Море волнуется - два

Nov 22, 2011 16:50

Строго говоря, моря сегодня не будет, а будут люди и немножко - домики и растения.

Народность Ли - аборигены острова. Они живут здесь с незапамятных времен, их история насчитывает пять, а то и семь тысяч лет. Этнографы находят в их культуре вьетнамские и полинезийские корни. Даже внешне Ли отличаются от китайцев.
А лет 400 назад на Хайнань попали переселенцы с материка - народность Мяо. Это такие своеобразные китайские цыгане. Раньше они кочевали, нанимались в солдаты - в империи считались сильными и бесстрашными воинами.

Сейчас, конечно, цивилизация настигла аборигенов. Они живут в квартирах, едят в придорожных «чифаньках»*, ездят на мопедах (о, как они ездят! это достойно отдельного рассказа) и живут обычной городской/деревенской жизнью.
Но до сих пор в горах острова - а Хайнань горист и джунглист - есть поселения, где не ступала нога не то что белого человека, а вообще какого-либо человека, помимо жителей этих поселений. Вот там еще сохраняются древние, порой жестокие, традиции, цветет чуть ли не первобытнообщинный строй и вообще там, наверное, очень интересно, но туда и этнографам трудно попасть, не то что туристам. Во-первых, потому что в горах водятся ядовитые змеи… в принципе, для меня на этом можно было бы и заканчивать перечисление. :) Впрочем, есть и другие факторы, совершенно непроходимый тропический лес, например. Да и культура народностей Ли и Мяо без того достаточно неплохо изучена.



Собственно, этнодеревня, куда мы отправились на экскурсию, это такой безопасный способ познакомиться с местными обычаями.
Когда-то это была маленькая обыкновенная деревушка, не так давно ее превратили в туристическое место. Построили по традиционным технологиям дома - из сена и глины, прошарили весь остров в поисках стариков и старушек аборигенов, согласных жить в таком поселке, устроили музейчик, придумали представление с «показом мод» разных времен и родов, живших (и живущих до сих пор) на острове.

Ладно, остальное расскажу и покажу под катом. :)


На входе:








Есть легенда происхождения Ли, которую они сами о себе рассказывают. Называют себя Народ Оленя.
На полуострове Лухуэйтоу (Обернувшийся Олень) есть гора. Некий охотник гнал по этой горе оленя, когда бежать животному уже было некуда и охотник приготовился спустить тетиву лука, олень обернулся. Укоризненно посмотрев на охотника, он превратился в прекрасную девушку. Дальше, понятное дело, они поженились (ну, подумаешь, любимая - олень), нарожали детишек и стали родоначальниками племени Ли.





Лягушка - символ семьи и богатства.










На стене в музейчике:






Немножко внутренней жизни.
Для изготовления кокосовой водки:




Домик в ближайшем рассмотрении:


Предметы быта:




(фотоаппарат в отражении в аутентичность не вписывается, но не заметила я этого китайца, когда фоткала!)

Кстати, на предыдущей фотке - кусочек «женского дома».
Девочек в местных деревнях отдавали замуж рано. Когда им исполнялось 14 лет, родители строили для них отдельный дом, зачастую всей деревней (и всех своих девочек-подростков отправляли туда). Там девочки жили до свадьбы.

Нравы были весьма свободные. (Они бы оставались такими и сейчас, но не дал пресловутый закон «одна семья - один ребенок», о нем - в каком-нибудь из следующих постов). Например, существовал обычай. Весной (то ли в день равноденствия, то ли третьего числа третьего месяца) собиралась деревенская молодежь, праздновала, танцевала, в том числе плясала с бамбуковыми палками - это будет на фотках, пила кокосовый самогон. А потом они разбивались на парочки - кто кому приглянулся - и разбредались по лесу. Через девять месяцев вся деревня дружно принимала роды.
Вот после этого родивших девушек охотно брали замуж. Причем совсем не обязательно те, с кем они по лесу бегали. Считалось, раз быстро забеременела и родила, значит, годная деваха - здоровенькая, крепкая, род продолжать будет, всё такое.
Иногда, уже договорившись о свадьбе, невесту отправляли из девичьего дома обратно в дом родителей. В течение года она должна была забеременеть (как вы понимаете, не от будущего мужа) и родить здорового ребенка. Лишь после этого брак считался заключенным, и девушка получала право переехать к мужу.
Бывало, девушки, живя в девичьем доме, рожали и двух детей, прежде чем выйти замуж. Но чрезмерно заигрываться тоже не следовало. Если у девицы рождался третий, замуж уже могли и не взять. А то и сами родители убивали «излишне гулящую» дочь, а ее детей брали на воспитание себе.



Дома подняты на полтора метра над землей. Внизу - размещали скотину.








За кокосами полез! Голыми ногами и руками, безо всяких приспособлений, кроме тряпочки. Успела сделать только один кадр - против солнца, а он очень уж быстро забрался.




Небольшие скульптурки:


Ручной ткацкий станок. Здесь он в бронзе, но им пользуются и по сей день. Дальше будут фотки. Причем не нужно думать, что это ткачество только туристам показывают. Местные, те, что живут в горных деревушках, до сих пор так и ткут одежду.




