"Цветочница и Музыкант"
mittelstimme В одном маленьком старинном городке на самой обыкновенной улице потихоньку занимался самый необыкновенный день. Вернее на первый взгляд день был вполне себе обычный под стать всем остальным дням на этой улице, ведущей неторопливый провинциальный образ жизни. Как всегда солнце вставало всё выше, и улица постепенно просыпалась - в лужах, весело чирикая, купались воробьи, кошки потихоньку подтягивались со всех окрестностей к открытию мясной лавки, из пекарни доносился аромат свежей сдобы, а молочница, позвякивая бутылками в огромной корзине, вразвалочку обходила дома.
Вот уже аккуратные хозяйки распахнули на окнах ставни, и, высунувшись с лейками наружу, поливали цветы на резных балкончиках и приветствовали соседок. И только одно окошко в мансарде дома, принадлежавшего булочнику, оставалось в это утро закрытым, - ведь тот, кто жил в мансарде, еще не подозревал, что именно ему этот день сулил множество всяких удивительных происшествий.
В мансарде за закрытыми ставнями у клавесина сидел юноша Музыкант. Всю ночь он тщетно пытался сочинить новую музыку. Через два дня он уже должен был представить её бургомистру, потому что через неделю ей предстояло прозвучать на ежегодном Весеннем Празднике, проводившемся в их городе. «И зачем только я взялся за этот заказ, - думал Музыкант, - хотя, конечно, что тут непонятного, жить на что-то ведь надо, а бургомистр платит весьма щедро. Да и сам король собирался посетить наш город на праздник, и если бы он услышал мою музыку, и она бы ему понравилась, то тогда... Стоп-стоп! Хватит мечтать о славе, откуда ей взяться, если я пока не могу сочинить ни одной приличной мелодии!»
- Да что ж такое-то! - в сердцах воскликнул он, - куда подевалась моя муза?!
- Никуда я не девалась, всё время сижу тут рядом с тобой, - вдруг раздался спокойный голос, и прямо перед носом у Музыканта возникло из ниоткуда маленькое непонятное существо.
Существо размером с ладошку было похоже на пухленькую немецкую фрау. Она была одета в нарядное зелёное клетчатое платьице с пышной юбочкой до колен, зелёные чулочки и черные лаковые башмачки. На голове у неё был белый кружевной чепчик, из-под которого торчали золотые кудряшки. Она сидела на стопке нотной бумаги, хлопая круглыми зелеными глазками, и мило улыбалась.
- Ой! Ты кто?! - изумился Музыкант, с интересом разглядывая необычную гостью.
- Кто-кто, твоя муза, кто ж еще! - пожала она плечами.
- Ты - муза?? Настоящая? - недоверчиво покосился Музыкант и ткнул в малышку пальцем, чтоб убедиться, что она не плод его воображения после бессонной ночи.
- Эй-эй, поосторожнее! - воскликнула муза и стукнула его по пальцу маленьким камертоном, который она сжимала в руке, - разумеется, я самая настоящая муза!
- Гм… Разве музы такие? - продолжал удивляться Музыкант, - ты похожа на Гретхен из кабачка «Золотая пена», невесту моего приятеля Ганса, она такая же симпатичная толстушка и может враз принести по четыре кружки пива в каждой руке.
- Очень рада за Ганса, что у него имеется столь прелестная невеста, - лукаво улыбнулась муза, взбивая свои кудряшки, - а какими же по-твоему бывают музы?
- Эмм… нуу… такими воздушными, полупрозрачными… если вообще бывают.
- Пфрр.., - презрительно фыркнула муза, - это привидения. Мы с ними не имеем ничего общего. Мы обычные осязаемые существа, со своим характером, интересами и привычками.
- Ничего себе обычные, - хмыкнул Музыкант, - были бы вы обычными, я бы знал про тебя раньше. Кстати! А почему это ты появилась только сейчас? Почему я прежде не видел тебя?
