Хрустальная капель

Feb 01, 2008 00:08


"Хрустальная капель" nelly_anelli   
      В семье короля Шестнадцатого Королевства случилась большая радость: королева родила сына. Правда, ее величество скончалась родами, что повергло в большое горе всех в стране. Но она подарила короне наследника, и это было всего важнее.
      Первая фея наградила принца Эрика красотой - к красивым смертным мужчинам она была неравнодушна всю свою феичью жизнь. Вторая подарила Эрику доброту. Третья, выслушав вторую, снабдила его здравым смыслом. Четвертая пообещала, что принц будет отлично ладить с людьми. Пятая одарила Эрика отвагой. Шестая пожелала, чтобы принц был удачливым. Седьмая одарила Эрика хладнокровием в трудностях, восьмая - веселым нравом, девятая - способностью легко постигать любые науки, десятая - любовью к путешествиям, одиннадцатая - проницательным и острым умом.
      Двенадцатая фея очень волновалась. Она была еще совсем молоденькая, и это был ее первый визит к особе королевской крови. Феи очень не хотели брать ее с собой, но случилось так, что опытная, повидавшая сотни благородных младенцев фея Мальвазия перебрала амброзии и нектара, пируя на свадьбе королевы фей, и страдала сильнейшей головной болью. А известно, что захворавшая фея бог знает чего может младенцу пожелать. Поэтому скрепя сердце решили послать юную фею Амелину - вот и будет ей экзамен.
      Задумавшаяся Амелина распахнула прелестные голубые глаза и поняла, что одиннадцать старших фей сказали свое слово, и все смотрят на нее. Амелина была полна рвения оправдать оказанное ей высокое доверие, подарить принцу такой подарок, который превзошел бы все предыдущие и сразу поднял Амелину до ранга Высоких Фей, тех, кого всегда ждут у королевских кроваток.
      - Я желаю принцу Эрику встречи с самой чудесной девушкой мира! - воскликнула Амелина, и по залу пронесся легкий ароматный ветерок - это одиннадцать старших фей еле слышно вздохнули с облегчением. Ободренная, Амелина продолжала: - Такой чудесной, что принц просто умрет от любви к ней! - и юная фея взмахнула волшебной палочкой.
      - Летим, подруги, - скомандовала феям Смеральда. - Боюсь, королю теперь не до нас. Ну а тебе, Амелина, придется ответить за свой поступок. Не знаю, к чему тебя приговорит королева, но боюсь, год визитов исключительно к отпрыскам обесчещенных нищих девиц - это минимум. Боже, какой позор, словно мы злые феи!
      И одна за другой воздушные создания выпорхнули в окно.
      Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ли коротко ли, а минуло с того дня шестнадцать лет.
      Воспитанием принца Эрика, начиная с четырехлетнего возраста, занималась его тетка Изабель. Смерть королевы подкосила короля, и с того злосчастного дня он лишь чах от горя, пока не зачах совсем. Перед смертью он послал за своей сестрой и успел, уже пребывая на смертном одре, рассказать о неудачном подарке феи Амелины.
      - Я запретил всякое упоминание о любви в этой стране, - сказал король, - повелел уничтожить все книги, в которых о ней что-либо написано. Ты должна вырастить Эрика так, чтобы он никогда в жизни не узнал, что такое любовь.
      Сестра пообещала королю сделать все, что в ее силах.
      Сразу после похорон Изабель, поручив управление страной верным советникам, взяла Эрика и вернулась к себе домой.
      Все королевство Изабель было - глухой, дикий, дремучий, темный лес, посреди которого на берегу озера с черной водой возвышался ее величественный мрачный замок, весь построенный из темного камня. Несколько старых слуг, сама Изабель да принц Эрик - вот все обитатели королевства, имеющие человеческий облик. Остальное население - птицы, дикие звери да лесные духи.
      Изабель была уже стара. Она понимала, что не сможет оберегать Эрика всю его жизнь. Подумав о наказе своего брата, она решила: путь, который он избрал, - ошибочен. Надо было сделать так, чтобы сам Эрик бежал от любви, как от чумы.
