«MARIENBAD» Шолом-Алейхема
режиссёр Евгений Каменькович, Студия театрального искусства
Премьера - 13 января 2005.
Спектакль-наслаждение. Праздник умного и игривого, ненатужного веселья. Идеален для семейного просмотра.
«Путаница в 37 письмах, 12 любовных записках и 47 телеграммах - в сокращении!»
Кипиш междугороднего масштаба, поднявшийся в курортном Мариенбаде вокруг частной переписки чахнущего над златом ШлОймы КурлЕндера и его молодой жены БЕйльци. Жизнерадостность жёниных весточек бередит ревность старого мужа, вынуждая его обратиться к посредничеству третьих лиц. Мало-помалу в семейную историю оказываются втянуты все соседи четы Курлендеров по кварталу, как отправившиеся на воды в Мариенбад, так и оставшиеся в Варшаве.
Действие погружено в стихию курортных романов и супружеской ревности, из последних сил переплавляемых в сдержанные письма обеих сторон друг к другу. Учтивая полуправда этих посланий, одновременно прямолинейных и лукавых, рассудочных и страстных, стратегических и легкомысленно небрежных, - заквашивает интригу, которая несёт спектакль на всех парах, едва-едва успевая перегореть и рассеяться к финалу. Картина сдобрена местным колоритом и многоэтажным юмором Шолом-Алейхема.
Зал смеялся весь спектакль, но сдержанно - словно опасаясь за смехом не расслышать следующей реплики. Путаница путаницей, а здесь важно каждое слово. Спектакль многословный (в этом смысле репутация литературного театра не врёт), но этого не замечаешь, потому что водевильная скорость и концентрация игры сверхъестественная: контрапункт слова и интонации, слова и жеста, действия («акции») и реакции адресата, актёрского и режиссёрского юмора. Молодец всё-таки Каменькович! Как лихо он справляется с инсценировками прозы! Интеллектуальная «Аркадия» Стоппарда, диссидентская «Школа для дураков» Саши Соколова, неподъёмный «Улисс» Джойса, а теперь вот эпистолярный роман Шолом-Алейхема - в его аранжировке парят над сценой, земли не касаясь.
На редкость сыгранный, слаженный актёрский ансамбль (примета здорового репертуарного театра), словно специально созданный играть комедии. Впервые видела в деле Александра Коручекова (Шлойма Курлендер), окончательно влюбилась в Анастасию Имамову (помимо добродетельной супруги БрОни ЛОйферман подменявшей сегодня Ольгу Калашникову в роли отвязной контрабандистки Эвы ЧАпник), не узнала - в хорошем смысле - Марию Шашлову (в роли темпераментной еврейской мамаши Перл ЯмАйчихи): все шикарные харАктерные актёры! Упивающаяся свободой красавица Бейльца (Мириам Сехон, расцветившая амплуа героини блёстками комедийных оттенков). Ироничный ХАим СорОкер (Григорий Служитель, рисующий, кажется, с молодого Ширвиндта). Его умная и грациозная (почти Майя Плисецкая) жена ЭстЕр (Татьяна Волкова). Её ревнивая сестра Ханна МарьЯямчик (Анна Рудь), днём и ночью завывающая по своему ловеласу-мужу МЕеру МарьЯмчику (неожиданный, лёгкий в амплуа комика Андрей Шибаршин). Отец Меера, которого он уважает и боится, - Давид Марьямчик (не меняющийся с годами и ролями Сергей Качанов). Велвл (Well-well - произносят здесь) ЯмАйкер, тугоумный муж своей предприимчивой жены (органичный в каждом движении Александр Обласов). Бедный портной и подкаблучник КАлмен БрОйхштул (Сергей Аброскин), словно в насмешку, вознесённый обстоятельствами до роли истца, одновременно и пугающей, и сладкой, и в мгновение ока низвергнутый обратно. Эпизодический, но цельный ПЕкелис (Сергей Пирняк, который в маленькой роли успевает выдать полноценный сложившийся характер): деловой человек, занимающий прочное место в мире и чувствующий себя в своём праве. И, так сказать, венец творения, центр притяжения женского внимания - Альфред ЗайдЕнер («ртутный» Алексей Вертков), дантист из Кишинёва, гремучая смесь хлестакова и дон-жуана, наслаждающийся ролью престижного жениха. Отдельная песня - исполненный страсти и восторга женский гимн шоппингу: «О, ВертгЕймер! О, ВертгЕймер! ВертгЕймер! ВертгЕймер! ВертгЕ-Е-Еймер!»
Последнюю телеграмму этого вечера я получила уже по дороге домой, заглянув в программку: премьера «Marienbad’a» состоялась аж семь лет назад, а спектакль юн и свеж - как вчера родился.