- Так откуда же мне знать? - пожала плечиками муза. - Не хотел, наверное, потому и не видел. Когда начал искать и звать меня, так ведь сразу заметил, а? Теперь вот сидим тут с тобой общаемся. Ну и спрашивается, чего раньше-то молчал? Видимо не хотел со мной разговаривать, - муза обиженно надула губки, - а я ведь все годы рядом с тобой, стараюсь, тружусь, не сплю ночами, помогаю! А толку ноль! Меня просто не замечают!!! - малышка раззадорилась не на шутку. Она спрыгнула со стопки нот и вышагивала туда-сюда по крышке клавесина, воинственно размахивая камертоном.
- Мда… вот незадача-то, - растерянно пробормотал Музыкант, почесав затылок, - выходит, что музы и впрямь существуют, но никто об этом не знает…
- Ну почему же никто? - укоризненно посмотрела на него муза. - Вот художник из дома напротив давным-давно со своей музой не разлей вода, и уже две из его картин попали во дворец к королю! А наш булочник? Что ни месяц - то новый кондитерский шедевр!
- Ты хочешь сказать, что у булочника тоже есть муза?
- Конечно, есть! Муза есть у каждого, кто творчески подходит к делу.
- Тогда может мы к этому делу как раз и приступим, а? - остановил Музыкант пылкую речь своей музы. - Нам с тобой через два дня надо показать бургомистру наше музыкальное творение, а оно как-то вот и не творится. Давай-ка, помаши своим камертоном, или что ты там должна сделать, и пусть ко мне уже, наконец, придет хоть какая-нибудь идея!
- Ишь, как у тебя всё просто! «Помаши-ка камертоном», - покачала головой муза, передразнивая Музыканта, - ты думаешь, что я тебе идеи что ли посылаю? Вовсе нет. Я лишь помогаю разгореться твоему вдохновению, но родиться оно должно вот здесь, - и муза пухленькой ручкой коснулась сердца юноши.
- А как же оно рождается?
- Вот уж это за гранью моего мира, - вздохнула муза, - я могу его только увидеть, когда оно есть. Но по опыту своей долгой работы скажу, что у людей всегда есть вдохновение после появления в их жизни каких-то новых впечатлений и еще, когда они влюбляются. Может тебе надо просто влюбиться, мм?
- Тьфу ты! Мне музыку надо через два дня бургомистру показывать, а ты мне тут морочишь голову какой-то любовью! - Музыкант в отчаянии скомкал очередной нотный лист и швырнул его в угол, где уже возвышался порядочный холмик из неудовлетворительных музыкальных набросков.
- Да-а… какая уж тут любовь, - скептически зацокала языком муза, - в нашей каморке даже и впечатлениями-то новыми не пахнет, не то что любовью. Ты бы хоть окно открыл, на дворе давно утро! Я уже не говорю о том, что пошёл бы и прогулялся, сколько можно сидеть взаперти! Давай-давай, я не шучу, иди и получай новые впечатления, иначе без твоего вдохновения я тут умру от истощения! - и театрально закатив глазки, муза плюхнулась прямо на клавиши.
- До истощения тебе еще далеко, - усмехнулся Музыкант. Он поднял малышку с клавиатуры и посадил на пачку нот. - Но прогуляться мне и впрямь не помешает, может, заверну в кабачок, выпьем с Гансом по кружечке пива, да полюбуемся на Гретхен.
- Это совсем далеко от новых впечатлений, - пробурчала муза, поправляя чепчик, - но иди уж, хоть из каморки вылезешь, и не забудь принести мне сардельку! - прокричала она ему вслед.