      Внушить это юноше, лишенному общества, было нетрудно.
      Изабель сама учила Эрика всему, и она дала ему для чтения несколько книг: легенды о короле Артуре, сказание о Тристане и Изольде, повесть о Ромео и Джульетте, истории о любви Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре. Для начала, решила Изабель, этого достаточно.
      В один из уроков, убедившись, что Эрик ознакомился со всеми этими трудами, она рассказала ему о страшной болезни под названием любовь.
      - Нет ничего ужаснее, чем заразиться ею, - говорила Изабель. - Человек, имеющий несчастье заболеть любовью, теряет разум и силу воли. Представь, что твое счастье зависит только от какого-то одного человека. Что не видя его, ты теряешь сон и аппетит. Что если этот человек пренебрегает тобою, ты познаешь самые бездны горчайших несчастий. Ты не можешь думать ни о чем, кроме человека, заразившего тебя любовью. Он может, посулив тебе мимолетную ласку, заставить тебя пожертвовать всем, что тебе дорого, а взамен оставить ни с чем, и ты даже не сможешь на него рассердиться. Любовь заставляет людей совершать ужасные поступки, она превращает их в рабов. Ради любви, по вине любви человек идет на убийство, подлость, обман, преступление. Ты ведь читал историю Тристана и Изольды, не правда ли, сын мой?
      - Да, тетя, - ответил Эрик
      - Помнишь ли ты, сколько подлостей совершили эти двое ради своей страсти? Как обманывали и предавали они столь много сделавшего им добра человека - короля Марка?
      - Ведь они были не виноваты! Они выпили зелье и просто не могли не любить друг друга!
      - Но кто же заставлял их поступать так, как они поступали? - вопросила Изабель. - Страсть застила им глаза. Повторяю, Эрик: это болезнь. Страшись ее. У нас в библиотеке есть книга великого врача Ибн Сина. Я хочу, чтобы ты выучил наизусть раздел, касающийся болезни любви, и на всю жизнь запомнил ее симптомы. И когда меня не будет рядом, ты должен будешь сразу распознать эти признаки и бежать со всех ног от человека, по вине которого испытал эти чувства, пока любовь не убила тебя.
      - Но Ромео и Джульетта...
      - Часто любовь в книгах предстает прекрасной, - сказала Изабель. - Людям хочется, чтобы это было так. Ибо это дурман, подобный наркотику. Для тех, кто вкушает его, нет ничего слаще, но это лишь сладкий сон, обман, ибо взамен наркотик забирает разум и самое жизнь.
      Так рос Эрик, в глухом лесу, среди духов и зверей, надежно вооруженный против любви. Теперь даже самые прекрасные стихи и романы о любви Эрик воспринимал только через призму урока, преподанного ему тетей. И с каждой прочитанной книгой убежденность его в тетиной правоте только крепла.
      Но были в замке и другие книги. В них говорилось о далеких странах и городах, теплых морях и сверкающих льдинах, диковинных цветах и удивительных животных. (А все мы помним пожелание десятой феи!). Эти-то книги и увлекали Эрика так, как ни одна книга о любви. Так что когда тетя умерла, и делать в замке Эрику стало нечего, он оделся в серо-зеленый дорожный костюм, взял с собой острый кинжал, немного еды и одежды, все карты, которые нашел в замке, и однажды весною, когда обледенелые еловые ветки заиграли звонкой капелью, тронулся в путь.
      Десять лет странствовал принц Эрик по свету. Он увидел все то, о чем читал в своих книгах, и еще намного больше. Видел прозрачные озера, в которых отражались облака, так что непонятно было, где заканчивается земля и начинается небо. Видел шумные богатые города, где на рынках купцы торговали диковинными тканями и пряностями; бескрайние пустыни с красным песком и раскаленным лиловым небом; видел ароматные южные ночи у теплых морей, когда луна и звезды так близко, что до них можно дотронуться рукой. Множество великих чудес и таинств повидал Эрик; и множество девушек.
