересовал. Мне по теме козака Мамая известно многое. И потому хотел кое-что уточнить.
1) Козак Мамай действительно воспринимался в Малороссии как защитник и святой. Но история его тянется не с 18-го века, а намного раньше. Когда Украины даже как польской территории не было.
2) Этот козак - не разбойник, а защитник. И он не татарин, а русский. Малоросс. Хотя и со степными корнями. Точнее, он не более татарин, чем отец Елены Глинской и дед Ивана Грозного князь Василий Михайлович Глинский. А те, кого как Мамаев упоминают ниже, типичные самозванцы, прикрывавшие именем Мамая свои тёмные дела. При этом стоит помнить, что Мамай не был католиком или униатом. Он был православным, однако тесно связанным с древней святорусской жреческой традицией, к которой теперь большой интерес. Именно поэтому он в народе воспринимался боевым магом.
3) Пририсованные на иконах с Мамаем жертвы козацкого произвола отражают не его деяния, а желания простых селян именно этих "хлопцев" видеть повешенными за свои грехи от имени Мамая. С этой точки зрения правильнее говорить не о том, что Мамай есть зеркало украинской духовности, но о том, как Мамай ныне отражается в зеркале украинской ментальности. Исходя из этого можно говорить о некоторой исторической преемственности, но при условии понимания, что козаки в любом виде - защитники и разбойники - униатов, коими являются бандеровцы-галичане, ненавидели едва ли не больше "жидов" и "ляхов".
Теперь вернёмся к исходному тексту. Вот он, казак Мамай, разостлав волшебный ковер посреди реки, почивает за трапезой, зачаровывая игрой своей кобзы окружающую его природу. В глиняном горшочке тихо мерцают галушки, а в кувшине струится теплый саке. Казак погружен в нирвану, его мысли далеко в прошлом и одновременно в будущем. Он видит все. Вся вселенная, словно обнаженная дева, стоит перед его взором. Он созерцает вечное движение планет и падение звезд. Он свободен, круг сансарического бытия разорван его волей, чакры открываются и закрываются, подобно дыханию Кришны, восьмого аватара Вишну. Как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается ветер, так прекратились страдания, когда иссякли страсти. Ноги Мамая вросли в землю, его шелковые шаровары обвиты лозами винограда, а своим высоким челом с оселедцем, озаренным мириадами звезд, он подпирает небосвод. Тишина и покой мироздания. Да пребудет с тобой сила, казак…
Наверное, невозможно найти персонажа более популярного на Украине, чем казак Мамай. Изображение этого казака-бандуриста является визитной карточкой украинской культуры. Мамай растиражирован на одежде, посуде, монетах и марках. Поговаривают, что в старину самописные картины «Казак Мамай» висели в каждой хате возле икон. Его можно назвать одним из главных символов Украины. Можно сказать, он суть украинства.
А сколько статей было написано и пишется сейчас о казаке Мамае. Легкий поиск в сети выдает множество материала. Я, набравшись наглости, понавыдергивал наиболее характерные цитаты. Нагло и цинично, так как выкладываю их здесь без указания на первоисточники. Просто при желании, каждый из вас сможет найти не одну сотню точно таких же в сонме хвалебных статей, посвященных Мамаю.
Казак Мамай - это собирательный образ казака-характерника, достигшего наивысшей ступени человеческой духовности и внутренней свободы. Вот только путь этот был долог и тернист. Постоянные войны, каждодневная борьба с врагами - будь то польская шляхта, набеги тарарвы или "свои" же паны - закалили миролюбивый украинский народ. И родила земля украинская воина-защитника. Имя ему КАЗАК МАМАЙ...
Картины Козак Мамай - это народные украинские иконы. Их изготовляли по всей Украине от Карпат до Слобожанщины и Херсонщины.
Он был украинской иконой, воплощением волевых вечных стремлений украинцев быть хозяевами в своем доме. Имя его - Мамай. На тюрском языке «мамай» значит - никто, никак, без имени, пустота. По поверьям, если у человека нет имени, то злым силам его не найти и не покорить. Один безымянный одинокий козак, таким образом, олицетворяет всех украинцев в целом. Он одновременно и никто, и все вместе.