Когда Музыкант вышел на улицу, яркое солнце чуть не ослепило его. В небе резвились ласточки, воздух был пропитан ароматом молодой зелени, вокруг бурлила жизнь. Он закрыл глаза и вдохнул полной грудью. «Эх, муза, пожалуй, была права, - подумал он, - я и впрямь засиделся дома, а на улице-то уже бушует во всю весна!» Музыкант затянулся еще пару раз кислородом, и настроение у него заметно улучшилось. Довольный он зашагал по направлению к своему любимому кабачку «Золотая пена».
Но не успел он свернуть на соседнюю улицу, как вдруг услышал удивительную мелодию - очень простой, легко запоминающийся и проникающий в самое сердце мотив, от которого хотелось весело пританцовывать. Музыкант оглянулся по сторонам и увидел мальчишку, который сидел на подоконнике первого этажа и играл на дудочке. «Вот те на, - присвистнул Музыкант, - это же Петер, сын башмачника. Что-то я раньше не слышал, чтобы он извлекал из своей дудочки нечто подобное. Эта простенькая мелодия гораздо лучше всей белиберды, которую я пытался написать всю эту неделю».
- Привет, Петер! - улыбнулся он, подходя к мальчугану.
- Здравствуйте, господин Музыкант, - радостно воскликнул мальчик, оторвавшись от дудочки, - Вы слышали мою музыку? Вам нравится?
- О, да! Очень! Просто замечательная мелодия! Неужели ты сам её сочинил?
- Нет, что Вы, сам бы я не смог, - скромно заметил Петер, - мне помог колокольчик.
- Кто-кто? - удивился Музыкант.
- Колокольчик, мой цветок, вот же он, - мальчик легонько погладил розовой ладошкой крупный ярко-фиолетовый колокольчик, росший в горшке на подоконнике.
- Эээ… ты хочешь сказать, что колокольчик помог тебе сочинить музыку?
- Ну да! Послушайте внимательно, мой колокольчик умеет звенеть много разных мелодий! - и Петер снова поднёс к губам дудочку.
Колокольчик начал тихонько звенеть, Петер на дудочке быстро подхватил мотив, и вот уже их веселый незатейливый дуэт во всю импровизировал, заставляя прохожих радостно улыбаться. «Вот так чудеса, - думал Музыкант, слушая Петера, - сегодня определенно странный день, сначала муза, теперь колокольчик… А может я и впрямь такой невнимательный, что живу и не замечаю очевидных вещей? Брр… ну и денёк».
- Послушай, Петер, а откуда у тебя такой чудесный колокольчик? Ни один музыкант не отказался бы от такого, - подмигнул юноша мальчику.
- Его мне подарила девушка Цветочница, она сказала, что он вырос у неё в саду специально для меня.
- А где живёт эта Цветочница? Может быть, у неё и для меня найдётся колокольчик?
- Зачем же Вам колокольчик? - искренне удивился Петер, - Вы сами сочиняете такую прекрасную музыку. А Цветочница живёт на Вашей улице. Разве Вы с ней не знакомы? Её дом находится по соседству с домом господина художника. Его-то вы наверняка хорошо знаете.
- Ну как не знать, ведь его картины висят во дворце у короля, и наши с ним музы закадычные подружки, - рассмеялся Музыкант и потрепал Петера по макушке. - Спасибо тебе за помощь, продолжай играть, у тебя прекрасно получается!
Музыкант помахал мальчику на прощание и повернул обратно на свою улицу. Он медленно шёл по каменистой дороге, внимательно разглядывая окна домов. Удивительное дело, но он никогда раньше не замечал, что во всех окнах на его улице так много цветов. Белые, красные, розовые, желтые, голубые, фиолетовые, малиновые, - буйство зелени и ярких красок повсюду делало улицу такой нарядной, будто бы на ней круглый год справляли Праздник Весны. Каждое окно тут с равным успехом могло принадлежать Цветочнице. Хорошо, что он действительно знал дом художника, чьи расписные ставни и двери невозможно было не разглядеть.