      Был он умен, хорош собою, отменно воспитан, храбр, честен, и не одна девушка пленилась им, и не одна хотела связать с ним свою судьбу. Были среди них и знатные красавицы, и прекрасные принцессы, и прелестные простолюдинки - но стоило при виде какой-нибудь из них сердцу Эрика забиться сильнее, как он тут же покидал тот край и делал все, чтобы больше никогда не видеть эту девушку. Так, бегая от любви, странствовал принц Эрик, и вот спустя десять лет не осталось ни одной страны, которую бы он не видел.
      Однажды в стране великих ученых и великих пустынь Эрик беседовал с мудрецом, который жил на свете свой стопятидесятый год. Он-то и рассказал Эрику о далеком уединенном острове, расположенном в одном из Краеземельных океанов. Там, сказал мудрец, обитает последний из живущих на свете драконов. Он охраняет неведомое сокровище, и говорят, что тому, кто достанет его, откроется великая тайна жизни.
      Страшен ли тот дракон, спросил Эрик. Мудрец усмехнулся в ответ. Сам он пытался в юности достичь заветного берега, но не сумел даже приблизиться к нему: дракон дыхнул - и спалил его лодку.
      Опасность не испугала Эрика - в душе он уже решил отправиться к острову. Он видел все земли на свете, а больше ничего в жизни ему не хотелось. Что с того, если он погибнет? Он испытал все, о чем мечтал, он прожил жизнь счастливо. А если ему откроется великая тайна, возможно, он поймет, для чего жить дальше.
      Эрик снарядил корабль и в одиночестве отправился к драконьему острову. Карты океана у мудреца не было, но он, вспомнив свой опыт, снабдил Эрика ценными указаниями.
      Несколько месяцев плыл Эрик по бескрайним просторам, и вокруг - только волны и голые скалы. Но удача, подаренная ему шестой феей, уберегла его от штормов, опасных рифов и штиля. Так Эрик достиг на своем маленьком кораблике заветной земли.
      Издали остров показался ему необитаемым - во всяком случае, дракон не делал попытки помешать Эрику достигнуть берега. Однако на этом удача истощилась: поднялся сильный ветер, шторм, и корабль Эрика разбило о скалы. А самого его выбросило на пустынный берег.
      Придя в себя, Эрик напился из ручья и отправился осматривать остров. Весь он состоял из заросших лесом скал, и бредя по лесу, Эрик вышел к той самой пещере, где, должно быть, обитал дракон.
      Но пещера была совершенно пуста. Не было слышно дыхания, не было видно следов, чешуи - ничего, что говорило бы о пребывании здесь дракона.
      «Должно быть, дракон живет в другой пещере», - подумал Эрик и направился к выходу.
      - Постой! Куда же ты, рыцарь? - раздался позади него нежный голос.
      Эрик обернулся и увидел молодую женщину. Одежда на ней была очень старая, изношенная, линялая, рваная, выгоревшие русые волосы собраны на затылке в простой пучок, руки явно знавали следы тяжелой работы, грязные босые ступни давно забыли об обуви. Загорелое лицо ее огрубело от ветра.
      Светло-зеленые глаза же ее глядели на Эрика с дружелюбным любопытством.
      Эрик ничего не ответил, и женщина подошла ближе.
      - Меня зовут Эрин, - сказала она и улыбнулась. - Пойдем, я дам тебе поесть.
      И Эрик послушно пошел вслед за нею по лесной тропинке.
      С каждым шагом Эрик все больше дивился тому, как чист и прозрачен здесь воздух, как сладко поют птицы, и подумал: почему этот остров слывет таким страшным?.. наверное, потому что он очень далеко от Обитаемых Земель, ответил он сам себе, решив при случае узнать об этом у Эрин.
      Эрин привела его к маленькому домику, который, как оказалось, она построила сама с помощью племени добрых гномов, обитающих в здешних подземельях.
      - А где же дракон? - спросил Эрик.
      Эрин только пожала плечами и попросила не говорить с ней о драконе.