Мамая вытравливали из народа очень долго. Казалось, что этот идеализированный воин-символ, который являет собою миролюбие и глубину духовного мира украинцев и одновременно силу духа и воли, способность отстоять свою Родину, исчезнет из нашей памяти….. Снова мы смогли увидеть Козака Мамая только после обретения Украиной независимости.
олицетворяет «отполированную веками думу народа о своей сущности». Легендарный рыцарь заколдованных барокковых суток, он не только отобразил черты украинского характера, но и зафиксировал виденье народом самого себя Обратите внимание на выделенное жирным шрифтом и держите это в своей памяти, читая эту статью. Общий смысл цитат понятен. Казак Мамай - это олицетворение украинского народа, его идеал, его суть. Это то, как народ сам себя видит.
Ну что ж, давайте поразглядываем это олицетворение украинского народа немного подробнее.
Вот он сидит, излучая «миролюбие и глубину духовного мира украинцев». Как трогательно, не правда ли? Ой, а что это такое позади него на дереве болтается? Гм, вроде повесили кого-то… А может, это случайно в кадр попало? Может фотограф сплоховал? Ракурс не тот взял? Давайте посморим другие картинки. Вот еще одна «украинская икона» с «отполированной веками думой о своей сущности».
Упс, опять кто-то болтается. Не похоже, что подвешенный случайно попал в кадр «наивысшей ступени человеческой духовности».
Покопаемся в старине. А конкретно в историческом журнале «Киевская старина» 1898 года за март месяц.
Ну что ж, выходит, что повешенные люди на картинах с Мамаем отнюдь не случайны, а представляют собой вполне обыденное явление, подчеркивающее «миролюбие и глубину духовного мира украинцев». Читаем дальше.
Казак Мамай польского разлива с повешенным казаком
Вот описываемая картинка Как видите, подписи на картинах действительно пронизаны тонким юмором. Думаю, что современные жидобандеровцы должны в полной мере оценить его.
Дальше «Киевская старина» объясняет, откуда у «миролюбивого украинского народа» взялась эта трогательная традиция, вешать евреев и поляков.
Не знаю, как вас, а меня от такой «иконы» украинского народа мутит. Не могу сказать, что другие народы не позировали на фоне покойников, но все-таки есть разница между солдатом на фоне подбитого вражеского танка, ну или возле поверженного в бою врага, и самолюбованием на фоне казни беззащитных. Особый цинизм - еще и трактовать это, как «наивысшую степень своей духовности». Похоже, что по своим духовным ценностям мы действительно не братья. Да и не хочется иметь настолько «миролюбивых» родственников. Не наше это, не русское.
А вот Европе такие традиции «духовности» отнюдь не чужды. На просвещенном Западе издревле любили позировать на фоне казненных, делали это со вкусом и расстановкой. Так что казак Мамай, не смотря на свое явно азиатское имя и шаровары, вполне вписывается в демократическую картину традиционных западных ценностей.
В общем, на месте жидобандеровцев, я бы не особо пенял клятым москалям за то, что они «долго вытравливали Мамая» из украинского народа. Да и плохо, видимо, вытравливали, ибо «после обретения независимости» он вернулся и набирает силу. Он везде. Он марширует на парадах СС Галичина, УПА и Бандеры с криками «Юдэ, геть», он скачет на майдане москаляку, он жег людей в Одессе и продолжает убивать на Донбассе. А чего вы хотите от народа с такой вот духовностью? Это же Мамаи! Так что… «Пионер Жидобандеровец, будь готов! Всегда готов!»
А Мамаю, этому духовному олицетворению украинского народа, народ ставит памятники. Много.Вот такой вот, например, стоит в Киеве.
Другие, похожие, стоят по всей стране. И знаете, что я заметил? Позади каждого такого Мамая всегда имеется дерево - мамаево дерево. И оно пока пустое. Пока…