Юноша остановился прямо напротив узорчатой двери художника и огляделся по сторонам. В доме слева был шляпный магазинчик, и вместо цветов всё окно было завешено разноцветными ленточками, бантиками, бусами и прочими безделушками. А вот в домике справа на первый взгляд не было ничего примечательного, пока в окне вдруг не появилась девушка, чтобы полить множество маленьких маргариток на её подоконнике. Она поливала цветы, напевая тихонько мелодию, которую музыкант уже слышал от Петера. У него отпали все сомнения - Цветочницей могла быть только она. Светловолосая и голубоглазая, в простом лавандовом платье она и сама была похожа на маргаритку. Девушка была настолько милой, что музыканту очень захотелось сделать для нее что-то очень хорошее, только он не мог ничего придумать, поэтому он просто подошел к её окну и сказал:
- Доброе утро, это здесь живет Цветочница?
- Да, это я, - смущенно улыбнулась девушка.
- А я живу в доме напротив, - вдруг выпалил юноша, и сам подивился своей прыткости. Все же он видел ее всего пять минут, а разговаривал меньше минуты.
- Я знаю, - рассмеялась Цветочница, - ты Музыкант, и живешь на втором этаже в доме булочника, и на твоем окне нет ни одного цветка.
- И правда, наверное, мое окно очень выбивается своей серостью из всех красочных окон на нашей улице, - смутился Музыкант.
- Зато из него всегда льётся прекрасная музыка, - тихо заметила девушка.
- Как раз за этим я и пришёл к тебе! Я видел сегодня у маленького Петера чудесный колокольчик, который вызванивает необычайные мелодии, он сказал, что это ты подарила ему цветок. Не подаришь ли ты и мне такой колокольчик? - с надеждой поинтересовался Музыкант.
- Извини, - пожала плечами девушка, - этот колокольчик вырос специально для Петера, других таких больше нет. Но не огорчайся, у меня есть особый цветок только для тебя. Пойдем ко мне в сад, я покажу его тебе, - улыбнулась Цветочница, и, распахнув дверь своего дома, взяла Музыканта за руку и повела его во внутренний дворик.
Музыкант с интересом последовал за девушкой. Он уже свыкся с мыслью, что сегодняшний день богат на необычные встречи и происшествия, и с нетерпением ждал очередного чуда. Предчувствия его не обманули - во внутреннем дворике дома Цветочницы его взору открылся сад потрясающей красоты. Каких только цветов тут не было! Большинство из них он не видел ни разу в жизни и не знал, как они называются. В изумлении он замер на самом краю садовой дорожки, не зная даже на чём задержать свой взгляд. Спустя мгновение, он решил, что самым верным будет всё же не отрывать взгляд от Цветочницы, ибо всё равно она была прекраснее любого цветка в её саду.
- Иди сюда, - поманила его девушка в дальний уголок сада, - смотри, вот он, твой цветок.
Она опустилась на колени и расправила цветку лепестки, будто бы поправила воротничок рубашки у первоклассника, перед тем, как представить его директору школы. Музыкант присел рядом с ней, рассматривая цветок, который не был похож ни на один из тех, что ему доводилось прежде видеть. У цветка было девять крупных белых лепестков с фиолетовыми прожилками и голубая сердцевина с золотыми тычинками. Юноша наклонился поближе и вдохнул нежный свежий аромат, исходивший от цветка. Его сердце вдруг забилось чаще, а на глаза навернулись слёзы, он не понимал, что с ним происходит. Одно за другим, как живые картины, на него вдруг нахлынули самые счастливые воспоминания его жизни. Ему захотелось вдруг обнять весь мир!
- Как? Как ты поняла, что это именно мой цветок? - с жаром воскликнул он, обращаясь к девушке.
- Я вырастила его, думая о тебе, - тихо ответила она, смущенно отведя глаза в сторону.
- Но… но ты же совсем не знала меня до сегодняшнего дня, - удивился Музыкант.