      Поев и отдохнув, Эрик помог Эрин натаскать воды. После этого она села чинить рыболовную сеть, а Эрик предложил нарубить для нее дров в благодарность за гостеприимство. Потом он заметил, что Эрин мерзнет в своей ветхой одежде, что кожа на ее теле покраснела и шелушится, и, отыскав свой корабль, выудил из воды свой меховой плащ, который оказался великоват Эрин лишь немного.
      Благодаря любви к наукам и остроте ума, подаренными Эрику феями, он знал очень много из того, что обычно не знают принцы. Например, из каких растений можно делать нити и как затем из нитей сделать хорошую ткань. Так у Эрин появился ткацкий станок, на котором она соткала одежду для себя и Эрика. Однажды Эрин познакомила Эрика со своими друзьями-гномами, и оказалось, вопреки людскому мнению, что это мудрые и приятные в общении существа.
      Как-то раз Эрин и Эрик сидели у очага: он читал, она пряла. Подняв глаза, чтобы дать им отдых, Эрик вдруг подумал, что Эрин вовсе не такая уж некрасивая, как ему казалось. И еще он подумал, что ему не хочется уезжать с этого острова. Почему-то нигде ему не было хорошо так, как здесь, хотя остров нельзя было назвать самым прекрасным местом на свете. Кроме того, повсюду его ожидала смерть от любви. А Эрин он никогда не полюбит; при виде нее он не отметил у себя ни одного из симптомов болезни, описанных у Ибн Сины или в посвященных любви книгах. Но у них могут быть дети, и это будет еще одно интересное впечатление.
      И Эрик попросил Эрин выйти за него замуж.
      Обряд совершили гномы. Эрик и Эрин поклялись друг другу в вечной верности. Только в любви они не клялись: об этом попросил Эрик, а Эрин вовсе и не спорила. Она сказала, что тоже не хочет никакой любви, а Эрик ей нравится, и ей будет интересно побывать замужем.
      Прошло много лет: полвека или даже больше. Однажды весной, когда повсюду с хрустальным звоном таяли сосульки, Эрик почувствовал, что пришел его смертный час. Он лег на кровать. Эрин, которая была уже пожилой женщиной с седыми волосами, села рядом и взяла его за руку.
      - Я умираю, Эрин, - сказал он, и слезы скатились по ее лицу; она крепче сжала его руку. - Все эти годы я не спрашивал тебя, как ты и просила, но эта тайна не дает мне покоя. Что это был за дракон, живущий здесь?
      - Я была этим драконом, - ответила Эрин. - Когда я родилась, мне предсказали, что я должна умереть от любви. И мой отец, колдун, превратил меня в дракона. Ведь это мудрые бессмертные существа - слишком мудрые, чтобы любить. Заклятье действовало, пока жив был мой отец - и он думал, что будет жить вечно, ведь он был великим колдуном. Но он был побежден еще более сильным волшебником, и заклятье спало. Много лет я жила здесь одна, пока не появился ты.
      - Как странно... - прошептал Эрик. - Мне тоже было предсказано, что я должен буду умереть от любви. Именно от любви я бежал на этот остров. Только сейчас мне кажется, что я любил тебя все эти годы. Но я не умер. Я прожил долгую жизнь. И умираю от старости, от того, что пришел мой час.
      - Я думаю, ты не умер, потому что не понял, что любишь меня, - сказала Эрин. - Я с самого начала знала, что люблю тебя, но я многое поняла, живя в одиночестве, и не испугалась. Ведь убивает нас только страх, а любовь не ведает страха. Ты просто не узнал любовь, когда ее встретил, а не узнал, потому что не боялся. Но что ты почувствовал, когда мы впервые поцеловали друг друга? Когда родился наш первенец? И наш второй ребенок, и третий?.. Что ты чувствовал, когда слушал водопады, когда, удя рыбу, встречал рассвет, когда мастерил для меня ткацкий станок? Что ты чувствуешь всякий раз, когда с голубем прилетает весточка от одного из наших детей, странствующих по большой земле?.. Любовь пришла к тебе неузнанной - и может быть, это к лучшему.

- Да, - сказал на это Эрик и умер с улыбкой радости на устах.
Previous post Next post
Up