Местные племена всегда были язычниками. До сих пор очень развит культ предков. И вообще, хайнаньцы живут в некоем смешении язычества, буддизма и даосизма.






Любопытный факт. Раньше у женщин острова был распространен обычай наносить татуировки на все тело. По татуировкам можно было «прочитать» всю ее жизнь - какое она положение занимает в обществе, сколько у нее было детей, сколько волов в хозяйстве и т.п.
О происхождении обычая, разумеется, существует легенда. Некому богатею, а то и самому императору, приглянулась девушка из хайнаньской деревушки, и он пожелал взять ее к себе в наложницы. Но деве богатей не нравился, а нравился соседский юноша. И чтобы не достаться нелюбимому, она обезобразила себя татуировкой.
Конечно, после победы китайской революции, женщины сбросили с себя иго татуировочного рабства. Всем хотелось быть красивыми и учиться в Пекине. Но… традиция исчезла. И вот, как уже было сказано выше, по всем деревням острова собирали бабушек, которые еще успели пожить по заветам предков.
Сейчас этим бабушкам по 70-90 лет. Через пару десятилетий женщин с татуировками мы больше не увидим, и этот пласт этнической культуры будет окончательно срезан.

А пока вот они.


И вот эти ручные станки. Точнее… ножные. :)




Очень приятное лицо, правда?






В музейчике была инсталляция «нанесение татуировки», но я ее не сфоткала. Зато сфоткал кто-то еще, так что можно посмотреть вот тут: http://www.vesveter.ru/China/Hainan_Li_Miao_09.jpg





Домик-черепаха:


Традиционная кухня:


Как сказал нам гид в ответ на вопрос «А что тут съедобно?»: «Ну… вам, русским можно съесть вон то круглое желтое. Море канцерогенов, но есть можно. Все остальное съедобно… но только для местных».
Впрочем, сок из сахарного тростника мы отведали - очень вкусно.

Мяо - едят мясо, Ли предпочитают овощи, рис и рыбу. Все это обильно политое китайскими соусами.



Ну и представление.
Шоу красочное, милое и очень достойное. Видно, что сделано с любовью.




Сначала нам показывают, как трудно было первобытным племенам и как они добывали огонь.












Обратите внимание. Люди с более темной кожей - это местные, со светлой - это приглашенные для шоу китайцы.
После трудового дня вся эта молодежь разъедется по домам, в деревне останутся пожилые.

Затем нам рассказывают историю, как вначале среди племен царил матриархат, но лишь с установлением патриархата наконец-то наступил порядок и всеобщая благость.


Загнали мальчика. :)










Рис. Основной продукт в Китае. Оттого драгоценен и воспет (как у нас хлеб, например).




Показ местной моды. Вот они, мини-юбочки! Изобретены на Хайнане много тысяч лет тому назад. :)


Макси тоже в чести:








Какое лицо…




Кстати, традиционное приветствие у местных - схватить за уши.

А вот и бамбук. Игра вроде нашей «резиночки». Палки сдвигают и раздвигают, причем не только внизу, но и на уровне груди. Надо проскочить, не попавшись. Под музыку, так весело!










Мяо показывают нам, как они брутальны и воинственны. Залазят по острым ступенькам, хотят по битым стеклам…


…прикладывают к разным частям тела раскаленное железо.


Честно, раскаленное!

Ну и еще страшилка напоследок.
Гидша рассказывала. Она на Хайнане уже несколько лет живет, и как-то удалось ей через знакомого китайца напроситься в горную деревушку, посмотреть на этнику поближе, так сказать. Посмотрела.
В деревне как раз был праздник посвящения детей во взрослые. Проходит он, как выяснилось следующим образом. Шестнадцатилетних юношей местный шаман вводит в транс - отварами из специальных травок, курениями, песнопениями. Затем выстраивает их в шеренгу и… остро заточенным бамбуковым копьем прокалывает им щеки. Как бы нанизывает всех на одно копье.



Через эту долинку мы съезжали по канатной дорожке! Ы-ы-ых, клёво! Еще хочу!


Фотка съезжающей меня есть, но она не цифровая. Однако представление о том, как мы спускались, можно получить по этому снимку: http://www.vesveter.ru/China/Hainan_Li_Miao_16.jpg (опять стащила у кого-то в инете).

Бананчики:








В следующем «море, которое волнуется» - термальные источники, музей жемчуга и… ну, бабочки, наверное. А может, чего другое, покопаюсь еще в фотках.
_______
*«Едальнях».

Один ужасно любопытный момент. Стандартное приветствие у китайцев «ни хао» - «здравствуйте». Но есть одно такое… внутреннее, что ли. Для своих, для тех, кто в курсе. «Чи фань лама?» - «Вы сегодня уже ели?»
Так и здороваются друг с другом. А отвечать надо честно, ел - говоришь «спасибо, ел». Не ел - так и отвечаешь, нет, мол.
Для китайцев время приема пищи - священно. Хочешь, чтобы чиновник тебя нормально выслушал и помог, приходи к нему после обеда!
А еще, не знаю, как в северном Китае, а в южном существует сиеста. Днем час отводится на обед и еще час-два на поспать. Едят китайцы в вышеупомянутых «чифаньках», а спать ложатся прямо возле своего рабочего места на циновочке.
Previous post Next post
Up