- Ну отчего же, - улыбнулась она, - ты живешь на этой улице уже достаточно давно. Я слышала много раз, как рождалась твоя музыка - иногда легко, иногда с трудом. Я видела тебя грустным и задумчивым у окна, в таком настроении ты любишь смотреть на закат. А когда ты весёлый, то ты пускаешь с уличными мальчишками в лужах кораблики и показываешь Петеру, как надо играть на дудочке.
- Почему же я раньше не замечал тебя? Как я вообще мог жить, не замечая тебя, когда ты была настолько близко, - не в силах поверить в то, что это было действительно так, он нежно провел рукой по её волосам, словно боясь, что она внезапно растает в воздухе.
- Каждому цветку свое время, чтобы вырасти, и каждому сердцу свое время, чтобы услышать другое сердце. Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать, - так любила говорить моя бабушка. Я знала точно, что ты придешь ко мне, когда увидела маленький неизвестный росток, и почувствовала, что это будет твой цветок. Я не ошиблась? - спросила она, пытаясь прочесть ответ в его глазах.
- Нет-нет! Ты не ошиблась! Я никогда не чувствовал ничего подобного. Здесь вырос мой цветок, и здесь моё сердце услышало твоё сердце, - сказал музыкант, прижимая девушку к своей груди. - Я знаю, о чем будет моя музыка! Я напишу ее для тебя!
- Пожалуй, я знаю, как зовут твой цветок, - подмигнула ему девушка, - его зовут «Вдохновение». Сейчас я пересажу его для тебя в отдельный горшок, и он будет первым цветком на твоем окне.
- Нет, не надо, - остановил её музыкант, - пусть растет тут. Я хочу приходить сюда каждый день и любоваться им… и тобой.
- Хорошо, мы будем ждать тебя, - заверила его цветочница, - а сейчас поспеши, наверное, твоя муза тебя заждалась.
Перепрыгивая через ступеньки, как на крыльях музыкант влетел в свою мансарду и бросился к клавесину. Муза тихонько посапывала, свернувшись калачиком на нотах. Проснувшись от его появления она сладко потянулась, расправила юбочку и поинтересовалась:
- Ну? Где был, что видел? Принёс мне сардельку? - И тут же осеклась на полуслове. - Ой! Ой-ой-ой! С тобой явно произошли перемены!
- Перемены, и еще какие! - с удовольствием подтвердил её догадку музыкант и ласково пощекотал пальцем ямочку на её пухлой щёчке.
- Ах! - всплеснула руками муза, - что я чувствую! В нашей каморке наконец-то запахло вдохновением и любовью!!! - И она радостно запрыгала, хлопая в ладоши. - Скорее-скорее начинай играть!
Через неделю после этого необыкновенного дня в городе наступил любимый всеми жителями Весенний Праздник. Главная площадь утопала в цветах, и по всему городу разносились лёгкие звуки нового весеннего гимна. Эта музыка была чудесна, она проникала в каждое сердце, пробуждая самые заветные воспоминания, она призывала любить и радоваться жизни. Сам король, прибывший на праздник, не смог сдержать восторга и проронил несколько слёз, вспомнив свои молодые годы. А бургомистр, не сводивший глаз с короля, раздувался от гордости как индюк, печенкой чувствуя, что арсенал его наград сегодня будет пополнен еще одной драгоценностью.
Город бурлил от народных гуляний до самой поздней ночи. Музыкант и Цветочница сидели в саду и смотрели на звёзды.
- Так значит, король тебе предложил стать придворным музыкантом? - с замиранием сердца спросила Цветочница.
- Да, и посулил неплохое жалование… Но я отказался. Ведь я всё равно не смогу писать музыку, если моё сердце и вдохновение останутся здесь, - сказал Музыкант и поцеловал девушку.
Звёзды на небе засияли чуть ярче, приветствуя рождение еще одной счастливой истории.